Файл: Моделирование предметной области «учет продаж» с помощью UML (Анализ функциональной модели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Электронная торговля в виртуальном магазине основывается на той же структуре, что и традиционная торговля. Преимущества виртуального магазина перед реальным очевидны. Уменьшается численность персонала за счет сокращения объема взаимодействия с клиентами, аренда оборудования или услуг виртуального-хостинга у хостинг провайдеров и размещение списка продаваемых товаров в виде каталога на сайте дешевле и проще аренды торговых помещений и размещения товаров на полках, нет нужды в кассовом обслуживании и так далее. Оплата товаров и услуг по доставке в виртуальных магазинах осуществляется с помощью различных платежных систем работающих в сети интернет. Их подключение к процессинговой системе проведения платежей осуществляется программистом при помощи интерфейсов программирования приложений (API – application programming interface) предоставляемых этими сервисами, примеры таких систем: «Paypal», «QIWI», «Merchant WebMoney Transfer», «Яндекс.Деньги» (перечисленные системы имеют возможность привязки кредитных карт к счету в системе), и другие системы.

Интернет-магазин называют также виртуальным магазином. К нему полностью подходит определение виртуального предприятия. Иначе говоря, виртуальный магазин – это сообщество территориально разобщенных сотрудников магазина (продавцов, кассиров, менеджеров-консультантов) и покупателей, которые могут общаться и обмениваться информацией через электронные средства связи при полном (или минимальном) отсутствии личного прямого контакта. Покупки через интернет – это процесс, при котором потребители непосредственно покупают товары или различного рода услуги через интернет, осуществляя оплату при помощи платежных систем или напрямую с банковской карточки. Консультирование может осуществляться с помощью систем: мгновенного обмена сообщениями, таких как ICQ, Skype и др., электронной почты, а также по телефону используя IP-телефонию и другие доступные средства связи.

Сейчас виртуальные магазины набирают рост, всё чаще люди заказывают различные товары через интернет, так как цены в виртуальных магазинах на многие товары меньше, чем цены в реальных магазинах, за счет того, что оплачивается только аренда складских помещений, без нужды в аренде торговых площадей, цены на которые возрастают с каждым днем. Так же стоит отметить, что многие реальные магазины имеют веб-сайты, на которых как минимум доступен прайс-лист товаров и услуг или каталог продаваемых товаров с отображением их наличия в реальном времени.


Цель данной работы – проектирование информационной системы интернет-магазина.

Для достижения поставленной цели нужно выполнить ряд задач:

  • провести детальный анализ предметной области;
  • построить диаграмму вариантов использования;
  • построить диаграммы последовательности;
  • построить диаграмму состояний;
  • построить диаграммы деятельности;
  • построить диаграмму классов.

Описание предметной области

Предприятие для осуществления торговли через интернет не требует аренды торговых площадей для размещения товаров, поэтому рабочие места сотрудников будут базироваться в двух местах: арендуемый офис (также возможна удаленная работа на дому) и складские помещения. В арендуемом офисе могут работать сотрудники таких отделов, как: отдел продаж, отдел маркетинга, отдел информационных технологий, отдел закупок и бухгалтерский отдел. На складе, где хранятся закупленные для продажи товары, могут работать сотрудники почтового отдела, занимающиеся приемом, сортировкой, учетом и отправкой товаров.

Сотрудник каждого отдела должен иметь свое автоматизированное рабочее место, состоящее из ЭВМ с определенным набором программ. Так как интернет-магазин будет доступен по средствам веб-браузера, не требуется закупать мощные рабочие станции, для комфортной работы сотрудникам будет достаточно иметь бюджетные модели ПК.

Оплата заказов клиентами осуществляется при помощи платежных систем, поддерживающих привязку к банковской карте, а именно: “PayPal” и “Яндекс.Деньги”. Все вырученные средства поступают на счет компании и затем обрабатываются сотрудниками бухгалтерского отдела. Данные обо всех финансовых операциях будут экспортироваться в корпоративную информационную систему 1С: Предприятие или другую систему, выбранную для эксплуатации. Но это отдельная задача, в этой работе будет рассматриваться только проектирование и разработка непосредственно веб-сайта виртуального магазина и его установка (развертывание) на производственном сервере.

Почтовые отправления осуществляются с помощью различных компаний по отправке почты, таких как EMS, DHL, “Почта России” и других на выбор клиента. Клиент должен оплатить стоимость доставки самостоятельно, если ее стоимость не включена в стоимость товара. Выбор способа доставки осуществляется клиентом во время оформления заказа на веб-сайте. После отправки товара клиенту выдается номер почтового отправления (почтовый идентификатор), по которому можно отслеживать текущий статус и местоположение посылки. Денежные средства за оплаченный товар резервируются до тех пор, пока системой отслеживания почтовых отправлений не будут получены данные о том, что клиент получил свою посылку.


На предприятии, осуществляющем торговлю через интернет, обычно присутствуют следующие отделы:

  • отдел продаж
  • отдел маркетинга
  • отдел закупок
  • бухгалтерский отдел
  • отдел информационных технологий
  • почтовый отдел

В основные функции отдела продаж входят: осуществление онлайн консультаций с клиентами, разрешение различных ситуаций возникших при оформлении заказа. Менеджеры имеют возможность вносить товары в каталог, редактировать описание и характеристики товаров, создавать новые разделы каталога, проверять отзывы клиентов оставленные о товаре.

Отдел маркетинга отвечает за анализ текущего положения на рынке, продвижение бренда магазина с помощью рекламы, анализ спроса и формирование списка товаров необходимых для закупки и его передача в отдел закупок.

Сотрудники отдела закупок отвечают за закупку различных товаров у поставщиков для осуществления их продажи в виртуальном магазине, в их обязанности также входит поиск поставщиков и связь с ними.

Бухгалтерский отдел осуществляет начисление заработной платы сотрудникам, распределение прибыли на другие нужды связанные с работой магазина и другие финансовые обязанности.

В отделе информационных технологий должны быть такие сотрудники как программист и системный администратор. В обязанности программиста входит поддержание программного комплекса виртуального магазина, внесение правок в код в связи с найденными ошибками, а также, по требованию, улучшение системы. Системный администратор должен следить за состоянием технического парка компьютеров предприятия, осуществлять администрирование веб-сервера магазина, администрировать базу данных, настраивать права доступа для различных групп пользователей через интерфейс администрирования сайта и другие действия по поддержанию нормального функционирования аппаратно-программной части предприятия.

В обязанности сотрудников почтового отдела входит получение товаров на складе и отправка заказанного товара покупателю по почте. После оплаты заказа в почтовый отдел автоматически отправляется письмо о том, что был сделан заказ. Письмо содержит все данные для отправки товара. После упаковки и отправки товара сотрудник почтового отдела вводит на сайте магазина номер отслеживания почтового отравления для сделанного заказа. Сортирует и получает товар кладовщик, он же передает данные о полученном товаре менеджерам, которые вводят данные о товаре на сайте.


1.2. Функциональная модель бизнес-процессов

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но может не знать, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и будет содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0, где система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной – функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы – диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Моделирование деловых процессов, как правило, выполняется с помощью case-средств. К таким средствам относятся: BPwin (изготовитель программного продукта компания PLATINUM technology), Silverrun (Silverrun technology), Oracle Designer (Oracle), Rational Rose (Rational Software) и др. В данной работе для создания диаграмм IDEF0 был использован программный продукт BPwin.

1.2.1. Функциональные диаграммы

Функциональное моделирование IDEF0 – методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов.

Построение модели информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы. Описание выглядит как «чёрный ящик» с входами, выходами, управлением и механизмом, который постепенно детализируется до необходимого уровня. Данная модель используется при организации бизнес-проектов и проектов, основанных на моделировании всех процессов: как административных, так и организационных.

Рассмотрим контекстную диаграмму «Работа интернет-магазина» (рис. 1).


Рисунок 1 – Контекстная диаграмма «Работа интернет-магазина»

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов – «Товары» и «Заказы» совершаемые клиентами, выходов – «Обслуженный клиент», «Не обслуженный клиент» и «Доходы», управления – «Документы», и ресурсов необходимых для решения поставленной задачи – «Сотрудники», «ПО» и «ЭВМ».

Товары – закупленные для продажи товары.

Заказы – заказы совершаемые покупателями.

Документы – различные документы, включающие нормативно-правовые акты, включая закон о защите прав потребителей, регламент магазина, правила возврата товаров, внутриорганизационные приказы и распоряжения и др.

Сотрудники – персонал магазина, распределенный по отделам.

Обслуженный клиент – клиент получивший товар или предоставленную услугу.

Не обслуженный клиент – клиент который по тем или иным причинам не получил товар, не доволен его качеством, или отказался от обслуживания.

Доходы – полученная прибыль, сумма всех выплат за оказанные услуги.

После описания контекстной диаграммы переходим к процессу функциональной декомпозиции, т.е. разбиваем систему на подсистемы до степени, достаточной для понимания роли проектируемого ПО и написания спецификаций процессов.

Далее рассмотрим диаграмму декомпозиции «Организовать работу интернет-магазина» (рис.2)

Как видно из диаграммы, весь процесс функционирования виртуального магазина разбивается на три основные задачи:

  1. Закупка товаров – закупка товаров, которые будут в дальнейшем продаваться в магазине, у поставщиков;
  2. Хранение – обеспечение хранения закупленных товаров на продовольственном складе, отправка товаров по почте при поступлении заказов;
  3. Продажа – непосредственно продажа товаров. Так как система оформления заказа будет полностью автоматизирована, в основные обязанности сотрудников отдела продаж будут входить консультирование клиентов, изменение статусов заказов и разрешение возникающих спорных ситуаций.

Рисунок 2 – Контекстная диаграмма «Организовать работу интернет-магазина»

Произведем дальнейшее разбиение на подсистемы процесса «Закупка товаров».

Рассмотрим диаграмму декомпозиции процесса «Закупка товаров» (рис.3). Опишем процессы, представленные на данной диаграмме декомпозиции.

Анализ спроса – маркетолог, основываясь на статистике рынка, подготавливает отчет о том, какие товары пользуются спросом в заданный временной период, и передает эти данные в отдел закупок.