Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • сдача (прием) основных средств в аренду;
  • начисление арендной платы к получению (к перечислению);
  • отражение затрат по ремонту и капитальным вложениям по арендованным основным средствам;

возврат арендованных основных средств.

При сдаче основных средств в текущую аренду перехода права собственности не происходит, поэтому у арендодателя переданные в аренду основные средства с баланса не снимаются (амортизация начисляется с Д-т 91 К-т 02), а у арендатора – ставятся на забалансовый учет (Д 001).

Суммы начисленных арендных платежей:

  • у арендодателя – включаются с состав прочих операционных доходов (Д-т 76 К-т 91) и по ним начисляется НДС (Д-т 91 К-т 68)
  • у арендатора – включаются в издержки производства и обращения (Д-т 20,26,44 К-т 76), НДС отражается на счете 19 (Д-т 19 К-т 76).

Затраты по текущему ремонту арендованных основных средств, производимых арендатором, включаются в издержки производства и обращения (Д-т 20, 26, 44, 43 К-т 10, 70, 69…).

Лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения. Отношения при лизинге определяются ФЗ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98 г.

Для учета операций долгосрочной аренды (лизинга) в новом плане счетов используются счета:

  • 08 – вложения во внеоборотные активы;
  • 62 – расчеты с покупателями и заказчиками;
  • 76 – расчеты с разными дебиторами и кредиторами;
  • 98 – доходы будущих периодов;
  • 08, 76 для арендатора, 03 и 97 для арендодателя.

У арендатора, арендующего ОС на условиях долгосрочной аренды возникает следующая хозяйственная ситуация:

  • с одной стороны, арендованное ОС показывается в балансе как часть имущества;
  • с другой стороны, как подлежащее оплате обязательство.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 75 «Расчеты с учредителями»


Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Безвозмездное поступление основных средств

Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» в К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 98 «Доходы будущих периодов» - на первоначальную стоимость

Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на первоначальную стоимость

Д-т счетов учета затрат (25, 26 и др.) К-т счета 02 «Амортизация основных средств» - ежемесячно на сумму амортизации

Д-т 98 «Доходы будущих периодов» К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - ежемесячно на сумму амортизации.

Отражение при безвозмездном поступлении объекта основных средств в бухгалтерском учете организации приведены ниже, в таблице 1.

Таблица 1-Операции при безвозмездном поступление основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Оприходованы основные средства

08-4

98-2

2

Доведение основных средств до состояния пригодного к эксплуатации

08-4

60

3

Основные средства приняты к эксплуатации

01

08-4

Рыночная стоимость основных средств, полученных безвозмездно, отражается по дебету счета 08-4 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 98-2 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления».

Затраты по доставке объектов и приведение в состояние, пригодное для использования (п.12 ПБУ 6/01) основных средств, полученных безвозмездно, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями - получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов (60, 76).


Данные расходы формируют первоначальную стоимость указанных основных средств и при принятии основных средств к учету отражаются проводкой: Д-т 01 «Основные средства» К-т 08-4 «Вложений во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств».

Приобретение основных средств по договору мены

Фактическая стоимость основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, определяется исходя из стоимости переданного или подлежащего передаче имущества (п.11 ПБУ 6/01). При этом стоимость обмениваемого имущества устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичного имущества. По каким счетам проходят отражение операции, представлено ниже, в таблице 2.

Таблица 2. Операции приобретение основных средств по договору мены

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Реализованы материалы по договору мены

62

91

2

Списана стоимость материалов

91

10

3

Оприходовано основное средство

08

60

4

Произведен зачет стоимости материалов и основного средства

60

62

5

Основные средства приняты к эксплуатации

01

08

Фактически это означает, что покупной стоимостью приобретаемого объекта основных средств для целей отражения в бухгалтерском учете признается рыночная стоимость выбывающих продукции, товаров, материально - производственных запасов или основных средств, которой в общем случае является цена, указанная сторонами в договоре мены.

Оприходование основных средств, выявленных при инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации основных средств установлен в разд.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Отражение и запись оприходование основных средств, выявленных при инвентаризации представлены в таблице 3.

Таблица 3. Отражение оприходования основных средств, выявленных при инвентаризации

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Оприходованы основные средства

08

91

2

Основные средства приняты к эксплуатации

01

08

3

Отражена сумма амортизации по объекту основных средств

91

02


Исходя из п.5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, регулируются в соответствии с п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н в следующем порядке: основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации;

Если при инвентаризации выявлены основные средства, которые не были в эксплуатации, то организации производят их оценку по рыночной стоимости с оприходованием по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» согласно Инструкции по применению Плана счетов.

В том случае, если основные средства, выявленные при инвентаризации, были ранее в употреблении, то необходимо их отразить в бухгалтерском учете по остаточной стоимости (с учетом начисленной амортизации).

Строительство объектов основных средств

Принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств законченных капитальных вложений оформляется соответствующими первичными документами - актом приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11), актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) и актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1).

Организация может осуществлять строительство объектов основных средств как хозяйственным, так и подрядным способом.

Строительство объектов основных средств подрядным способом осуществляется на основании договора, заключенного между подрядчиком и заказчиком (гл.37 ГК РФ).

В бухгалтерском учете при подрядном способе производства работ, выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования, отражаются у застройщика - заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.

На субсчете «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, подрядным или хозяйственным способом осуществляется это строительство).


Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

Отражение операции построены основные средства подрядным способом, представлены в таблице 4.

Таблица 4. Отражение операции при подрядном способе

Содержание операции

Дебет

Кредит

Построены основные средства подрядным способом (строительство выполняет сторонняя компания)

1

Сформирована стоимость подрядных работ

08

60

2

Учтена стоимость подрядных работ

01

08

При осуществлении организацией, не являющейся строительной, строительно-монтажных работ хозяйственным способом, возникает необходимость ведения раздельного учета затрат по разным видам деятельности. А именно: по основному виду деятельности, признаваемому предметом деятельности организации, и по строительной деятельности. Себестоимость строительно-монтажных работ, осуществляемых хозяйственным способом, формируется непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств».

1.3 Синтетический и аналитический учет основных средств

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце [17, с. 176].