Файл: Возмещение морального вреда (Основы правового регулирования возмещения морального вреда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительные изменения произошли в перевозке денежной наличности. Банк России достиг согла- шения с ФГуП «Гознак» о печати банкнот всех номиналов на обеих фабриках (в москве и в Перми). До недавнего времени существовало разделение: в москве печатались банкноты одних номиналов, а в Пер- ми – других. С фабрик банкноты поступали в один из центров Банка России, а затем уже доставлялись до места назначения. Теперь деньги перевозятся напрямую в ГРКЦ, что позволило уменьшить расходы на транспортировку за счет сокращения количества звеньев в логистической схеме.

Банк России располагает современной материально-технической базой. Так, например, у нас име- ется один из лучших парков счетно-сортировальных машин, который для повышения надежности выяв- ления поддельных денежных знаков оснащен датчиками контроля признаков высокой степени защиты.

В учреждениях Банка России планируется внедрить технологию считывания серийных номеров банкнот. В первую очередь, это будут учреждения, которым предоставлено право уничтожения ветхих банкнот. уже начался процесс оснащения их необходимой техникой. Возможность считывания серий- ных номеров банкнот позволит решать разные задачи, например, поможет отследить миграцию банкнот и определить срок их службы.

Для усиления контроля за технологическими процессами обработки наличных денег и повышения уровня безопасности учреждения Банка России оснащаются цифровыми телевизионными системами наблюдения и регистрации.

Проверка функциональных и технических характеристик оборудования, предлагаемого поставщи-

ками для совершения операций с денежной наличностью, на соответствие требованиям Банка России

осуществляется Сервисным центром межрегионального хранилища (г. Санкт-Петербург) Центрального хранилища Банка России.

В перспективе Банк России предполагает осуществлять мониторинг использования кредитными ор-

ганизациями рекомендуемого им оборудования.

С целью поддержания чистоты наличного денежного обращения в 2012 г. начался переход к единым стандартам сортировки банкнот на годные и ветхие на различных моделях счетно-сортировальных машин. Банком России разработана 20-уровневая шкала сортировки, по которой осуществляется сортировка на двух типах ССм (BPS 1040, Кобра 4004). При использовании новых стандартов сортировки на всех ССм Банка России отсев ветхих банкнот в целом по стране сократится, по предварительной оценке, на 5–10%.

Банк России, так же как и некоторые зарубежные национальные банки, сталкивается с проблемой из- быточного количества в платежном обороте монеты низких номиналов. На каждого жителя нашей страны приходится по 51 монете номиналом 1 копейка, по 41 монете номиналом 5 копеек и по 153 монеты номи- налом 10 копеек. При существующем уровне цен большая часть мелкой монеты не используется в рознич- ных платежах. Возвратность монеты в кассы кредитных организаций довольно низкая. Основная причина этого заключается в том, что кредитные организации во избежание дополнительных затрат предпочитают получать монету в учреждениях Банка России, не занимаясь ее обработкой и хранением. Кроме того, про- водимая кредитными организациями тарифная политика делает невыгодной сдачу монеты клиентами.


Одним из путей решения данной проблемы может стать внедрение в нашей стране монетоприемных устройств с функцией зачисления денег на банковский счет клиента или с функцией обмена монет на банкноты. Такие устройства допустимо размещать не только в кредитных организациях, но и на терри- тории крупных торговых и офисных центров. На данный момент в Ростове-на-Дону в одном из торговых центров Объединением «РОСИНКаС» установлен автомат для обмена мелких монет на банкноты, кото- рый пока работает в «пилотном» режиме.

Кроме того, увеличение возвратности монеты в кассы кредитных организаций возможно при опти-

мизации их тарифной политики.

Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России прово-

дит работу по защите денежных знаков от подделки.

