Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методология учета поступления основных средств
1.1 Первичный учет поступления основных средств
1.2 Поступление основных средств
1.3 Синтетический и аналитический учет основных средств
Глава 2. Анализ учета поступления основных средств на примере ООО «Брейн»
2.1 Анализ учета поступления основных средств ООО «Брейн»
Самостоятельно созданные документы должны достоверно описывать хозяйственные операции, обеспечивать пользователей необходимой и достоверной информацией, должны быть удобны для обработки и хранения и не должны дублировать другие первичные документы.
Руководителем организации, по согласованию с главным бухгалтером, должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, при этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Первичные учетные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции. Если же составить документ сразу невозможно, его следует составить непосредственно после завершения хозяйственной операции.
Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичный учетный документ считается окончательно оформленным только в том случае, если он составлен по установленной форме, все его реквизиты заполнены, незаполненные строки прочеркнуты, документ проверен работниками бухгалтерии организации.
По основным средствам, внесенным учредителями в качестве взноса в уставный капитал, в бухгалтерском учете начисляется амортизация. Ее сумма включается в себестоимость продукции, которая изготавливается посредством использования данных объектов. В ООО «Брейн» сумма амортизации по контрольно-кассовой машине начисляется на счет 44 «Коммерческие расходы». Это связано с тем, что общество не занимается производственной деятельностью.
Учет основных средств в ООО «Брейн» ведется автоматизированным способом с помощью программы «1С:Бухгалтерия 8.0» и построен на основе ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и сопутствующих нормативных документов.
Порядок учета объекта основных средств в организации выглядит следующим образом:
- Учет приобретения или создания основного средства. На данном этапе важен учет вложений в основное средство, расчет его первоначальной стоимости.
- Принятие объекта ОС к учету. Когда первоначальная стоимость объекта ОС сформирована, он подготовлен к работе, его принимают к учету для последующего использования.
- Учет амортизации объектов ОС. На объект ОС начисляют амортизацию, распределяя их первоначальную стоимость по периодам полезного использования в соответствии с выбранным способом амортизации.
- Учет перемещения объектов ОС. Объекты ОС могут перемещаться из одних подразделений организации в другие - эти перемещения следует правильно отражать в учете.
- Учет модернизации объектов ОС. При модернизации свойства ОС улучшаются, они приобретают новые возможности.
- Переоценка объектов ОС. Объекты ОС - это объекты, которые обычно используют в течение нескольких лет. В процессе эксплуатации объекта может оказаться, что его стоимость меняется - при капитальном ремонте, достройке или дооборудовании, в ходе переоценки с целью приведения информации о стоимости объектов ОС к современному состоянию. В ходе переоценок меняется стоимость объектов, это так же нуждается в отражении в учете.
- Инвентаризация объектов ОС. Инвентаризация - это сверка фактического наличия и состояния объектов ОС с данными бухгалтерского учета. Объекты ОС, как и другие ценности, периодически нуждаются в инвентаризации.
- Выбытие объектов ОС. Жизненный цикл основных средств в организации заканчивается их выбытием. Выбытие основных средств происходит по разным причинам. Это может быть моральное и физическое устаревание, продажа основного средства другой организации, передача в качестве вклада в уставный капитал. Выбытие объектов ОС так же требует отражения в учете.
Для учета вложений во внеоборотные активы, то есть - для учета затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Аналитический учет по счету 08 и его субсчетам организован в разрезах отдельных объектов строительства (Субконто 1) и статей затрат (Субконто 2). Для некоторых субсчетов заведены субконто Номенклатура (Субконто 1), Партии (Субконто 2 - в том случае, если в организации применяется партионный учет) и Склады (Субконто 3).
