Файл: Изучение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения в организации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия принятия решений
1.1. Сущность и значение управленческих решений
1.2. Основные этапы принятия решений
2. Анализ информации при принятии решения в ООО НПП «Сайт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО НПП «Сайт»
2.2. Оценка объема необходимой и достаточной информации при принятии решения в ООО НПП «Сайт»
2.3. Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт»
По данным таблицы 5 видно, что основная часть расходов ООО НПП «Сайт» в 2013-2015 гг. представлена расходами от основной деятельности, доля прочих расходов незначительна. Так, в 2013 г. расходы от основной деятельности составили 99,16% всех расходов ООО НПП «Сайт», в 2014 г. 97,97%, а в 2015 г. 99,42%. Доля прочих расходов на протяжении рассматриваемого периода снизилась с 0,18% в 2013 г. до 0,14% в 2015 г. Текущий налог на прибыль в 2013 г. составил 0,66% всех расходов ООО НПП «Сайт», в 2014 г. 1,89% всех расходов, а в 2015 г. 0,45% всех расходов организации.
Проведем анализ затрат ООО НПП «Сайт» по экономическим элементам. В таблице 6 показаны результаты анализа затрат.
Таблица 6
Анализ затрат предприятия по элементам
Элементы затрат |
Абсолютные значения, руб. |
Удельный вес в общей сумме затрат, % |
Изменения 2015 г. к 2013 г. |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
Абсолютные, руб. |
Структурные, % |
|
Материальные затраты |
10741073 |
11892606 |
13758706 |
97,48 |
97,62 |
97,85 |
3017633 |
0,37 |
Затраты на оплату труда |
34126 |
37564 |
40480 |
0,31 |
0,31 |
0,29 |
6354 |
-0,02 |
Отчисления на социальные нужды |
8873 |
12772 |
13763 |
0,08 |
0,10 |
0,10 |
4890 |
0,02 |
Амортизация |
5082 |
4652 |
4312 |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
-770 |
-0,02 |
Прочие затраты |
229536 |
235234 |
243675 |
2,08 |
1,93 |
1,73 |
14139 |
-0,35 |
Итого по элементам затрат на производство |
11018690 |
12182828 |
14060936 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
3042246 |
х |
Как видно из данных таблицы 6, основным элементом в структуре затрат предприятия в 2013-2015 гг., являются материальные затраты, на втором месте – прочие затраты. Рост себестоимости в 2015 г. по сравнению с 2013 г. на предприятии обусловлен увеличением материальных затрат на 3017633 тыс. руб., ростом затрат на оплату труда на 6354 тыс. руб., увеличением отчислений на социальные нужды на 4890 тыс. руб., а также ростом прочих затрат на 14139 тыс. руб. ООО НПП «Сайт» необходимо провести анализ возможных вариантов снижения данных видов затрат.
Таким образом, расходы предприятия в 2013-2015 г. в основном представлены расходами от основной деятельности, чья динамика крайне негативно сказывается на финансовом состоянии организации. Рост расходов от основной деятельности в ООО НПП «Сайт» происходит ежегодно и обусловлен увеличением суммы материальных затрат, заработной платы, отчислений на социальные нужды. Итогом роста расходов в организации является уменьшение суммы прибыли и ухудшение показателей рентабельности.
2.2. Оценка объема необходимой и достаточной информации при принятии решения в ООО НПП «Сайт»
Исследование процесса принятия решений проведем на основе анализа схемы принятия управленческого решения, которая является общей, и была описана в теоретической части данной работы. Исходя из этапов исследуемого процесса, план исследования будет выглядеть следующим образом:
- анализ сбора информации;
- анализ принятия решения;
- анализ реализации решений;
- анализ контроля.
Информационное обеспечение в ООО НПП «Сайт» начинается с определения того, какой именно области касается данная проблема.
