Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы изучения последствий принятия управленческих решений
1.1 Понятие и последствия управленческих решений в организации
1.2 Методы снижения негативных последствий управленческих решений
2. Анализ системы принятия управленческих решений в ИП Тимофеев А.А.
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
3. Разработка системы принятия решений с минимальными негативными последствиями
3.1. Разработка системы принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
3.2. Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения. Происходит это отчасти из-за недостатка публикаций, в комплексе и детально освещающих все этапы и процедуры разработки решений - важнейшего творческого акта процесса управления.
Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управленческого воздействия.
Принятие решений в управленческой деятельности настолько тесно переплетены и взаимосвязаны, что часто употребляются как синонимы. Это не случайно.
Процессы принятия решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности. Так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.
Основной целью данной работы является изучение негативных последствий управленческих решений и работа по их предотвращению.
Для реализации поставленной цели курсовой работы необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить понятия и последствия управленческих решений в организации;
- провести изучение методов снижения негативных последствий управленческих решений;
- дать организационно-экономическую характеристика предприятия;
- провести анализ проблемных зон системы принятия решения;
- разработать системы принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий;
- разработать совершенствования реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий.
В качестве объекта данной работы выступают управленческие решения.
Предметом исследования является изучение последствий управленческих решений в организации.
Теоретической основой исследования в данной работе является научные работы посвящённые как общих вопросам функционирования предприятия, так и вопросам исследования управленческих решений применительно к системе управления. В работе использовано 20 теоретических источников.
Методологической базой исследования выступает методология исследования систем управления которая посвящена в данном случаи исследованию схем принятия решений в конкретной организации.
1. Теоретические и методологические основы изучения последствий принятия управленческих решений
1.1 Понятие и последствия управленческих решений в организации
В зарубежной литературе аналогичные исследования тоже имели место. Однако по мере усложнения внешнего окружения, появления и развития концепций стратегического управления и стратегического лидерства, появились работы, которые учитывают сложные логико-когнитивные и аргументативные структуры процесса принятия управленческих решений. Помимо экономико-математических моделей, зарубежные исследователи разработали подходы к подготовке и принятию управленческих решений в условиях неопределенности. Эти подходы ориентированы на организации - коллективы индивидов, принимающих и исполняющих решения[1].
В настоящее время в русскоязычной литературе можно встретить большое количество научно-исследовательских и учебно-методических работ, посвященных теории принятия решений. В них рассматриваются разные теоретические и прикладные вопросы, связанные с подготовкой, обоснованием и принятием управленческих решений[2]. Однако указанная выше традиция математизации процесса принятия решений сохранилась. Авторы многочисленных учебных пособий по теории принятия решений, предназначенных для студентов экономических специальностей, часто упускают из внимания, что в текущей деятельности организаций математические модели слишком сложны в применении[3]. Такие факторы как неопределенность, отсутствие точных данных для расчета, личность лидера, слабая структуризация проблем могут стать причиной невозможности использования математических моделей при принятии управленческих решений. Очевидно, что настоятельная необходимость развития систем управления и повышения результативности руководства в российских компаниях, а также осознание сложности и критической важности процесса принятия управленческих решений, станут основой для появления новых актуальных работ по теории принятия решений в организациях[4].
В данной работе хочется, чтобы по-новому, с учетом новых тенденций в теории и практике управления организациями описать понятие «управленческое решение» и сформулировать его определение. В работе понятия «управленческое решение» и «управленческая проблема» исследуются в применении к организациям. Это означает, что:
- решения готовятся, принимаются и исполняются конкретными лицами - руководителями, собственниками, персоналом,
- решения принимаются в чьих-либо интересах - акционеров, сотрудников, организаций,
- решения влияют на жизнедеятельность людей и организаций[5].
В данной работе не исследуются случаи, связанные с функционированием кибернетических и подобных им самоуправляемых систем.
Разберем историко-этимологические основы слов решение, управление, проблема. Слова решать и управлять имеют исконно русские корни. Их появление и употребление обусловлено становлением и развитием государственности в Древней Руси. Проблема в переводе с греческого – задача. Появление этого слова в русском языке по времени совпадает с развитием и обособлением научной деятельности в самостоятельный род занятий[6].
Решение происходит от глагола решать: после обдумывания делать какое-либо заключение, вывод; определять искомое; кончать, вершить, установлять, определять властью; находить способ осуществления, исполнения чего-либо, намечать к осуществлению.
Управление происходит от глагола управлять: распоряжаться, делаться, ладить, одолевать препоны, трудности, своеволие, приводить в порядок; руководить деятельностью или направлять работу кого-либо, чего-либо[7].
Слово задача первоначально имело два разных значения:
- действие в соответствии с глаголом задавать - задать (предлагать, назначать что-нибудь для разрешения, изучения, осуществления, к примеру, вопрос, урок, работу);
- состояние соответственно значению глагола задаваться - задаться (удаваться, посчастливиться). Позже второе значение стало малоупотребительным и сохранилось в обратном значении как незадача (неуспех)[8].
