Файл: Бюджетирование проекта (Экономическая сущность, цель, задачи бюджетирования деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данной таблице отражены проводимые мероприятия, источники информации для осуществления мероприятий, ответственные лица и срок сдачи документа.

Схема организации процесса бюджетирования в ООО «СтройСервис», утвержденная генеральным директором представлена на рисунке 3.

Как показано на рисунке 3 организация процесса бюджетирования на предприятии ООО «СтройСервис» происходит поэтапно.

Рисунок 3- Организация процесса бюджетирования ООО «СтройСервис»

На первом этапе происходит согласование бюджетных форм, по которым составляется бюджетный процесс. Планирование бюджетного процесса предприятия осуществляется на основании нормативных актов и бюджетов за предыдущий период. Ответственность за представление бюджетного процесса возлагается на заместителя генерального директора по финансам. На втором этапе осуществляется формирование объемно – ценовых показателей, по которым далее составляется бюджет продаж.

На третьем этапе происходит формирование численности и состава персонала. На основании этих данных составляется бюджет оплаты труда. Формирование численности персонала, формирование фонда заработной платы и формирование социального пакета осуществляется на основе результатов расчета об объемах оказываемых услуг в бюджете продаж, нормативов премирования, личных дел сотрудников. Ответственность за представление бюджета оплаты труда возлагается на начальника отдела по кадрам и социальному обеспечению.

На четвертом этапе формируется план переменных расходов, из которого вытекает бюджет себестоимости. Формирование плана расходов связанных с оказанием транспортных услуг и плана расходов, связанных с организацией складской переработки осуществляется на основании бюджетов предыдущих периодов, бюджета продаж, бюджета оплаты труда. Ответственность за представление бюджета себестоимости возлагается на начальников складов и на руководителя инженерно – технической службы.

На пятом этапе осуществляется формирование плана по условно - постоянным расходам и формирование плана по расходам на развитие информационных систем и оргтехники. Исходя из этих данных, составляется бюджет общепроизводственных и управленческих расходов.

Информация для составления данного бюджета берется из бюджетов предыдущих периодов, а также исходя из потребностей предприятия. Ответственность за представление плана возлагается на отдел материально – технического снабжения и на бухгалтерию.


После составления всех операционных бюджетов на ООО «СтройСервис» начинается процесс подготовки отчетных форм бюджета предприятия.

На шестом этапе составляется прогнозный отчет о финансовых результатах. Данный отчет формируется на основе представленных ранее бюджета себестоимости, бюджета продаж, бюджета оплаты труда и бюджета общепроизводственных и управленческих расходов. Ответственными за представление отчета о финансовых результатах являются такие подразделения как бухгалтерия и планово – экономический отдел.

На седьмом этапе формируется прогнозный платежный бюджет. Он состоит из двух частей, это предстоящие выплаты и предстоящие поступления денежных средств. Составляется платежный бюджет также на основании операционных бюджетов. Ответственные за мероприятие и исполнение и представление прогнозного платежного бюджета бухгалтерия и планово – экономический отдел.

На заключительном восьмом этапе организации процесса бюджетирования и планирования, составляется прогнозный баланс предприятия. Прогнозный баланс – это прогноз активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и её изменением в процессе реализации бюджета предприятия на планируемый период. Прогнозный баланс осуществляется на основании операционных бюджетов за предыдущие периоды. Ответственные за представление прогнозного баланса предприятия бухгалтерия и планово – экономический отдел.

Для более полного представления о системе бюджетирования в ООО «СтройСервис», проанализируем сформированные операционные и финансовые бюджеты на плановый 2017 год.

На данном предприятии составляются следующие операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет оплаты труда, бюджет себестоимости, бюджет общепроизводственных и управленческих расходов. В первую очередь в ООО «СтройСервис» составляется бюджет продаж, он представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ бюджета продаж ООО «СтройСервис» 2016-2017 г.

Наименование статьи

Факт 2016

план

2017 г., руб.

Изменение,тыс.руб.

2014-2015

Реализация стройматериалов

25 077 200

25 355 000

277 800

Переработка стройматериалов

40 774 566

44 330 232

3 555 666

Транспортные услуги

83 000 800

85 587 017

2 586 217

Услуги общественного питания

905 000

907 000

2 000

Услуги по приемке и хранению стройматериалов

1 500 575

1 600 400

99 825

Услуги по обслуживанию зданий и сооружений

8 021 300

9 121 300

1 100 000

Услуги по обслуживанию транспортных средств

7 091 800

7 100 900

9100

Услуги гостиницы

780 900

200 564

981 464

Услуги по сдаче в аренду земли, зданий, сооружений

17 322 372

17 322 372

0

Услуги по сдаче в аренду машин, оборудования, транспортных средств

40 876 991

43 176 991

2 300 000

Прочие доходы

21 344

26 810

5 466


Бюджетирование на данном предприятии осуществляется на основании прямого подхода, то есть на основе операционных бюджетов. Формирование годового бюджета базируется на таком документе, как Приказ «О подготовке годового бюджета» утвержденного генеральным директором. Данный документ имеет недостаток – это отсутствие сроков рассмотрения и утверждения бюджетов.

Также следует отметить, что при формировании бюджета продаж принимают участие сотрудники, не имеющие должной квалификации в данной области.

