Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь и принципиальные различия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент в упрощенном понимании-это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент-по-русски «управление»-функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент-это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер»-это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджер - это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер-человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.

Роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен малый бизнес и предпринимательство.

В настоящей работе понятие, сущность и функции менеджера будут рассмотрены с точки зрения его деятельности как предпринимателя.

Бизнесмен и менеджер-это не одно и то же. Бизнесмен-это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса-предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.


Глава 1

 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 

1.1 Содержание понятия менеджмента 

Менеджмент (англ. management) - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

Менеджмент - это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Если объектом менеджмента является организация, то к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры могут выполнять различные функции. В зависимости от обязанностей можно говорить о таких специальностях, как менеджер по производству, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по работе с персоналом и т.п. Но какими бы ни были менеджеры, все они решают общую задачу - получение максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Будучи объединенными общностью стратегических целей и задач, менеджеры вносят различный вклад в их достижение в зависимости от занимаемой должности и степени ответственности. В организациях обычно выделяют три уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена. Необходимо принимать во внимание также то, что обязанности менеджера и, соответственно, мера ответственности зависят от особенностей деятельности. Есть менеджеры, которые отвечают за общие результаты работы организации, и ее стратегическое развитие. Выделяют также так называемых линейных менеджеров, управляющих определенными видами ресурсов. В том случае, когда менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой деятельности, говорят о функциональных менеджерах.

Рассматривая менеджмент, необходимо обратить внимание на его соотношение с управлением. Прежде всего, управление - это основа, на которой возник менеджмент.

Менеджмент, как группа менеджеров данной организации, есть орган, обеспечивающий лидерство, дающий направление, вырабатывающий и принимающий решения. Одни и те же задачи стоят перед менеджментом в каждой стране. Менеджмент должен давать направление организации, которой он управляет. Он должен установить ее цели и организовать ресурсы для достижения результатов, которые организация желает предоставить обществу.


Современный менеджмент помогает большому числу предприятий и организаций определять свое будущее развитие. Не случайно один из известных исследователей проблем управления, А. Файоль, обращал внимание на то, что управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, наслаждаться, координировать и контролировать.

1.2 Основные этапы развития управления в России 

По мере становления российского бизнеса и его интеграции в глобальную экономику все острее встает вопрос о национальной специфике российского менеджмента.

Отметим несколько этапов развития российского управления. Оно происходило вместе с развитием российского государства, и основные его достижения воплощались в сфере государственного управления.

Начало развития управления в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытки введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Особую эпоху в развитии российского управления составляют Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

  • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
  • содействие развитию сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I - по сути это был государственный менеджмент. Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К его оригинальным идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы улучшения управления экономикой И.Т. Посошкова основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами.


Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). В.Н. Татищев (1686-1750) особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

К началу XIX в. невозможность управления государством старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

Особую роль в развитии управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона.

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911). Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана, по замыслу ее автора, на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

После Октябрьской революции 1917 г. в поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управлении . Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х гг. В частности, были сформулированы «основные законы научной организации производства и труда НОТ».

В развитии советской управленческой мысли самыми плодотворными были 20-е гг, когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.

В 30-50-х гг. каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями.

Наконец, в 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.


Отметим основные особенности развития российской модели менеджмента:

¾Недостатки нормативно-правовой базы предпринимательства.

¾Велик разрыв в доходах руководства компаний и рядовыхменеджеров.

¾По отношению к 2001-2002 гг. уровень профессионализмароссийских менеджеров значительно вырос.

¾Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять. 

1.3 Цели и задачи менеджмента 

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров па рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условияхторговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности и целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.