Сохранение в русском языке изначальных значений указанных выше слов, их глубокие историко-этимологическое корни позволяют сформулировать искомые определения так. Управленческая задача - ситуация, отражающая текущее или ожидаемое состояние объекта управления, заданная для изучения и изменения путем подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Положительное решение задачи - успех, отрицательное - неуспех, незадача[9].
Управленческое решение означает подготовку совокупности оценок и выводов о текущем и будущем состоянии объекта управления и принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления об управляющем воздействии на объект управления.
Сделаем ряд дополнений и пояснений. Во-первых, решение рассматривается с ситуационной и процессной точек зрения. Управленческое решение - это разрешение проблемной ситуации, связанной с текущим или ожидаемым состоянием объекта управления. Как процесс решение означает поиск, идентификацию и анализ управленческих задач, изучение и прогнозирование состояния объекта управления, установление (переоценку) целей управления, разработку плана мероприятий, организацию их выполнения и контроль[10].
Во-вторых, организация как совокупность индивидов является объектом управления, состояние которого выступает предметом управленческого решения. Организация представляет собой экономическую систему, свойствами которой выступают открытость, незамкнутость, целенаправленность, синергизм, эмержентность, эквифинальность, детерминизм, гомеостаз[11].
В-третьих, управляющее воздействие оказывается в отношении:
- внутренней структуры, содержания, взаимосвязей элементов, состава и взаимосвязи входных и выходных параметров объекта управления;
- модели поведения, организации функционирования объекта управления, а также порядка и способов взаимодействия с субъектом управления;
- целей управления - желаемого состояния объекта управления, а также границ целевых значений его выходных параметров;
- правил оценки достижения целей управления и критериев оценки соответствия выходных параметров целевым значениям;
- изменения значений входных параметров объекта управления[12].
В-четвертых, решение принимается уполномоченным лицом - индивидом или группой индивидов. Полномочность выступает как право и обязанность осуществлять поиск проблем, подготовку, принятие и реализацию решений. В организации права одних индивидов трансформируются в обязанности для других. Этим обусловливается высокая степень сложности управления: индивид может быть одновременно объектом одних решений и субъектом других; субъект управления глубоко интегрирован в объект управления. Если же решения предполагают системную трансформацию объекта управления, то это недопустимо без коренных изменений в субъекте управления, и наоборот. В-пятых, решение как сущность и предмет управленческой деятельности предполагает наличие целей как желаемого состояния объекта управления в настоящем и будущем. Без целей невозможно понимание проблем, а подготовка и реализация управляющего воздействия представляются просто немыслимыми: организации создаются, действуют и упраздняются в соответствии с интересами, целями и ценностями заинтересованных сторон[13].
Основанием для принятия решения является наличие проблемы как комплекса сложных управленческих задач. В теоретическом плане управленческая проблема может пониматься с ситуационной и процессной точек зрения.[14]
Как отклонение состояния объекта управления от целей, установленных на текущую дату. Такими являются большинство задач оперативного характера. Управляющее воздействие, как правило, принимается в отношении входных параметров объекта управления для того, чтобы «выровнять» или «подогнать» выходные параметры в установленные границы целевых значений. В перспективе могут иметь место ситуационные планы, предназначенные для своевременного устранения отклонений от заданных параметров[15].
Однако ситуация может быть неразрешимой: множество допустимых входных значений пусто, функция полезности не достигает оптимума, противоречия не позволяют найти даже компромиссное решение. Ситуация угрожает перейти в процесс быстрого ухудшения состояния объекта управления. Разрешение проблемы становится долгим делом без гарантии успеха.
Как отклонение прогнозируемого состояния объекта управления от целей, установленных на дату в будущем. Отсутствие проблем в данный момент не гарантирует их отсутствие в будущем; многие ситуационные проблемы возникли давно и обнаружились лишь сейчас. Кроме того, неразрешимость ряда проблем требует, с одной стороны, трансформации системы целей и коренного изменения модели поведения и характеристик объекта управления, с другой. Предвидимый разрыв, положительный или отрицательный, между траекторией движения объекта управления и целевыми установками требует приложения экстраординарных мер. Воздействие производится не только на входные, но и на все структурные и функциональные параметры объекта управления, включая цели и критерии их оценки. В организации вырабатываются система целей и система планов, длительное время определяющие управленческую и операционную деятельность. Более того, не только проблема складывается во времени, но и возможности ее разрешения появляются одна за другой, а не все разом. Исполнение мер по решению проблемы тоже требует немало времени. Вследствие этого возникает новое несоответствие состояния объекта и целей управления в будущем[16].
Именно проблемы второй группы представляют особую сложность. Как правило, они не решаются в полной мере, поскольку поток внешних перемен вызывает новые проблемы и углубляет существующие.