Файл: Проектирование БД для сотрудника салона сотовой связи(Аналитическая часть ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Содержание
1.1.Описание предметной области. Постановка задачи 5
1.2.Выбор средств / методологии проектирования. Выбор СУБД 13
1.3.Проектирование логической структуры базы данных 16
1.4.Проектирование физической структуры базы данных 18
2.1.Инструкции по работе с базой данных 19
2.2.Разработка интерфейса и реализация проекта 21
2.3.Оценка экономической эффективности проекта 25
Введение
В современных условиях возрастает значение информационных систем, позволяющих обеспечить информационную поддержку процессов принятия решений. Базы данных являются одним из основных элементов большинства информационных систем.
Рассматривая такую предметную область как деятельность салона сотовой связи, несомненно, невозможно обойтись без структурирования информации в базу данных.
Актуальность создания приложения базы данных, как части информационной системы, очевидна - возможность использования базы данных людьми, не знакомыми с IT-технологиями, обеспечение быстрого доступа к информации, хранимой в базе данных, возможность совместного использования базы данных несколькими пользователями, возможность построения отчетов по запросу пользователя.
Целью данной курсовой работы является проектирование базы данных для сотрудника сотовой связи.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- провести анализ предметной области;
- привести постановку задачи;
- разработать структуру реляционной базы данных;
- реализовать полученные таблицы в одной из систем управления базами данных;
- создать программу работы локальной базы данных;
- реализовать запросы;
- рассчитать экономическую эффективность.
Практическая значимость работы.
Полученные результаты, материал курсовой работы можно использовать в сфере деятельности салонов связи.
Структура курсовой работы.
Данная курсовая работа состоит из Введения, двух разделов, Заключения, списка используемой литературы.
1.1.Описание предметной области. Постановка задачи
ООО «Мобиком» занимается продажей сотовых телефонов и аксессуаров к ним.
Организационная структура рассматриваемого предприятия является традиционной для коммерческих организаций и включает в себя следующие подразделения (рис.1):
- отдел продаж;
- бухгалтерию;
- отдел кадров;
- отдел маркетинга;
- сервисный центр;
- служба поддержки пользователей;
- ИТ-отдел.
Рис. 1. Организационная структура управления
Основным бизнес–процессом является учет продаж сотовых телефонов и аксессуаров, целью которого является оптимизация работы отдела продаж и получение доходов.
Контекстная диаграмма не может дать полное представление о том, как протекает данный процесс. Ее декомпозиция дает более детальное представление о процессе и о его особенностях. Рисунок 2 содержит контекстную диаграмму изучаемого процесса, выполненную в методологии IDEF0 [3, с.66].
NODE:
TITLE:
NUMBER:
Учет продаж
A-0
прайс-листы
законы,
стандарты,
правила,
локальные
акты
отчеты
заказы
клиентов
сотрудники отдела продаж
0
0р.
Учет продаж
Рис. 2. Контекстная диаграмма бизнес процессов
На рисунке 3 представлен результат декомпозиции контекстной диаграммы, который также выполнен в методологии IDEF0 [3].
Рис.3.Результат декомпозиции контекстной диаграммы
бизнес процессов
На рисунке видно, что контекстная диаграмма была разбита на четыре функции: получить заказ, оформить заказ, выполнить заказ и оформить отчет.
Входной информацией функции «получить заказ» являются: заказ от клиента, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «получить заказ» является предоставление клиенту квитанции.
Входной информацией функции «оформить заказ» являются: квитанция, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «оформить заказ» является передача накладной на склад [10, с.65].
Входной информацией функции «выполнить заказ» являются: накладная, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «выполнить заказ» является информация о покупке.
Входной информацией функции «оформить отчет» являются: информация о покупке, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «оформить отчет» являются отчеты.
Основной целью является ознакомление с тем, как функционирует отдел продаж, как и что необходимо выполнять его работникам. В качестве точки зрения выбираем точку зрения директора ОАО. Также были определены границы системы, которые дают возможность выяснить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами. После изучения бизнес-процессов было определено, что оформление заказов и составление отчетов не автоматизированы. Нет базы клиентов, нет полного учета и контроля.
Основным документом в рассматриваемой задаче является заказ клиента. Схема документооборота обработки продаж приведена на рис.4.
исполнитель действие |
Отдел продаж |
Бухгалтерия |
Склад |
Клиент |
1) поступление заказа |
Заказ от клиента |
Заказ от клиента |
||
2) фиксация заказа в журнале |
Заказ от клиента |
|||
3) оформление квитанции клиенту и прием оплаты |
Квитанция |
|||
4) отправка накладной на склад |
Накладная |
|||
5) отправка заказа клиенту |
Заказ |
|||
6) подготовка отчетов |
Отчеты |
Рис.4. Схема документооборота
Существующий способ приема и обработки продаж связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большой вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день сложно получить сведения об общем количестве продаж, провести анализ популярности тех или иных моделей обуви, а также проконтролировать заказы, обработанные каждым из менеджеров.
Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы отдела продаж за определенный период, что очень затруднительно.
Временные характеристики описанных процессов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики описанных процессов
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, неоходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
Регистрация продажи |
10 |
15 |
150 |
Поиск необходимой информации |
5 |
30 |
150 |
Анализ информации за период |
0,5 |
60 |
30 |
ИТОГО, минут |
330 |
Таким образом, ежедневно, в среднем, 330 минут или 5 часов 30 минут, сотрудники салона сотовой связи заняты занесением необходимых сведений в книги учета, а также при необходимости – анализом и поиском нужных сведений. Учитывая, что продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, делаем вывод, что на выполнение остальных обязанностей (то есть непосредственную работу по решению проблем и выработке необходимых мероприятий) остается менее 40% рабочего времени, что крайне неэффективно.
Для данного способа также характерны следующие недостатки [11, с.22]:
- низкая скорость и точность выполнения расчетов;
- неэффективное использование рабочего времени;
- слабый контроль работы сотрудника;
- увеличивающийся «поток» бумажной работы;
- усталость служащих - усиление негативного воздействия человеческого фактора.
В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о количестве и сумме продаж, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы.
Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и локальную вычислительную сеть.
Проведем расчет ожидаемого эффекта от внедрения средств автоматизации. В случае использования вычислительной техники данный процесс сводится к просмотру заявки, оформленной на внутреннем сайте компании и уже занесенной в базу данных по мере их поступления, поиск информации будет производиться при задании необходимых параметров. В таблице 2 рассчитан ожидаемый эффект от внедрения информационной системы.
Таблица 2
Ожидаемый эффект от внедрения информационной системы
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, необходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
Регистрация продажи |
10 |
1 |
10 |
Поиск необходимой информации |
5 |
2 |
10 |
Анализ информации за период |
0,5 |
5 |
2,5 |
ИТОГО, минут |
1,5 |
Таким образом, ожидаемая экономия рабочего времени составляет около 5 часов ежедневно, что позволяет увеличить эффективность работы сотрудников отдела продаж. Кроме того, другими преимуществами автоматизации рассматриваемого бизнес-процесса будут:
- централизованное хранение данных;
- исключение потери данных;
- структуризация данных;
- более оперативная обработка данных;
- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран;
- легкое изменение данных;
- система авторизации;
- сокращение времени оформления документов.
Задача – разработать автоматизированное рабочее место сотрудника салона сотовой связи. Пользователями системы также могут быть менеджеры и кладовщики. Опишем основные функции, которые должна выполнять данная система:
- Ведение базы данных контактов с покупателями с подробными данными о них (название, юридический адрес, контактное лицо, телефонный номер и др.);
- Ведение базы данных всех произошедших операций купли-продажи (название покупателя, наименование купленного товара, дата и сумма покупки);
- Ведение справочников (клиенты, поставщики, покупатели, сотрудники);
- Получение аналитической и статистической информации (остатки на складе, данные по количеству заключенных договоров и произведенных операций, отчет по продажам за месяц, продажи по клиентам);
- Получение справочной информации в печатном виде (информация о клиентах, о поставщиках, товарах).
Задачи проектирования АРМ:
- Максимально упростить и ускорить процедуру регистрации заказов.
- Обеспечить жесткую связь между складом и процедурой регистрации заказа для исключения ситуации оформления заказов на изделия при отсутствии соответствующих наименований на оперативном складе.
- Обеспечить все бизнес-операции возможностью сопроводить их необходимыми документами.
- Создать гибкую систему статистических отчетов, как по работе склада, так и по учету и регистрации заказов.
- Обеспечить при необходимости возможность автоматического резервирования БД.
- Запретить некорректные действия пользователя.
- Обеспечить целостность информации в базе данных.
- Обеспечить приемлемую безопасность данных на случай несанкционированного доступа.
- Минимизировать затраты системных ресурсов, необходимых для нормальной работы АРМ.
- Программное обеспечение должно функционировать на IBM-совместимых персональных компьютера и должно работать под управлением операционных систем семейства WIN32.
1.2.Выбор средств / методологии проектирования. Выбор СУБД
Так как данные в системе будут храниться централизовано, то необходимо выбрать СУБД. Учитывая, что СУБД MS Windows SQL Server уже установлена на одном из серверов компании, то переход на другую СУБД был бы не рационален, за исключением использования СУБД MSAccess, так как она уже в ходит в стандартный пакет MSOffice. Поэтому сравним только две эти СУБД системы.
MS SQL Server является реляционной СУБД, позволяющей организовать хранение значительных объемов данных и стабильно поддерживать работу пользователей, осуществляющих одновременный доступ к этим данным. Система спроектирована с учетом всех требований, предъявляемых к современной СУБД, - стабильность и производительность, масштабируемость и удобство в эксплуатации. Эти качества в совокупности с широким спектром функциональных возможностей и низкой ценой делают ее лучшей системой в своем классе.