Файл: Разработка регламента выполнения процесса Транспортная доставка заказов (Основные понятия процессного подхода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая организация представляет собой сложную систему, внутри которой постоянно протекают различные процессы. Если бы не существовало никаких процессов, то нельзя было бы говорить и о существовании организации, так как только через происходящие изменения мы можем изучать любую систему. Изучение процессов организации является неотъемлемой частью теории организации.

Организация производственного процесса – одна из самых главных проблем для всех предприятий. Ведь именно от неё зависит то, как будет производиться продукция, какого качества она будет, какие затраты необходимы для обеспечения производства.

В настоящее время для предприятий, как производящих продукцию на экспорт, так и целиком ориентированных на национальный рынок, важным условием является необходимость подтверждения соответствия своей продукции международному стандарту качества ISO 9000. Сам же стандарт нацелен на применение процессного подхода в управлении. В тексте стандарта сказано: «Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и выполняемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего». Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Таким образом, система менеджмента качества утверждает, что управление предприятием на основе процессного подхода является залогом эффективной работы предприятий. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы, так как чем более эффективно и рационально построен производственный процесс, тем более качественная и, соответственно, более конкурентоспособная продукция будет выпускаться. А это очень важно, чтобы продукция имела спрос на рынке аналогичной продукции.

Целью выполнения курсовой работы является описание бизнес-процесса, рассмотрение эффективности процесса производства на предприятии, а также разработка регламента бизнес-процесса.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  • Изучить процесс, выявить сущность и виды процессов в организации;
  • Разработать регламент процесса производства на предприятии ООО «Эм Джи Систем»;
  • Рассмотреть организацию производственного процесса;
  • Оценить эффективность производственного процесса.

Объектом исследования является разработка регламента процесса транспортной доставки заказов на предприятии ООО «Эм Джи Систем».

Предметом исследования являются изучение теоретических аспектов: виды процессов организации.

глава 1. Теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процессов

1.1 Основные понятия процессного подхода

Управление бизнес-процессами или «процессный подход» на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных методологий управления компаниями. В статье рассмотрены необходимые понятия, смысл процессного подхода.

Процессный подход – подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и рассмотрении ее бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами компании или внешней средой. «Правильный» набор бизнес-процессов отдельной компании представляет собой их систему или сеть (рис. 1.1)[1], которая охватывает процессы производственного цикла компании, а также процессы управления, обеспечения необходимыми ресурсами.

Рисунок 1.1 - Сеть бизнес-процессов

Подтверждением «прогрессивности» управления бизнес-процессами как подхода к управлению компаниями подтверждается и тем, что необходимость реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001. Стандарты ISO 9001, по сути, являются нормативной моделью ведения бизнеса, выработанную деловым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах на системы менеджмента.

Среди преимуществ процессного подхода можно отметить[2]:

  1. клиентоориентированность;
  2. нацеленность на результат;
  3. гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды;
  4. непрерывность управления;
  5. возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы;
  6. прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.

Ключевым понятием процессного подхода является понятие «бизнес-процесса».

Бизнес-процесс  – регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации. Существует достаточно много определений этого термина, сформулированными как известными и авторитетными специалистами, так и международными организациями. Также следует сказать, что понятие «бизнес-процесс» достаточно часто в литературе, статьях, интернет-источниках применяется и в широком смысле как «деятельность в целом».

Основными понятиями процессного подхода являются:

1) Результат бизнес-процесса – то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности – получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса.

2) Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.

3) Исполнители бизнес-процесса – команда специалистов из различных функциональных областей (кросс-функциональная команда), выполняющих действия процесса.

4) Вход бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые преобразовываются или потребляются при выполнении процесса.

5) KPI – Key Performance Indicator (ключевой показатель эффективности), они применяются в качестве показателей результативности и/или эффективности бизнес-процессов.

Управление бизнес-процесса (в IDEF0) – управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса.

Исходя из вышеизложенного определения бизнес-процесса, к основным принципам их выделения можно отнести[3]:

  1. необходимый результат;
  2. регулярность действий;
  3. ценность результата для компании.

