Файл: Изучение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения в организации.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия принятия решений
1.1. Сущность и значение управленческих решений
1.2. Основные этапы принятия решений
2. Анализ информации при принятии решения в ООО НПП «Сайт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО НПП «Сайт»
2.2. Оценка объема необходимой и достаточной информации при принятии решения в ООО НПП «Сайт»
2.3. Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт»
Однако, следует отметить, что отсутствует промежуточный контроль, который необходим для внесения корректировок в случае отклонений в ходе реализации управленческого решения, возникающих из-за неучтенных факторов. Не учтенным оказывается социально - психологического аспект.
Также одним из отрицательных факторов является отсутствие единого способа принятия решения, что вызывает разногласия и противоречия между принятыми решениями.
Еще одной положительной стороной является получение информации из различных источников. Это позволяет учесть работу разных подразделений компании и принимать обоснованные решения.
Несвоевременность получения информации приводит к затратам времени на ее получение, принятию необоснованных решений, негативному социальному эффекту, а также несоответствию полеченного результата желаемому.
2.3. Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт»
В ходе анализа были выявлены недостатки в процессе принятия решений, которые могут оказывать негативное влияние на окончательный результат принятого решения, снижая его эффективность. Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт» можно разделить в соответствии с основными этапами процесса принятия управленческого решения.
Мероприятия по совершенствованию этапа сбора информации и анализа ситуации. Для того чтобы этот этап осуществлялся эффективно, информация должна быть полной, достоверной и своевременной. Для этого необходимо:
- внедрение в регламент работы всех подразделений временное ограничение на выполнение запроса, полученного от другого подразделения. В зависимости от сложности получения информации запрос необходимо выполнить в течение рабочего дня, либо дня, следующего за тем, когда получен запрос.
- ограничение сроков отражения документов в электронных базах для того, чтобы возможно было получать достоверные данные (например, величину задолженности, остатки на складах и т.д.). Срок отражения документов должен составлять не более трех рабочих дней, со дня поступления документа ответственному лицу.
- определение ответственности за наличие всех документов в системе электронного документооборота. В зависимости от вида документа закрепить функцию его согласования за разными подразделениями. Так, все договора, претензии и пр. должны поступать в юридический отдел, счета, товарные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и пр. – в бухгалтерию и т.д. Таким образом, можно избежать ситуации, когда документ согласован не электронным способом, и невозможно поднять этот документ в случае необходимости, либо на это уходит много времени, так как неизвестно где он находится.
- внедрение возможности получения информации от рядовых сотрудников, которые непосредственно сталкиваются с имеющейся проблемой, дать им возможность высказать свои идей. Конечно, велика вероятность, что предложение работника будет недостаточно продуманным, но в то же время он видит ситуацию более подробно, возможно это позволит учесть некоторые детали, о которых не знает руководитель, но которые так или иначе должны быть учтены, чтобы проблема была решена максимально. Для этого в каждом подразделении необходимо регулярно проводить собрания, целью которых и будет возможность высказать свое мнение о работе, внесения своих предложений. Проводить их можно, например, в виде мозгового штурма. Это также позволит уменьшить негативный социальный эффект, приведет к лучшему взаимопониманию между руководителем и подчиненным.
Мероприятия по совершенствованию этапа принятия решения. Для повышения эффективности этого этапа необходимо оперативно проанализировать информацию. Для этого необходимо:
- исключение согласования документов, минуя электронную систему, если предусмотрен именно такой способ.
- создание разных цепочек утверждения в электронной системе, в зависимости от значимости документа и суммы. Тогда произойдет равномерное распределение нагрузки между ответственными лицами.
- решения, относящиеся к работе подразделений принимать с участием руководителей других подразделений, для того, чтобы учитывать особенности их работы и не возникало разногласий между принятыми решениями в разных подразделениях.
Мероприятия по совершенствованию этапа реализации решения. Для успешной реализации необходимо знать что именно, когда и как должно быть выполнено. Для этого необходимо:
- определение основных этапов реализации решения. Описание конкретных действий позволит работникам более эффективно выполнять работу, опираясь на этот план.
- определение сроков реализации этапов. Это позволит не затягивать и не откладывать реализацию решения.
- инструкция по выполнению некоторых действий (например, если необходимо выполнять новые действия в какой-либо программе, либо использовать новую программу). Это позволит избежать большого количества ошибок и не придется тратить время на их устранение.
Мероприятия по совершенствованию этапа контроля. Для успешной реализации этого этапа необходимо:
- контроль количественных показателей, т. е. соответствие плановых показателей и реально полученным.
- контроль социального эффекта (реакция на нововведения, готовность выполнять работу по-новому).
- внедрение обязательного промежуточного контроля (своевременность и качество выполнения каждого этапа реализации управленческого решения).
Это позволит оценить грамотность принятого решения со всех сторон управленческой деятельности.
Предложенные мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческого решения позволят получать наиболее полную информацию об имеющихся проблемах, а значит, и анализ ситуации будет производиться эффективнее, от этого уже будет во многом зависеть все дальнейшие этапы, хотя и для них также предложены мероприятия по улучшению. Таким образом, процесс принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт» будет проходить более эффективно, чем сейчас.
Подводя итог вышеизложенного, моно сделать следующие выводы.