Если организация приобретает основное средство, не требующее монтажа, это отражается следующим образом:
Д-т 08 К-т 60 - на стоимость объекта ОС без НДС
Д-т 19 К-т 60 - НДС
Д-т 01 К-т 08 - принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости
Если организация приобретает ОС, требующее монтажа, это отражается так:
Д-т 07 К-т 60 - на стоимость объекта ОС без НДС
Д-т 19 К-т 60 - НДС
Д-т 08 К-т 07 - передача объекта ОС для монтажа
Д-т 08 К-т 60 - приняты к учету монтажные работы, произведенные сторонней организацией
Д-т 19 К-т 60 - НДС по монтажным работам
Д-т 08 К-т 10 - списаны материалы, требующиеся для монтажа
Д-т 08 К-т 70 - начислена заработная плата работникам организации, участвующим в монтаже
Д-т 08 К-т 69 - отчисления на социальные нужды
Д-т 01 К-т 08 - принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости
В ООО «Брейн» следующий порядок работы в 1С:Бухгалтерии при принятии к учету нового объекта ОС.
Для работы с ОС предусмотрено множество специализированных документов. Однако, такая важная операция, как приобретение объекта ОС, оформляется с помощью обычного документа, используемого для учета поступления товаров и услуг.
16 января 2016 года в организацию от ООО «Технодрайв» поступила (Накладная №23 от 16.01.16) камера морозильная стоимостью 47200 рублей, в т.ч. НДС 7200 рублей. Поставщик выписал счет-фактуру №21 от 16.01.16. Камера оприходована по приходному ордеру №17 от 16.01.16.
Бухгалтер создает новый документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг). При создании нового документа выбирается тип документа Оборудование.
Далее бухгалтер заполняет документ следующим образом:
В поле Контрагент вводим информацию о контрагенте (в нашем случае - ООО «Технодрайв»), в поле Договор - договор, соответствующей данной поставке.
Теперь заполняем вкладку Оборудование. Создаем новую стоку табличной части Оборудование и вводим информацию о приходуемой морозильной камере.
Когда только что созданная и размещенная в нужной группе номенклатурная позиция будет выбрана в соответствующей позиции строки таблицы - некоторые данные - в частности - счета учета - будут заполнены автоматически. Другие данные нужно заполнить в соответствии с поступившим в организацию договором.
На вкладке Счета учета расчетов должны быть указаны счета 60.01 и 60.02.
Эта вкладка заполняется в том случае, если счет-фактура поступает вместе с товаром. Если, например, счет-фактура поступила позже или счетов-фактур несколько - нужно воспользоваться ссылкой Ввести счет-фактуру.
Из формы документа Поступление товаров и услуг бухгалтер может распечатать несколько печатных форм (нажимая на кнопку Печать и выбирая нужные документы). В частности, это следующие:
- ТОРГ-12 (Товарная накладная за поставщика с услугами);
- ТОРГ-4 (Акт о приемке товара без счета поставщика);
- М-4 (Приходный ордер);
- ОС-14 (Акт о приеме оборудования);
- Расчет-справка при расчетах в условных единицах;
- Приходная накладная.
Проведение подобных документов (так же, как, например, проведение ПКО и РКО) производится после того, как на выведенных печатных формах будут «собраны» необходимые подписи и печати.
Нажав кнопку Дт/Кт в панели инструментов списка документов можно посмотреть, как введенный документ повлиял на состояние учета.
В бухгалтерском учете сформированы проводки следующего вида:
Д08.04 К60.01 40000 руб. - на сумму стоимости оборудования;
Д19.01 К60.01 7200 руб. - на НДС входящий.
После того, как бухгалтер отразил поступление основного средства на склад, его можно принять к учету.
капитал бухгалтерский учет финансовый
2.3 Предложения по увеличению эффективности применения счета 01 «Основные средства» в соответствии с МСФО
Развитие рыночных отношений в нашей стране, международных, хозяйственных и финансовых связей позволили максимально приблизить принципы и методы бухгалтерского учета основных средств к принятым в международной практике нормам. Однако остаются некоторые аспекты учета основных средств, значительно отличающиеся от международных стандартов. Для российских компаний наиболее важной при подготовке отчетности в соответствии с МСФО является проблема оценки и учета основных средств, от этого во многом зависит финансовая отчетность компании. Это вызвано высокой долей основных средств в составе активов компаний многих отраслей. В составе МСФО существуют несколько стандартов и интерпретаций, регулирующих вопросы учета и отражения в финансовой отчетности объектов основных средств: МСФО (IAS) 16 «Основные средства» («Property, plant, and equipment»); МСФО (IAS) 17 «Аренда» («Leases») и др.