Глубина и степень детализации при описании (моделировании) бизнес-процессов определяются в зависимости от конкретных задач, вопросов на которые должно ответить это описание (модель), «проблемностью» и важностью процесса. Наиболее часто описание бизнес-процессов используется для получения ответов на вопросы типа: ЧТО, КТО и КАК должен выполнять в рамках деятельности компании.

Основные способы описания бизнес-процессов изложены в табл. 1.1[4].

Таблица 1.1- Основные способы описания бизнес-процессов


Способ описания бизнес-процессов

Пример

Достоинства

Недостатки

Текстовое

Стандарты организации, положения, должностные инструкции и др.

Привычность

Взаимосвязи между бизнес-процессами тяжело отслеживать.Высока вероятность неоднозначного понимания.
Затрудненный анализ бизнес-процессов из-за избытка малозначимой информации,
Значительные трудозатраты на поддержание документов в актуальном состоянии

Табличное

Матрица распределения ответственности

Привычность
Однозначность

Небольшое число факторов, параметров, которое можно отразить в таблице

Визуальное (графическое)

Организационная структура, блок-схема, технологическая карта и др.

Наглядность
Однозначность
Разработаны нотации под решения задач различной сложности

Возможно наличие требований к квалификации

Визуальное (графическое) с помощью специализированного программного продукта – системы бизнес-моделирования, case-средства

Сеть бизнес-процессов, 
Информационные модели для решения различных задач и т.д.

Возможность комбинированного использования всех предыдущих способов описания бизнес-процессов
Возможности коллективной работы
Поддержка различных нотаций, автоматическая проверка синтаксиса и др.

Приобретение программного продукта 
Возможно наличие требований к квалификации

На выбор способа описания бизнес-процессов оказывают влияние такие факторы как[5]:

  1. задачи, которые компания желает решить, внедряя процессный подход;
  2. размер и вид деятельности компании;
  3. сложность бизнес-процессов и их взаимодействия, риски бизнеса;
  4. квалификация персонала;
  5. устоявшаяся практика и др.

Оценка функционирования, «качества протекания» бизнес-процесса осуществляется на основании мониторинга и анализа показателей его результативности и/или эффективности, выявленных несоответствий. При управлении бизнес-процессом, его улучшением целесообразно применять цикл PDCA. Применение цикла PDCA для каждого отдельного процесса характеризуется следующим набором действий:


Таблица 1.2 - Применение цикла PDCA

Этап

Действия

Планируй (Plan):

Определяй цели (показатели) процесса и процедуры работы, выполнение которых участниками приведет к достижению его целей

Делай (Do):

Доведи до участников процесса цели (показатели) и процедуры работы, обеспечь соблюдение процедур работы участниками

Проверяй (Check):

Контролируй показатели, соблюдение процедур работы участниками - анализируй выявленные несоответствия

Действуй (Action):

Улучшай процесс посредством применения результатов его анализа, устранения причин несоответствий

Определение (назначение) целей бизнес-процессов производится с учетом стратегии компании. Ключевые показатели эффективности KPI, характеризующие степень достижения стратегических целей целесообразно использовать в качестве показателей результативности и эффективности бизнес-процессов. При выборе показателей необходимо учитывать:

  • их соответствие целям;
  • возможность и «легкость» контроля.

ЦЕЛИ КОМПАНИИ

Цели

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

(улучшения) деятельности

Цели

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

реализуются через

ПРОЕКТЫ

реализуются через

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Эффективное улучшение бизнес-процессов с применением цикла PDCA на постоянной основе возможно лишь в случае наличия заинтересованности участников процесса в его непрерывном совершенствовании. Наилучшим способом задействовать потенциал участников как «движущей силы улучшения» будет учет достижения-недостижения целей бизнес-процесса (показателей KPI) в системе мотивации персонала.

Использовав вышеописанный подход можно «убить нескольких зайцев»[6]:

  • во-первых: стратегия, цели компании не «повисают» в воздухе, поскольку они увязаны с текущей деятельностью компании через бизнес-процессы;
  • во-вторых: появляется возможность для построения по настоящему эффективной системы мотивации, основанной на учете конкретного результата, достижения показателя KPI.

Управление бизнес-процессами как подход к управлению компанией предусматривает то, что необходимо как совершенствование отдельного процесса в частности, так и системы (сети) процессов в целом. Мировая практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного подхода, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой.