Файл: Бюджетирование проекта (Экономическая сущность, цель, задачи бюджетирования деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоритические основы бюджетирования деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность, цель, задачи бюджетирования деятельности предприятия
1.2 Виды бюджетов и построение бюджетного процесса
2 Анализ системы бюджетирования (СтройСервис)
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации процесса бюджетирования проекта
3 Совершенствование процесса бюджетирования проекта (ООО СтройСервис)
Введение
Стремление наиболее успешных предприятий к разработке системы финансового планирования, адекватно отвечающей требованиям сложившейся ситуации, привело руководство многих хозяйствующих субъектов к внедрению системы бюджетирования на предприятии.
В современных условиях коммерческие организации не могут работать эффективно, если они полагаются на процесс бюджетирования, который не синхронизирован с динамикой развития бизнеса. Процесс формирования и согласования бюджета составляет наиболее трудоёмкую часть всего цикла планирования, при этом 50% коммерческих организаций вообще не учитывают бизнес-планирование при формировании бюджета.
В финансовом отношении бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый на определённый период, содержащий ожидаемую величину дохода, которая должна быть достигнута, а так же предполагаемый объём расходов, который должен быть потрачен в течение этого периода, и величину капитала, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Бюджетирование непосредственно связано с управлением производством, финансовой деятельностью и управленческим учётом. Экономически эффективная деятельность организации может быть обеспечена в том случае, если она имеет заранее заданные показатели затрат и результатов. Бюджетирование представляет собой процесс определения важнейших экономических параметров, механизм планирования движения ресурсов на будущий период. В информационном отношении – это система, объединяющая в единый комплекс процессы планирования, учёта, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.
В отечественной и зарубежной литературе бюджетирование рассматривается неразрывно с финансовым планированием.
В трудах отечественных экономистов, таких как О.И. Лихачёв, М.И. Бухалков, В.А. Яковлева, С.Н. Воронин, В.А. Самойленко рассматривались финансовые аспекты бюджетирования в условиях переходного периода, а так же становления рыночной экономики в условиях нестабильности.
Концептуальные аспекты, а так же новые направления развития финансового планирования и бюджетирования рассматривали в своих трудах такие учёные, как М. Мескон, Ф. Котлер, Дж. Форрестер, У. Шарп, А. Томпсон и др.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа процесса бюджетирования в ООО «СтройСервис» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Задачами данной бакалаврской работы являются:
- исследование сущности бюджетирования на предприятия
- анализ организации процесса бюджетирования, систему операционных и финансовых планов, оценка финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия ООО «СтройСервис»;
- выявление проблем системы бюджетирования на предприятии и определить пути их решения;
- разработка рекомендаций по совершенствованию процесса бюджетирования на исследуемом предприятии.
Объектом курсовой работы является исследования предприятия ООО «СтройСервис».
Предметом исследования является технология и разработка рекомендаций по процессу бюджетирования на предприятия ООО «СтройСервис».
При написании курсовой работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовая литература, акты, статьи, приложения в периодической печати и Интернет - ресурсы по направлению исследования.
Источниками информации для анализа явились прогнозные операционные и финансовые бюджеты, предоставленные ООО «СтройСервис».
1 Теоритические основы бюджетирования деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность, цель, задачи бюджетирования деятельности предприятия
Любой хозяйствующий субъект обладает ограниченными ресурсами по количеству, качеству, времени и месту. Поэтому эффективное пользование ими требует оптимального управления. Управление ограниченными ресурсами в целях удовлетворения неограниченных потребностей населения представляет собой экономику. Существуют два типа экономики: административно-командная и рыночная.
Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определённой программы, принимающей форму плана, в котором детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов.
Рыночная экономика основана на отношениях, возникающих при купле-продаже товаров на рынке. Рынок есть сфера проявления экономических отношений между производителем и потребителем товара.