3 Совершенствование процесса бюджетирования проекта (ООО СтройСервис)

Исходя из результатов проведенного анализа системы бюджетирования в ООО «СтройСервис» можно выделить следующие проблемы.

Проблема 1. Для составления планов продаж крупные предприятия формируют отдел маркетинга, в задачи которого входит продвижение продукции на рынок, увеличение объёмов продаж, а так же составление прогнозов продаж. Последняя функция требует наибольшей квалификации сотрудников.

На мелких и средних предприятиях, где отсутствуют отделы маркетинга, прогнозированием объёмов продаж занимаются ряд сотрудников во главе, как правило, с генеральным директором. Однако реальность составляемых прогнозов носит довольно поверхностный характер.

В ООО «СтройСервис» планированием продаж занимаются производственный отдел и начальники складов во главе с заместителем генерального директора по производству, квалификация данных сотрудников не позволяет проводить достаточно объективный анализ изменений.

Проблема 2. Планированием себестоимости в ООО «СтройСервис» занимаются начальники складов и инженерно – техническая служба. Квалификация сотрудников выше упомянутых подразделений также не позволит грамотно оценить ситуацию.

Проблема 3. ООО «СтройСервис» не существует детализированного Положения о бюджетировании, на основании которого должен осуществляться бюджетный процесс. На данном предприятии составляется Приказ «О подготовке годового бюджета» на каждый планируемый период отдельно. В этом документе следует отметить довольно существенный недостаток - отсутствие сроков рассмотрения и утверждения бюджетов. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в ООО 61


«СтройСервис» процесс бюджетирования должным образом не налажен.

Исходя из выявленных проблем, можно предложить следующие рекомендации по их решению.

Рекомендации по решению проблемы 1. Для повышения эффективности прогнозирования продаж, рекомендуется принять квалифицированного сотрудника в области маркетинга, что позволит провести комплексный и объективный анализ изменений рынка продаж услуг и продукции.

Привлечение новых сотрудников приведет к изменению организационной структуры управления ООО «СтройСервис», а также к увеличению затрат на оплату труда. Расходы на оплату труда маркетолога составят 15 000 рублей ежемесячно.

Рекомендации по решению проблемы 2. В процессе формирования бюджета себестоимости обязательно необходимо участие сотрудников планово- экономического отдела. Поэтому для решения данной проблемы в список лиц ответственных за составление бюджета себестоимости 2014 года следует внести должность экономиста.

Рекомендации по решению проблемы 3. Для совершенствования бюджетного процесса в ООО «СтройСервис» необходимо составить четко детализированное Бюджетное положение, которое заменит существующий Приказ «О подготовке годового бюджета».

Положение о бюджетировании ООО «СтройСервис» должно включать следующие пункты.

Пункт 1. Назначение данного Положения.

Настоящее Положение определяет порядок, цели и задачи организации бюджетного управления, а также перечень бюджетов и участников бюджетного процесса.

Положение предназначено для руководителей и специалистов, участвующих в процедуре бюджетного управления.

Положение утверждается генеральным директором ООО «СтройСервис» и с момента утверждения является обязательным для исполнения всеми подразделениями и должностными лицами, вовлеченными в бюджетный процесс.

Пункт 2. Правоотношения, регулируемые данным Положением.

Настоящее Положение регулирует бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления, рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением годового бюджета ООО «СтройСервис».

Пункт 3. Правовые основы осуществления бюджетных правоотношений в ООО «СтройСервис».

Бюджетные правоотношения осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом ООО «СтройСервис», а также настоящим Положением.

Пункт 4. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении.


В настоящем Положении применяются понятия и термины в значениях, определенных настоящим Положением о бюджетировании.

Бюджет предприятия - календарный план доходов и расходов предприятия, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью предприятия, устанавливаемый на один год.

Годовой бюджет ООО «СтройСервис» включает операционные и финансовые бюджеты.

Операционный бюджет - совокупность планируемых операций на предстоящий бюджетный период для сегмента или отдельной функции предприятия.

Финансовый бюджет - это денежно выраженный план, отражающий в комплексе предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Бюджетная система – набор форм, документов и регламентов, определяющих порядок подготовки, контроля исполнения и анализа результатов исполнения производственных, экономических и финансовых планов.

Планирование - разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.

Бюджетирование - процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.

Бюджетный процесс – регламентируемая настоящим Положением деятельность структурных подразделений предприятия по составлению, рассмотрению, утверждению годового бюджета.

Бюджетное положение - это установленный на предприятии порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней.

Целевые показатели – показатели стратегического плана, устанавливаемые в целом по предприятию и определяющие в количественном и стоимостном выражении цели, которые ставит генеральный директор перед исполнительным руководством предприятия на предстоящий год.

Отклонение - разница между запланированными (нормативными) и фактическими результатами.

Плановый период – период, на который определяются все показатели и готовятся все планы, используемые в бюджетной системе.

Пункт 5. Цели и задачи бюджетирования.

Цель бюджетирования в ООО «СтройСервис» – создание инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия, основанном на систематическом прогнозировании будущего развития предприятия путем составления бюджетов и проведении план-фактового контроля исполнения бюджета в сравнении с данными бухгалтерского учета.