Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений ("Станция детского и юношеского туризма и экскурсии" г.Перми).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность управленческих решений
1.1.Этапы и методология разработки управленческих решений
1.2. Классификация управленческих решений
Глава 2. Методы экспертных оценок
2.1. Сущность методы экспертных оценок
Глава 3. Анализ принятия управленческих решений методом экспертных оценок
3.1. Краткая характеристика объекта исследования
3.2. Принятие управленческих решений путем применения метода «сценариев» и «мозгового штурма»
Введение
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные личные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации присуща определенная целевая ориентация. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Актуальность данной темы заключается в том, что установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией поставленных перед ней целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Исходя из вышеизложенного можно определить цель и задачи данной курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотрение использования экспертных методов при принятии управленческих решений
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты принятия управленческих решений;
- рассмотреть методы экспертных оценок;
- провести анализ принятия управленческого решения в конкретной организации экспертным методом.
Предметом исследования являются управленческие решения.
Объект исследования – МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Перми. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность управленческих решений
1.1.Этапы и методология разработки управленческих решений
Особое место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации [10, c. 69].
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения [7, c.49].
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.
Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. [1, c.195]
Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Процесс – ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Методология процесса разработки УР – это совокупность методов, приемов исследования, применяемых в ходе всестороннего исследования проблемной ситуации, нахождения способов ее разрешения, выбора оптимального способа и формирования решения.
Методология процесса РУР имеет конкретную функцию – разработку управленческого решения; базируется на специфике (определяется спецификой) конкретной организации и структурируется по этапам процесса; методы (как элементы методологии) взаимосвязаны как по этапам процесса разработка управленческих решений, так и по технологии их применения, что позволяет говорить о методологии процесса РУР как о системе методов.
Каждому этапу РУР соответствуют общенаучные методы исследования и специальные методы разработки управленческих решений.
К общенаучным методам относятся:
● анализ и синтез (проблемной ситуации, ближнего и дальнего окружения, сильных сторон организации, целей, критериев, альтернатив, рисков);
● индукция и дедукция (например, обобщение опыта организаций в области принятия УР и адаптация разработанных инструментов к специфике деятельности и специфике проблемной ситуации конкретной организации);
● методы сбора и обработки информации (например, информации о состоянии внешней и внутренней среды);
● иные общенаучные методы.
К специальным методам относятся следующие.
По этапу определения текущего состояния организации:
● методы диагностики (опросы работников, анкетирование);
● методы самодиагностики (проведение совещаний, деловых игр, тренингов).
По этапу определения желаемого состояния организации (целей):
● методы диагностики (опросы работников, анкетирование);
● методы прогнозирования;
● методы анализа опыта организаций (формирование базы знаний).
По этапу определения проблем:
● методы работы с субъектами целеполагания (организация единого процесса, направленного на выявление состояния организации, согласование проблем и целей организации);
● методы выявления рассогласования между текущим и желаемым состояниями организации путем привлечения аналитиков и экспертов.
По этапу формирования решения (модели требуемых изменений):
● «мозговой штурм» и его разновидности;
● метод морфологического анализа;
● теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
● построение сценариев;
● метод комиссий;
● методы анализа принятых решений и составление коллекции.
По этапу реализации решения (внесению требуемых изменений):
● методы организационного развития;
● методы командообразования;
● тренинги;
● методы активизации (стимулирования) рационализаторства и внутренней предпринимательской активности;
● методы реструктуризации;
● методы формирования организационной культуры и организационной парадигмы.
По этапу контроля за изменениями организации и разработке корректирующих решений:
● сбалансированная система показателей (BSC);
● наблюдение;
● опросы;
● методы управленческого учета [15, c. 187].
Этапизацию процесса разработки управленческих решений легко провести, опираясь на структурную схему процесса РУР.
ЛПР при разработке управляющего решения имеет дело прежде всего с информацией и формирует на ее основе детализированную модель актуальных изменений, т. е. решение.
Определим, какая информация необходима для генерирования основных сущностей (нематериальных компонент) УР – проблем, целей, критериев и их весов, ресурсов и ограничений, альтернатив, правил фильтрации и выбора.
Рис. 1. Этапы процесса разработки управленческого решения
Для определения стратегических целей нужна информация о целях всех субъектов целеполагания и ситуации окружающей среды.
1.2. Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:
Таблица 1.
Классификация управленческих решений
Классификационный признак |
Группы управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные - Нетипичные |
Значимость цели и длительность действия |
Стратегические - Тактические - Операционные |
Сфера воздействия |
Глобальные - Локальные |
Длительность реализации |
Долгосрочные - Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые - Некорректируемые |
Метод разработки решения |
Формализованные - Неформализованные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные - Многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные - Коллегиальные |
Способ фиксации решения |
Документированные - Недокументированные |
Характер использованной информации |
Детерминированные - Вероятностные |
Основания для принятия решения |
Интуитивные – Решения на суждениях – Рациональные |
Место и функции в процессе управления |
Информационные – Организационные - Технологические |
Рассмотрим таблицу более подробно.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.
Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач [4, c.39].