Рыночная экономика - очень тонкий механизм хозяйствования; это более сложная, чем административно-командная экономика. На её состояние сильное влияние оказывают политические обстоятельства; роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создаёт правила хозяйствования (законы, нормативы и др.) и контролирует их выполнение. Поэтому доверие производителей и потребителей товара к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики.
Место применения финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование представляет собой одну из функций управления, поэтому финансовое планирование – функция управления финансами. Важным моментом финансового планирования является определение стратегии планирования. Стратегия финансового планирования 8
это - общее направление разработки финансового плана, источников поступления денежных средств, источников прибыли.
Сущность планирования при рыночной экономике заключается в том, что хозяйственный процесс осуществляется на основе бизнес-плана, разрабатываемого непосредственно экономической службой хозяйствующего субъекта под руководством руководителя этой службы и направленного на достижение общих целей предпринимательства.
Финансовое планирование содержит следующие элементы: цели, программы, нормативы и нормы, правила, процедуры (рисунок 1).
Рисунок 1 - Элементы финансового планирования
Решение проблемы – цели, достижение которых решает конкретные проблемы.
Рабочая программа – небольшая программа, разработанная в хозяйствующем субъекте для реализации определённой частной цели. Целевые комплексные и рабочие программы имеют разные масштабы действия, но программные элементы у них общие, т.е. в программе должно быть чётко указано: что, когда, где и какими ресурсами должен делать.
В финансовом планировании активно используются нормы и нормативы. Норма – установленная мера, т.е. какая-то средняя величина. Норматив – представляет собой расчётную величину затрат финансовых (денежных), материальных, трудовых и информационных ресурсов, а так же затрат времени, используемых в финансовом планировании.
Оперативное планирование дополняет текущее планирование. Это связано с тем, что финансирование планируемых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов .
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетирование служит инструментом выполнения стратегии предприятия. Оно позволяет согласовывать стратегические цели компании с планами их достижения и обеспечивает реализацию этих планов, связывая их с оперативными процессами, помогает контролировать доходы и расходы, планировать движение финансовых средств, налоговый учет и даже выбирать форму ведения предпринимательской деятельности и оптимальный метод учета. Можно сказать, что бюджетирование дает руководителю понимание экономической модели предприятия, ощущение границ возможного.
1.2 Виды бюджетов и построение бюджетного процесса
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
В экономической литературе термин «бюджетирование» определяют различным образом. Рассмотрим несколько определений данного термина из различных отечественных и зарубежных источников с тем, чтобы иметь возможность дать краткую, но в то же время наиболее полную формулировку этого понятия, охватывающую все его основные аспекты (таблица 1).
Таблица 1 – Подходы к определению термина «бюджетирование»
Авторы |
Определение бюджетирования |
И.А. Бланк |
Процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования |
В.Е. Хруцкий |
Технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью финансовыми ресурсами. |
А.З. Бобылева |
Самый детализированный уровень планирования, инструмент оперативного управления |
Бюджетирование, то есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов - это первый экзамен на зрелость для каждого предприятия, в случае неудачи которого оно перестает расти или начинает разоряться. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности.
Построение бюджетов дает возможность понять, что и почему происходит с фирмой на рынке, и позволяет экономить на затратах. Внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство компании. Бюджетирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Разработка бюджета является процессом планирования. Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все предприятия, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие предприятия в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность предприятия по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.
Таблица 2 – Подходы к определению термина «бюджет»
Авторы |
Определение бюджета |
И.А. Бланк |
Оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности |
В.Е. Керимов |
Оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия |
Ю. Бригхем, Л. Гапенски |
План, подробно раскрывающий приток и отток средств в течение определенного планируемого периода времени |
Д. Шим, Д. Сигел |
Главный бюджет является формальным изложением планов руководства в отношении продаж, расходов, объемов и других финансовых действий на предстоящий год |
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о финансовых результатах или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификации и опыта разработчиков.