Главные вопросы учета основных средств регулируются МСФО 16 «Основные средства», утвержденным Советом по МСФО в декабре 2003 г., вступившим в силу для финансовой отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2005 г. или после этой даты. Основные цели стандарта заключаются в определении порядка учета основных средств, в частности: момента признания объекта основных средств в качестве актива; балансовой стоимости объектов основных средств; амортизационных отчислений по объектам основных средств.
В российском учете вопросы учета основных средств главным образом отражены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 15/2008 «Учет расходов и займов по кредитам», Методических указаниях по учету основных средств (утв. пр. МФ №91н от 21 ноября 2003 г.). Данные стандарты были созданы в рамках программы по реформированию учета в соответствии с МСФО и в основе своей имеют международные стандарты, поэтому многие пункты повторяют либо схожи с положениями международных стандартов, однако есть и существенная разница.
Отличия в подходах к учету основных средств между РСБУ и МСФО заложены на уровне целей российского и международного бухгалтерского учета. В России бухгалтерский учет направлен на формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям. Бухгалтерский учет призван выполнять функцию контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Следовательно, бухгалтерский учет в России направлен на отражение имущественных отношений и раскрывает положение организации с юридической точки зрения.
В то же время бухгалтерский учет по международным стандартам направлен на предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовом положении, о финансовых результатах деятельности и денежных потоках организации, полезной для принятия экономических решений. МСФО не ставят задач по отражению юридической стороны операций, а направлены на их экономическую сущность.
Различие целей бухгалтерского учета по МСФО и российским стандартам бухгалтерской отчетности формирует различие в правилах учета основных средств.
В то же время существуют и схожие моменты между МСФО и РСБУ, например, требования к раскрытию информации об основных средствах в отчетности.
МСФО (IAS) 16 предъявляет следующие требования к раскрытию информации в отчетности: способы оценки балансовой стоимости; используемые методы начисления амортизации; применяемые сроки полезной службы или нормы амортизации; валовая балансовая стоимость и накопленная амортизация (в совокупности с накопленными убытками от обесценения) на начало и конец периода; выверка балансовой стоимости на начало и конец отчетного периода, отражающая движение объектов основных средств.
ПБУ 6/01 в п. 32 также предъявляет требования к раскрытию информации об основных средствах в финансовой отчетности: первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года; движение основных средств в течение отчетного года по основным группам; способы оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами и др.
Исходя из вышеизложенного, в МСФО и РСБУ существуют как схожие моменты, так и значительные различия в учете основных средств, при этом некоторые концепции, являющиеся ключевыми в МСФО, в российских стандартах отсутствуют. В такой ситуации, стоимость основных средств по МСФО может существенно отличаться от стоимости основных средств по российским стандартам бухгалтерского учета.
Большинство российских компаний составляет отчетность по МСФО именно путем трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности. Сначала организация ведет бухгалтерский учет и на его основе составляет бухгалтерскую отчетность. Но эта отчетность не дает достоверной картины для принятия бизнес-решений. В итоге российские организации работают над созданием информации, про которую заведомо известно, что ее впоследствии придется исправлять.
В части учета основных средств трансформация тоже неэффективна, поскольку, как уже было сказано ранее, существующая система трансформации приводит к неэффективному расходованию ресурсов. В данной ситуации информацию об объектах основных средств эффективнее не трансформировать, а сразу вести учет основных средств, согласно правилам, предусмотренным МСФО, то есть вести параллельный учет.
Был рассмотрен учет поступления основных средств на примере конкретного предприятия ООО «Брейн».
Учет основных средств в ООО «Брейн» ведется автоматизированным способом с помощью программы «1С:Бухгалтерия 8.0» и построен на основе ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и сопутствующих нормативных документов. Порядок учета объекта основных средств в организации следующий. На этапе учета приобретения или создания основного средства производится оценка и расчет его первоначальной стоимости. Затем объект ОС принимается к учету. Когда первоначальная стоимость объекта ОС сформирована, он подготовлен к работе, его принимают к учету для последующего использования.