Итогом деятельности ООО НПП «Сайт» в 2015 г. стало получение чистой прибыли в сумме 189868 тыс. руб., что составляет 25,89% от уровня 2014 г. В 2015 г. основные экономические показатели деятельности предприятия ухудшились в сравнении с 2014 г., поскольку в ООО НПП «Сайт» задействованы не все резервы оптимизации расходов и роста доходов. Руководству фирмы следует обратить внимание на возможности снижения себестоимости продукции, а также на снижение периода оборачиваемости оборотных средств, что высвободит свободные денежные средства.
Проанализировав процесс принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт» можно отметить следующее.
Присутствуют основные стадии процесса принятия управленческих решений, к таким стадиям относятся:
- сбор информации (анализ ситуации, идентификация проблемы, определение критериев выбора);
- принятие решения (разработка альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, согласование решения;
- реализация решений (управление реализацией принятого решения);
- контроль и оценка результатов.
Однако, следует отметить, что отсутствует промежуточный контроль, который необходим для внесения корректировок в случае отклонений в ходе реализации управленческого решения, возникающих из-за неучтенных факторов. Не учтенным оказывается социально - психологического аспект.
Также одним из отрицательных факторов является отсутствие единого способа принятия решения, что вызывает разногласия и противоречия между принятыми решениями. Еще одной положительной стороной является получение информации из различных источников. Это позволяет учесть работу разных подразделений компании и принимать обоснованные решения.
Несвоевременность получения информации приводит к затратам времени на ее получение, принятию необоснованных решений, негативному социальному эффекту, а также несоответствию полеченного результата желаемому.
Были разработаны мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческого решения, которые позволят получать наиболее полную информацию об имеющихся проблемах, а значит, и анализ ситуации будет производиться эффективнее, от этого уже будет во многом зависеть все дальнейшие этапы, хотя и для них также предложены мероприятия по улучшению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования, необходимо отметить, что управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.
Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.
Итогом деятельности ООО НПП «Сайт» в 2015 г. стало получение чистой прибыли в сумме 189868 тыс. руб., что составляет 25,89% от уровня 2014 г. В 2015 г. основные экономические показатели деятельности предприятия ухудшились в сравнении с 2014 г., поскольку в ООО НПП «Сайт» задействованы не все резервы оптимизации расходов и роста доходов. Руководству фирмы следует обратить внимание на возможности снижения себестоимости продукции, а также на снижение периода оборачиваемости оборотных средств, что высвободит свободные денежные средства.
Проанализировав процесс принятия управленческих решений в ООО НПП «Сайт» можно отметить следующее.
Присутствуют основные стадии процесса принятия управленческих решений, к таким стадиям относятся:
- сбор информации (анализ ситуации, идентификация проблемы, определение критериев выбора);
- принятие решения (разработка альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, согласование решения;
- реализация решений (управление реализацией принятого решения);
- контроль и оценка результатов.
Однако, следует отметить, что отсутствует промежуточный контроль, который необходим для внесения корректировок в случае отклонений в ходе реализации управленческого решения, возникающих из-за неучтенных факторов. Не учтенным оказывается социально - психологического аспект.
Также одним из отрицательных факторов является отсутствие единого способа принятия решения, что вызывает разногласия и противоречия между принятыми решениями. Еще одной положительной стороной является получение информации из различных источников. Это позволяет учесть работу разных подразделений компании и принимать обоснованные решения. Несвоевременность получения информации приводит к затратам времени на ее получение, принятию необоснованных решений, негативному социальному эффекту, а также несоответствию полеченного результата желаемому.
Были разработаны мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческого решения, которые позволят получать наиболее полную информацию об имеющихся проблемах, а значит, и анализ ситуации будет производиться эффективнее, от этого уже будет во многом зависеть все дальнейшие этапы, хотя и для них также предложены мероприятия по улучшению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2013. - 367 с.
- Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. - М.: ИНФРА М, 2012. - 270 с.
- Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2013. - 325 с
- Вачугова Д. Д.. Основы менеджмента - М.: Высшая школа, 2011. – 441 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, 2012. - 504 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2014. – 495 с.
- Виханский О.С. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2013. - 528 с.
- Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Уч. Пособие. - М.: Русская деловая литература, 2011. – 329 с.
- Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014. - 286 с.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - М.: Дело, 2013. - 392 с.
- Менеджмент организации: Учеб. пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А и др. - М.: ИНФРА - М., 2014. - 432 с.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2011. - 800 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.-720 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 2015. – 218 с.
- Основы теории управления. Учеб. пособие/ Под ред. В.Н. Парахниной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 560 с.
- Основы теории управления. Учебник/ В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2012. - 256 с.
- Петренко А.В. Теория организации: Учебник для вузов - М.: Экономика, 2012. - 431 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 644 с.
- Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 435 с.
- Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2014. – 217 с.
- Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления: Учебное пособие.- М.: Экзамен, 2014.- 319 с.
- Рогожин С.В., Юдин Б.А. Информационные технологии и реструктуризация рынка услуг. - М.: Красные ворота, 2011. –134 с.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: АСТ, 2012. – 271 с.
- Теория управления. Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко. - М.: Изд-во РАГС, 2014. - 558 с.
- Управленческие решения: Учебник / Под ред. Ю.П.Анискина. – М.: Омега, 2013.- 357 с.
- Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.Г. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2014. – 338 с.