Начиная с 2005 г. наблюдался рост числа подделок банкнот Банка России крупных номиналов. Боль- шая часть подделок приходилась на тысячерублевую банкноту. В связи с этим были разработаны бан- кноты с обновленным набором элементов защиты (модификация 2010 г.). В 2010 г. в оборот была вве- дена банкнота номиналом 1000 рублей новой модификации, а в 2011 г. – номиналом 5000 и 500 рублей. В результате в 2008–2012 гг. общее количество поддельных денежных знаков Банка России снизилось в

1,5 раза и составило на начало 2013 г. 88 029 штук. Что касается поддельных банкнот номиналом 1000 рублей, то их количество за этот период сократилось в 2,4 раза.

связи с выпуском модифицированных банкнот Банком России была подготовлена и проведена информационная кампания, включающая следующие мероприятия:

• cоздание и размещение в эфире региональных телеканалов видеофильмов о защитных признаках новых банкнот;

• подготовка и направление в территориальные учреждения Банка России предназначенных для на-

селения плакатов и буклетов с изображениями модифицированных банкнот;

• размещение на официальном сайте Банка России в сети Интернет изображения плакатов и видео-

фильмов;

• регулярное обновление информации на странице «Банкноты и монеты» официального сайта Бан-

ка России в сети Интернет.

В настоящее время в России активно развиваются и внедряются электронные средства платежа, тем не менее мы заметно отстаем от зарубежных стран по уровню использования безналичной оплаты в роз- ничной сфере. Прежде всего такая ситуация сложилась вследствие более позднего, чем в других странах, внедрения электронных средств платежа (с середины 90-х годов прошлого века), а также обусловлена некоторыми преимуществами наличных денег по сравнению с их электронными аналогами.


Так, например, в ходе исследования, проведенного экспертами Европейского центрального банка1, было установлено, что наличные платежи имеют самые низкие общественные издержки из расчета на одну трансакцию и обеспечивают самую высокую скорость расчетов.

время в России наблюдаются довольно высокие темпы прироста количества платеж- ных карт и объема операций, совершаемых с их использованием на территории Российской Федера- ции, – в 2011 г. они составили 38,6 и 33,3% соответственно. При этом платежные карты используются населением в основном для снятия наличных денег (85,5% от общего объема совершаемых операций).

Как известно, снятие наличных производится чаще всего через банкоматы, по количеству которых Россия на начало 2012 г. занимала лидирующие позиции в Европе – 1,3 банкомата на 1000 жителей (для сравнения: во Франции – 0,87 банкомата на 1000 жителей; в Италии – 0,76; в Германии – 0,71; в Шве- ции – 0,38).

Что касается безналичной розничной оплаты, то главным препятствием на пути ее развития являет- ся отсутствие необходимой инфраструктуры. Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях пла- тежные карты принимаются к оплате. На начало 2012 г. в России на 1000 жителей приходилось всего 3,7

POS-терминала, тогда как, например, во Франции данный показатель составлял 22 единицы. Негативное влияние на развитие безналичных средств платежа оказывает также рост количества и объемов мошен- нических операций, совершаемых в данной сфере.

Доклад ЕЦБ «Общественные и частные издержки, связанные с розничными платежными инструментами. Ситуация в Европе».

Следует отметить, что значительная часть населения России имеет невысокие доходы (ниже сред- него уровня) и осуществляет покупки в мелких розничных магазинах и на рынках, где наличные деньги являются единственным платежным средством. Кроме того, в российском обществе недостаточно высо- кий уровень финансовой грамотности. Не стоит забывать также и про психологический аспект: населе- ние привыкло рассчитываться наличными деньгами, и, чтобы переориентировать его на использование электронных средств платежа, необходимо и время, и немалые усилия.

Банк России постоянно проводит работу по развитию безналичных розничных платежей и ограни-

чению наличного денежного оборота.

Совместно с министерствами и ведомствами Банк России актуализирует и совершенствует пра- вовую и методологическую базу, регламентирующую применение электронных средств платежа. Тем самым оказывается содействие развитию институциональной и технологической инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов.


В настоящее время решается вопрос об ограничении наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. руб. Подобные ограничения введены в ряде зару- бежных стран. Например, во Франции максимальная сумма платежа наличными, который может совер- шить физическое лицо-резидент, составляет 3000 евро, в Италии – 1000 евро, а в Болгарии – 15 тыс. ле- вов (7650 евро).