Внутрифирменные вопросы, касающиеся работы персонала, изменений структуры компании, корпоративных мероприятий, а также финансовых вопросов применяются данные штатного расписания, результатов труда сотрудников, должностные инструкции, регламенты работы, данные полученные от бухгалтерии, финансового отдела.
Для решения вопросов связанных с поддержанием нормального функционирования ООО НПП «Сайт» используется информация, поступающая из технологического отдела, отдела сбыта и маркетингового отдела.
Для решения вопросов связанных с логистикой используются данные отдела сбыта.
Для решения вопросов, связанных с развитием торговой сети, открытием новых магазинов используется информация от отдела сбыта и маркетингово отдела, которые получают информацию в результате анализа рынка.
Для решения вопросов, связанных с взаимоотношениями с партнерами используется информация от бухгалтерии.
Помимо этого дополнительным источником информации является корпоративный портал, где можно получить данные о магазинах (адрес, телефон, директор), список сотрудников и т.д.
Стоит отметить, что в компании отсутствует четкие временные рамки, для ответа на запрос, таким образом, иногда приходится долго ждать информацию, приходится торопить сотрудника, ответственного за запрос, а это дополнительная трата времени.
Принятия решений в ООО НПП «Сайт» осуществляется различными способами, которые зависят от того, к какой области относится проблема.
Заключение договора с поставщиком, подрядчиком, арендодателем и др. осуществляется с помощью программы электронного согласования Directum. Согласование происходит следующим образом: проект договора сканируется в программу Directum, отмечаются этапы согласования (т.е. те должностные лица, к которым поступит это проект договора для ознакомления и внесения корректировок). Далее все участники согласования просматривают проект, вносят замечания, которые поступают к инициатору. После всех исправлений инициатор снова запускает договор, согласующие подтверждают свое согласие со всеми условиями договора, только после полного согласования оригинал договора подписывается с обеих сторон и проставляются печати. Однако небольшая часть договоров подписывается без использования программы, руководитель лично согласовывает его с участниками согласования. Так происходит в исключительных случаях, однако это приводит к тому, что часть документов отсутствует в системе Directum, а значит, когда возникает необходимость убедиться в наличие договора, или уточнить его условия, невозможно сделать это быстро и самостоятельно, приходится тратить время на его поиски. К тому же не всегда понятно, какой именно отдел был инициатором этого договора, потому, что с одним и тем же контрагентом могут быть заключены разные договора с разными отделами.
Принятие решения относительно оплаты счетов от партнеров происходит также путем электронного согласования в программе OEBS. Счет и документы (товарная накладная, акт выполненных работ, смета и т.д.) также выкладываются в программе, запускаются на утверждение. Количество утверждающих зависит от суммы счета, чем он больше, тем больше лиц получают этот счет на согласование и тем выше их должности. После того, как счет утвержден всеми инициатор платежа (ответственный сотрудник отдела) передает счет и документ в бухгалтерию. Бухгалтер ставит отметку об отсутствии дебиторской задолженности по данному контрагенту, принимает документы. Счет с отметкой поступает в казначейство и оплачивается. Исключения составляют счета на оплату коммунальных услуг, они поступают в казначейство сразу от инициатора платежа, бухгалтер не проверяет счет, к тому же такие счета не проходят электронное согласование.
Решения, относящиеся к снабжению ООО НПП «Сайт» товаром, принимаются на основе заказов, а также на основании имеющихся остатков. Данные по остаткам получают из программы «Супермаг». Также объем и ассортимент поступающих товаров зависит от информации, полученной в отделе маркетинга об акциях.
Решения, которые относятся к работе персонала (штатное расписание, регламент работы, должностные инструкции) осуществляются следующим образом: руководитель отдела подготавливает проект, которые затем обсуждает с директором, вносятся корректировки, затем документ утверждается.
Реализация решений может проистекать несколькими способами:
- путем назначения ответственных лиц или подразделений и установки сроков выполнения. Как правило, это решения, принятые высшим руководящим звеном.
