Файл: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Применение оперативного эксперимента сдерживается, прежде всего, его законодательным ограничением случаями борьбы с тяжкими (по логике – и особо тяжкими) преступлениями. Но, во-первых, в процессе оперативной разработки не всегда возможно заранее предвосхитить квалификацию противоправных действий. Во-вторых, такое ограничение снижает эффективность борьбы с другими опасными и распространенными преступлениями, например коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ), получением и дачей взятки (ч. 1 и 2 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 УК РФ), незаконной выдачей или подделкой рецептов либо иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ (ст. 233 УК РФ). Было бы целесообразно предусмотреть в Законе возможность проведения оперативного эксперимента в отношении лиц, подготавливающих или совершающих преступления любой категории тяжести. [19, с.35]
С использованием оперативного эксперимента тесно связано создание и функционирование т.н. легендированных объектов (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД). Как показывает практика, к числу таких объектов, помимо названных в Законе и ведомственном Наставлении об основах организации и тактики ОРД, оперативные подразделения органов внутренних дел с учетом потребностей борьбы с преступностью относят также квартиры, автомобили и предметы, функциональным назначением которых является создание условий для выявления и изобличения преступников. В обиходе эти объекты получили наименование «ловушек» (квартира-ловушка, автомобиль-ловушка, химическая ловушка и т.п.). Существует объективная необходимость их законодательного признания, поскольку они не охватываются понятием предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД. [26, с.67]
Ряд вопросов возникает при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В Законе установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих перечисленные в нем конституционные права, допускается на основании судебного решения. В то же время часть таких мероприятий согласно Закону - осуществляется в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами – субъектами ОРД (ч. 4 ст. 6). При этом неясно, кто в этих случаях должен получать судебное решение на проведение ОРМ. В ряде случаев соблюдение предусмотренных в Законе сроков уведомления суда (судьи) о начатых неотложных ОРМ объективно невозможно, поскольку при совпадении выходных и праздничных дней общая продолжительность нерабочего времени может составить от трех до четырех суток. С учетом этого уведомление суда о проведении неотложных мероприятий в указанных случаях целесообразно законодательно продлить до первого после выходных рабочего дня. [65, с.186]
Наступательности ОРД препятствует и действующий порядок получения судебных решений на проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В связи с альтернативным характером нормы Закона об ОРД о судах, уполномоченных рассматривать соответствующие ходатайства (ч. 1 ст. 9), на практике они иногда рассматриваются только областными судами, что снижает оперативность, негативно влияет на своевременность проведения ОРМ и, кроме того, ограничивает право оперативных подразделений обращаться в вышестоящий суд в случае отказа. В то же время отмечаются случаи, когда, получив обоснованный отказ в суде по месту предстоящего проведения ОРМ, сотрудники оперативных аппаратов обращаются в суды по месту своего нахождения (или наоборот), что вряд ли можно признать нормальным. В свою очередь и судьи небезупречны в принятии решений об ограничении конституционных прав, отказывая в проведении соответствующих ОРМ под различными надуманными предлогами. Очевидно, наряду с улучшением законодательной регламентации судебного порядка санкционирования рассматриваемых мероприятий требуется дополнительное разъяснение на этот счет Пленума Верховного суда РФ, поскольку предыдущее не могло учесть всех нюансов складывающейся практики проведения ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория оперативно-розыскных мероприятий - это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности.
Объектом теории оперативно-розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и использовании их результатов.
Оперативно-розыскное мероприятие - это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.
Классификация ОРМ:
1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
– ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
- ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).
2. В зависимости от продолжительности проведения:
- Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)
- Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).
3. В зависимости от видов санкционирования:
а) не требующие какого-либо санкционирования:
- опрос;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:
- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
- оперативный эксперимент
- оперативное внедрение
в) требующие судебного санкционирования (решения):
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
- прослушивание телефонных переговоров,
- снятие информации с технических каналов связи
- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Оперативно-розыскное законодательство, очевидно, в силу его молодости, объективной сложности и деликатности, регулируемых им отношений не лишено определённых недостатков, которые являются существенными. Основные из них сводятся к пробелам правового регулирования, декларативности ряда норм, их несогласованности с нормами других отраслей законодательства, противоречивости отдельных предписаний, нечеткости законодательных формулировок. Если эти проблемы систематизировать, то можно выявить их причины.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // Российская газета от 21.01.2009 № 4, ст.445, в редакции ФКЗ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 года, одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 года] // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954, в редакции ФЗ РФ № 60-ФЗ от 07.04.2010 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.] // Российская газета от 08 декабря 1994 г. № 238-239, в редакции ФЗ РФ № 181-ФЗ от 27.12.2009 г.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] // Российская газета от 22 декабря 2001 г. - № 249, в редакции ФЗ РФ № 85-ФЗ от 11.06.2008 г.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ: [принят Гос. Думой 25 апр. 2003 г.: одобр. Советом Федерации 14 мая. 2003 г.] // Российская газета от 3 июня 2003 г. - № 106, в редакции ФЗ РФ № 118-ФЗ от 26.06.2007 г.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: [Ч.1 - Принята Государственной Думой 16 июля 1998 года, Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года] // Российская газета от 6 августа 1998 г. № 148-149, в редакции ФЗ РФ № 383-ФЗ от 29.12.2009 г.
7. О частной детективной и охранной деятельности: закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Российская газета от 30.04.1992 г. № 100, в редакции ФЗ РФ № 379-ФЗ от 27.12.2009 г.
8. О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Российская газета от 21.09.1993 и 30.09.1993 №.№ 182, 183, в редакции ФЗ РФ № 180-ФЗ от 10.11.2009 г.
9. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: [принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.] // Российская газета от 18 авг. 1995 г. - № 160, в редакции ФЗ РФ № 293-ФЗ от 30.12.2008 г.
10. О государственной охране: федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ: [принят Гос. Думой. 24 апреля 1996 г., одобр. Сов Фед. 15 мая 1996 г.] // Российская газета от 06.06.1996 г. № 106, в редакции ФЗ РФ № 118-ФЗ от 14.07.2008 г.
11. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ]: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г., одобр. Сов. Фед. 8 августа 2004г.] // Российская газета от 25.08.2004 г. № 182, в редакции ФЗ РФ № 45-ФЗ от 5.04.2010 г.
12. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СПС «Консультант плюс».
13. Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233 // СПС «Консультант плюс».
14. Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: приказ МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 52 от 26.12.2005г.
15. О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд [Инструкция, объявленная совместным приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 года № 368/185/164/481/32/184/97/147], текст приказа официально опубликован не был.
16. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2007. - № 1- С.15I-153 // СПС «Консультант плюс».
17. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом: Монография. - Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. - СПб: Фонд «Университет», 2004. - 256 с.
18. Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Законодательные основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Под общ. Ред. Ю.Ф. Кваши. М.: 1725 с.
19. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативно-правовых актов и документов / Авт.-сост. Проф. А.Ю. Шумилов. 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004. - 331 с.
20. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие. - М.: Юрлитинформ, 2000. - С.115.
21. Оперативно-розыскная деятельность [Текст]: учебно-справочное пособие. Авт. - сост.: В.Ю. Алферов, В.Л. Ильиных, А.Е. Федюнин. Под общ. ред. В.Л. Ильиных. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 272 с.
22. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 848 с.
23. Оперативно-розыскные мероприятия на каналах связи (правовой анализ): Монография. Б.М. Евстратиков, СИ. Захарцев, В.Н. Медведев, В.П. Сальников / Под общей редакцией В. П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - СПб.: Фонд «Университет». 2005 - 256 с.