Обсуждается перспектива перевода заработной платы, пенсий, пособий на банковские карты в обя-

зательном порядке.

уделяется также внимание изучению опыта других стран по развитию безналичных розничных пла- тежей. Так, например, в украине в 2011 г. торгово-сервисные предприятия обязали устанавливать POS- терминалы в количестве не менее 50% от числа кассовых аппаратов. Рынок безналичных розничных платежей продемонстрировал следующую динамику: в 2011 г. количество POS-терминалов увеличилось на 17,6%, доля безналичных платежей в общей сумме розничных платежей возросла с 6,5 до 8,1%, а доля безналичных платежей в общем количестве розничных трансакций – с 17,5 до 24,5%. Более быстрому развитию безналичных платежей, как выяснилось в ходе социологического исследования, препятствова- ли такие факторы, как сильная психологическая привязанность украинцев к наличным деньгам и низкий уровень доверия к продавцам в магазинах.

Банк России считает, что в решении вопроса, касающегося развития безналичных платежей, не- обходимо придерживаться комплексного подхода. Целесообразно начинать не с введения запретов, а с создания условий, благоприятствующих расширению применения безналичных средств платежа, в том числе необходимо, чтобы торговые сети и организации, оказывающие услуги населению, были оснаще- ны техникой для приема карт.

В то же время перед тем, как ограничить наличные расчеты, следует оценить возможные послед- ствия, проанализировать, не будет ли данная мера ущемлять права граждан на приобретение товаров и услуг.

По нашему мнению, используя исключительно административные методы, желаемый результат до- стичь вряд ли удастся. Нужны также меры экономического стимулирования: население и другие участ- ники рынка должны понимать, что, выбирая безналичные средства платежа, они получают конкретные преимущества.

Кредитным организациям можно порекомендовать периодически проводить информационно-про- светительские кампании, направленные на продвижение новых банковских продуктов. Это не только будет способствовать повышению финансовой грамотности населения, но и поможет улучшить имидж кредитных организаций.


С ростом безналичного денежного оборота увеличится прозрачность финансовых потоков, прохо- дящих через банковскую систему, что повлечет сокращение доли теневой экономики и повысит собира- емость налогов.

Очевидно, что в будущем роль электронных средств платежа будет возрастать, однако говорить о том, что в перспективе возможно полное замещение наличных денег электронными, пока все же пре- ждевременно: они еще долго будут сосуществовать, дополняя друг друга.

на частных либо смешанных инвестициях), что в условиях реализации национальных проектов на сегодняшний день представляется весьма актуальным.

Судебный способ защиты права применяют посредством обращения с различными исковыми заявлениями в суд общей юрисдикции, арбитражный суд. В суд общей юрисдикции можно обратиться только в связи с гражданским иском, а возможно, что исковое требование о возмещении морального вреда будет заявлено в связи с рассматриваемом в суде уголовным делом.[15]

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 декабря 2000 г. № 10 отметил, что «на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ».[16]

Верховный Суд РФ почти дословно воспроизвел формулировку п. 2 ст. 43 Основ о нераспространении исковой давности. Статья 208 ГК РФ в соответствующей части сформулирована несколько иначе. В ней устанавливается, что исковая давность не распространяется «на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ...».[17] Необходимо рассмотреть, позволяют ли упомянутые нормы Основ и ГК РФ прийти к иным выводам относительно применения исковой давности к требованиям о возмещении (Основы) и компенсации (ГК РФ) морального вреда.

Здесь вводиться ограниченное неприменение исковой давности: требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Значит, исковая давность применяется к этим требованиям в той их части, которая находится за пределами общего давностного срока. Законодатель, учитывая перманентно проявляющийся результат неправомерного действия, предоставляет здесь потерпевшему возможность в любой момент устранить в ограниченных тремя годами пределах негативные последствия нарушения его неимущественных прав.