Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Понятие франчайзинга и его правовой режим).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В последние годы огромную роль в экономиках многих развитых и развивающихся стран играет франчайзинг, который опосредуется заключением соответствующего договора. В настоящее время франчайзинг является эффективным способом развития малого предпринимательства во всем мире. Это доказывается тем, что значительное число субъектов малого предпринимательства связывают получение своих доходов с применением договора коммерческой концессии (франчайзинга). Это вызвано тем, что франчайзинг несет в себе множество положительных моментов для предпринимателей, таких как:

1) возможность использования успешной бизнес-технологии с предоставлением франчайзером исчерпывающей информации и консультаций по открытию и ведению бизнеса;

2) использование приобретателем франшизы налаженной системы снабжения;

3) минимальные затраты на рекламу и маркетинг, за счет использования узнаваемого бренда и репутации компании;

4) владелец франшизы может выступить гарантом при получении франчайзи кредита, что влияет на увеличение шанса на получение кредита;

5) низкий входной барьер для малого предпринимателя;

6) малый предприниматель получает от франчайзера исчерпывающую информацию о рынке на котором он собирается вести свой бизнес.

Объектом исследования является франчайзинг в системе российского права.

Целью работы является рассмотрение правового регулирования франчайзинга.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие франчайзинга и его правовой режим;
  • рассмотреть объекты договора франчайзинга;
  • исследовать основные положения договора франчайзинга;
  • выявить проблемы правового регулирования франчайзинга и определить пути их решения.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Правовое регулирование франчайзинга в России


1.1. Сущность франчайзинга и его правовой режим

Франчайзинг – это организация бизнеса, когда компания передает независимому человеку или другой компании право на продажу своего продукта и услуг. Франчайзинг широко применяется в различных областях предпринимательства: автомобильная промышленность, туризм и гостиничное хозяйство, строительство, общественное питание, оптовая и розничная торговля и многие другие. Выделяют производственный, торговый и сервисный виды франчайзинга.

В действующем гражданском законодательстве вместо термина «франчайзинг» используется термин «коммерческая концессия», получивший законодательное закрепление в главе 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)[1]. Термин «франчайзинг» в Проекте Федерального закона РФ «О франчайзинге»[2] охватывает только две модели франчайзинга – торговый и сервисный – и использует определение, не совпадающее полностью с термином «коммерческая концессия», применяемым в ГК РФ.

Со времен появления термина «коммерческая концессия» в ч. 2 ГК РФ в отечественной правовой науке ведется дискуссия о соотношении понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия». При этом большинство отечественных исследователей признают понятия «договор франчайзинга» и «договор коммерческой концессии» равнозначными[3]. Как отмечает В.В. Витрянский, при подготовке ГК РФ понятие «коммерческая концессия» было использовано как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising», которое не имеет ничего общего с концессионными и иными аналогичными соглашениями[4]. Вместе с тем в литературе высказываются и иные мнения[5]. С. А. Сосна и Е. Н. Васильева считают, что название гл. 54 ГК РФ не отвечает ее содержанию. По их мнению, заголовок соответствует другому виду договора, под которым понимается даже не торгово-распределительный франчайзинг, а договор о предоставлении исключительного права на продажу, тогда как содержание гл. 54 ГК РФ[6] отвечает самым современным представлениям о франчайзинге и рассчитано на регулирование всех его видов – торгово-распределительного, сервисного, производственного[7].

С указанным мнением следует согласиться. В соответствии с определением договора коммерческой концессии, содержащимся в п. 1 ст. 1027 ГК РФ, его предметом выступает передача принадлежащего правообладателю комплекса исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Договор коммерческой концессии предусматривает также использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ) [8].


1.2. Объекты договора франчайзинга

Комплекс исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, является одним из конституирующих признаков рассматриваемого договора[9]. По мнению О. А. Орловой, ГК РФ не определяет конкретный перечень и объем использования комплекса исключительных прав, передаваемых по договору, оставляя решение этого вопроса на усмотрение сторон[10]. Существует точка зрения, что по договору коммерческой концессии возможна передача только одного какого-либо исключительного права. Подобная позиция представляется О. А. Орловой спорной, поскольку «…именно передача исключительных прав в комплексе отличает договор коммерческой концессии от других видов гражданско-правовых договоров»[11]. Аналогичного мнения придерживается также Е. Л. Давыдова[12].

В ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 1027 ГК РФ в состав передаваемого комплекса исключительных прав включалось право на фирменное наименование или коммерческое обозначение, которое считалось обязательным при заключении рассматриваемого вида договора[13]. В действующей редакции ст. 1027 ГК РФ[14] законодатель отказался от возможности предоставления правообладателем права на фирменное наименование, что представляется правильным, поскольку право на фирменное наименование является исключительным правом конкретного юридического лица, индивидуализирующего его на рынке, и потому не подлежащим передаче другим юридическим лицам и уж тем более индивидуальным предпринимателям, которые могут являться франчайзи. В литературе отмечается, что ранее, когда передача права на фирменное наименование законом допускалась, на практике возникали абсурдные ситуации, когда индивидуальные предприниматели становились обладателями прав на фирменные наименования, принадлежащие юридическим лицам. В настоящее время в п. 2 ст. 1474 ГК РФ содержится правило, согласно которому распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается[15]. Таким образом, следуя логике законодателя, в настоящее время к обязательным элементам объекта договора коммерческой концессии следует относить право на товарный знак или знак обслуживания. Аналогичного мнения придерживается А. С. Райников[16]. Однако, учитывая то, что объектом рассматриваемого договора является комплекс исключительных прав, помимо товарного знака или знака обслуживания в объект договора должны включаться также и другие исключительные права, выбор которых, очевидно, зависит от воли сторон договора и которыми, в частности, могут являться право на коммерческое обозначение и право на секрет производства (ноу-хау).


В отечественной литературе сложилось различное отношение к коммерческому обозначению[17]. Одни ученые предлагали вообще отказаться от использования указанного термина, другие предписывали понимать под ним незарегистрированное фирменное наименование иностранного предпринимателя, незарегистрированный товарный знак, общеизвестный товарный знак, заменитель фирменного наименования индивидуального предпринимателя, дополнительное средство индивидуализации субъекта предпринимательства.

Термин «коммерческое обозначение» используется в ч. 4 ГК РФ[18], из содержания ст. 1538 которого можно вывести его определение. Под коммерческим обозначением следует понимать средства индивидуализации, принадлежащие предпринимателям торговых, промышленных и иных предприятий, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательной государственной регистрации. Коммерческое обозначение является дополнительным элементом объекта рассматриваемого договора. Такими же дополнительными элементами объекта рассматриваемого договора могут выступать изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

Еще одним дополнительным элементом объекта договора коммерческой концессии выступает право на секрет производства (ноу-хау), легальное определение которого содержится в ст. 1465 ГК РФ. В соответствии с ним И. А. Зенин выделил ряд его легальных признаков[19]. Самым важным из них, на наш взгляд, является то, что это совокупность сведений любого характера о результатах интеллектуальной деятельности и о способах осуществления профессиональной деятельности, в том числе предпринимательской, имеющих коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. В отношении подобных конфиденциальных сведений их обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне» ноу-хау относится к разновидности информации, составляющей коммерческую тайну[20].

Статья 5 Закона о коммерческой тайне указывает ряд сведений, которые не могут являться информацией, составляющей коммерческую тайну, в том числе быть ноу-хау. К ним относятся сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица; в документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений...).


Кроме того, не могут составлять коммерческую тайну сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (п. 11 ст. 5 Закона о коммерческой тайне[21]). Указанное положение согласуется с п. 2 ст. 1465 ГК РФ.

В законодательстве ряда зарубежных стран предусмотрены правила относительно обязательности преддоговорного раскрытия определенной законом информации, касающейся франчайзера и его деятельности. В российском законодательстве подобные положения отсутствуют, однако в Проекте закона о франчайзинге[22] указанные нормы были включены в ст. 6, в которой указанным правилам посвящены 23 пункта. Не умаляя значения указанных нововведений для франчайзи, вместе с тем считаем этот перечень слишком громоздким: часть приведенных в нем сведений может быть отражена в договоре франчайзинга, а другая часть (например, информация об интеллектуальной собственности, о планах программ обучения франчайзи) может носить конфиденциальный характер и признаваться ноу-хау.

Помимо предоставления комплекса исключительных прав существенным условием договора франчайзинга, не получившим отражения в ГК РФ[23], на наш взгляд, должно являться предоставление франчайзером услуг, связанных с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера и сопровождением деятельности франчайзи в процессе ее осуществления. Согласно п. 1 ст. 1031 ГК РФ к таким услугам относятся: предоставление франчайзером технической и коммерческой документации, а также иной информации (включая инструктаж), необходимой пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии[24].

Указанные нормы предлагается отразить в определении договора в ст. 1027 ГК РФ и п. 1 ст. 1031 ГК РФ.

ГК РФ в п. 2 ст. 1027 ГК РФ предусматривает использование деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в рамках рассматриваемого договора с указанием объема использования. В литературе указывается на отсутствие легального определения деловой репутации и единого доктринального подхода к ее пониманию[25].

Представляется возможным согласиться с мнением тех ученых, которые относят деловую репутацию к нематериальным благам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащим имущественные элементы, влияющие на благосостояние лица и его участие в имущественном обороте[26].