- путем делегирования полномочий по его выполнению третьим лицам. Как правило, такие решения принимаются высшим и средним звеном управления, и реализуются путем заключения договоров. Это решения касающиеся вопросов не связанных с прямой деятельностью компании, например, реализация рекламных проектов и т.д.
- самостоятельная реализация. Самостоятельно реализуются решения связанные с исполнением непосредственных обязанностей сотрудников. Такие решения принимаются каждым сотрудником организации в ходе его деятельности.
Контроль реализации управленческого решения в ООО НПП «Сайт» зависит от способа его реализации.
Контроль осуществляется, как правило, лицом принимающим решение, задачей которого является отслеживание хода исполнения всех этапов реализации.
В случае делегирования полномочий контроль предполагает сопоставление конечного результата с целью принятого решения.
В случае самостоятельной реализации принятого решения сотрудник осуществляет самоконтроль.
На основе проведенного исследования процесса принятия решений в организации ООО НПП «Сайт» составим SWOT-анализ, отражающий основные факторы, имеющие значение для определения направления путей совершенствования (таблица 7).
Таблица 7
SWOT-анализ процесса принятия решений в ООО НПП «Сайт»
S |
Сильные стороны |
O |
Возможности |
Наличие основных стадий процесса принятия решения |
Возможность принятия обоснованных решений |
||
Получение информации из различных источников |
Возможность учета особенности работы разных подразделений |
||
Наличие электронной системы согласования |
Возможность принимать решения не затрачивая много времени |
||
W |
Слабые стороны |
T |
Угрозы |
Отсутствие единого способа принятия решения |
Несоответствие полученных результатов желаемым |
||
Отсутствие учета социально-психологического аспекта |
Негативный социальный эффект |
||
Отсутствие промежуточного контроля и внесения корректировок |
Несоответствие между принимаемыми решениями |
||
Несвоевременность получения информации |
Соотнесем сильные стороны и возможности:
- получение информации из различных источников позволяет учесть работу нескольких подразделений.
- наличие всех этапов процесса принятия решений позволяет принимать обоснованные, действительно нужные решения.
- использование электронного согласования документов позволяет принимать решения быстро.
Соотнесем сильные стороны и угрозы:
- наличие всех стадий процесса принятия решения может позволить свести к минимуму несоответствие желаемого результата и полученного.
- обоснованность принимаемого решения позволяет устранить негативный социальный эффект.
- различные электронные системы согласования приводят к тому, что принимаются не соответствующие друг другу решения (т. к. используются разные программы для согласования разных документов).
Проанализируем, насколько слабые стороны мешают использовать возможности:
- отсутствие промежуточного контроля, внесения корректировок и учета социально – психологического аспекта мешает принимать обоснованные решения.
- отсутствие единого способа принятия решения мешает учесть особенности работы разных подразделений.
- несвоевременное получение информации приводит к увеличению затрат времени, а также к принятию необоснованных решений.
Проанализируем, насколько слабые стороны способствуют возникновению угроз:
- отсутствие единого способа принятия решения, а также отсутствие промежуточного контроля и корректировок способствуют несоответствию ожидаемого результата и действительного.
- отсутствие учета социально-психологического аспекта приводит к негативному социальному эффекту.
- отсутствие единого способа принятия решения приводит к противоречиям между ранее принятыми решениями и вновь принятым.
- несвоевременное получение информации способствует несоответствию полученного результата желаемому, а также к негативному социальному эффекту.
Таким образом, проанализировав процесс принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт» можно отметить следующее.
Присутствуют основные стадии процесса принятия управленческих решений, к таким стадиям относятся: сбор информации (анализ ситуации, идентификация проблемы, определение критериев выбора); принятие решения (разработка альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, согласование решения; реализация решений (управление реализацией принятого решения); контроль и оценка результатов.