Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Аудит на предприятии ООО «МИБА Стройинвест»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Аудит в системе финансово-хозяйственного контроля
1.1. Понятие аудита как вида деятельности
1.2. Роль аудита в современной экономике и его принципы
Глава 2. Внутренний и внешний аудит на современных предприятиях
2.1. Организация внутреннего аудита
2.2. Внешний аудит, его место и значение в современных условиях
Глава 3. Аудит на предприятии ООО «МИБА Стройинвест» (на примере аудита производственных запасов)
3.1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля производственных запасов
├┤состава аудиторской группы, руководителя группы, места проведения │
││аудита и т.д.) │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤Формирование общего плана аудиторской проверки │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤Заключение договора на оказание аудиторских услуг │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└┤Составление программы аудиторской проверки │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 2. Содержание этапа планирования аудита[38]
В ходе планирования следует составить общий план и программу аудита. В общем плане, который является рабочим документом аудитора, следует описать предполагаемые объем и порядок проведения проверки[39]. В МСА 300 и ФПСАД № 3 нет конкретной формы плана и программы аудиторской проверки. В них представлены показатели, которые необходимо принимать во внимание при разработке общего плана и программы аудита (табл. 1).
Таблица 1
Показатели, принимаемые во внимание при разработке общего плана и программы аудита[40]
N |
Показатель |
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
1 |
Деятельность |
Особенности вида экономической деятельности |
Особенности деятельности |
||
Размер проверяемой организации, ее организационно- |
||
2 |
Система |
Учетная политика и ее изменения |
Влияние новых нормативных документов по бухгалтерскому учету и изменений в них на отражение в бухгалтерской отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности |
||
3 |
Оценка |
Оценка аудиторского риска и его составляющих |
Величина единого уровня существенности и порядок его распределения |
||
Выявление ключевых по риску объектов бухгалтерского |
||
4 |
Характер, |
Важность тех или иных объектов учета для проведения |
Влияние на организацию и методику проверки |
||
Существование службы внутреннего аудита и оценка ее деятельности |
||
Влияние на организацию проверки и ее трудоемкость |
||
5 |
Координация и |
Привлечение других аудиторских организаций |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Необходимость привлечения экспертов |
||
Количество и квалификация специалистов, необходимых |
||
Привлечение внутренних контролеров (аудиторов) |
||
6 |
Прочие аспекты |
Возможность того, что непрерывность деятельности |
Наличие событий после отчетной даты, связанных сторон, |
||
Особенности специфики проверки при подготовке |
||
Сроки подготовки отчетных документов по результатам проверки и порядок представления (передачи) их |
Планы проверки отличаются в первую очередь в зависимости от особенностей предприятий по видам экономической деятельности и объектов учета[41]. Так, объектами аудита при проверке торговых организаций будут товары, издержки обращения, продажи, промышленных предприятий - процессы заготовления материалов, производство продукции, выпуск готовой продукции и ее продажи, сельскохозяйственных предприятий - дополнительно земли, многолетние насаждения, молодняк животных и животные на откорме, затраты на производство продукции растениеводства, животноводства, строительных организаций - затраты на производство строительных работ, накладные расходы[42].
В начале процесса планирования следует определить объекты аудиторской проверки[43]. Они будут отличаться от объектов учета, так как в аудите объекты проверки являются более укрупненными. Объектами бухгалтерского учета являются имущество, хозяйственные процессы и хозяйственные операции. Исходя из этого, учет ведется от первичного документа, в котором фиксируется объект учета, далее, посредством группировки, к бухгалтерским счетам, регистрам учета и бухгалтерской отчетности[44].
Поскольку целью аудита является выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской финансовой отчетности, то объектами аудита являются в первую очередь формы отчетности. Проверка должна строиться от отчетных форм к счетам и документам. Так, при проверке строк бухгалтерского баланса «Нематериальные активы», «Основные средства», «Прочие внеоборотные активы», «Запасы» следует исходить из процессов заготовления, производства, продажи[45].
Ниже представлена предлагаемая форма общего плана аудита (табл. 2). В общем плане в постоянных реквизитах предлагаем добавить строку «Отчетный период». В самой табл. 2 предлагается наименование колонки 2 изменить исходя из определенных на стадии планирования объектов аудита, а также ввести колонку «Наименование нормативных документов, регламентирующих учет» того или иного объекта. Считаем, что в данную форму документа следует включить ссылку на законодательные и нормативные документы исходя из представленной в п. 2 ст. 13 Федерального закона от «Об аудиторской деятельности» [46] обязанности аудиторов предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторов. Для того чтобы делать выводы и обосновывать их, следует, по мнению автора, на стадии планирования определить законодательные и нормативные документы, на основании которых будет проводиться проверка[47].
Таблица 2
Общий план аудита бухгалтерской отчетности[48]
|
Разделы |
|
|
Наименование |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Планируемые виды работ, исходя из определенных выше объектов проверки, могут включать, например, проверку бухгалтерского баланса, в том числе «Нематериальные активы», «Основные средства» и другие строки[49].
По ФПСАД № 3 «Планирование аудита» форма и содержание общего плана могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности, принадлежности по видам экономической деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных способов и приемов, применяемых аудитором.
Подводя итог, можно сказать, что формирование общего плана и программы аудита - сложный организационный процесс, от которого зависит качество предстоящей аудиторской проверки[50].
Выводы. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Такое определение аудита изложено в Федеральном законе от № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудит является инструментом по независимой оценке деятельности организации, гарантом получения достоверной информации о ее финансовом состоянии. Но это возможно только при условии качественного проведения аудиторской проверки.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в настоящее время в России установлена двухуровневая система стандартизации аудиторской деятельности: Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД); Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (САД).
Глава 2. Внутренний и внешний аудит на современных предприятиях
2.1. Организация внутреннего аудита
Внутренний финансовый контроль, осуществляемый на предприятии перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, позволит избежать ошибок (вовремя их исправить) и обеспечить достоверность отражения данных в учете и отчетности[51]. Обеспечение внутреннего финансового контроля является особо важной процедурой для предприятия. Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля устанавливается в составе учетной политики. Как правило, в нем указываются общие цели и задачи функционирования системы внутреннего финансового контроля, направления и формы его проведения, когда, с какой целью и кем осуществляются контрольные мероприятия, порядок проведения таких мероприятий, оформления их результатов[52].
Внутренний аудит перед составлением годовой отчетности осуществляется путем проверки и анализа учетных данных, бухгалтерских документов, имущества и иных необходимых процедур[53].
По результатам проведения контрольных мероприятий главным бухгалтером (или лицом, уполномоченным руководителем) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждает руководитель учреждения. Впоследствии главный бухгалтер информирует руководителя о выполнении данных мероприятий или их невыполнении с указанием причин[54].
Все хозяйственные операции, совершенные в рамках деятельности автономного учреждения, при ведении бухгалтерского и налогового учета должны быть подтверждены первичными учетными документами и отражены в регистрах бухгалтерского учета[55].
При проверке первичных учетных документов следует обращать внимание на их наличие, применяемые формы, правильность и полноту заполнения всех предусмотренных в них реквизитов (в том числе наличие подписей уполномоченных лиц и их расшифровок). Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, должны содержать подписи руководителя учреждения и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц[56]. Также подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица должны обязательно быть в расчетных документах, документах, оформляющих финансовые вложения, договорах займа, кредитных договорах за исключением документов, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ[57].
Порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике учреждения. Обычно он устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации № 49. При проведении инвентаризации нефинансовых и финансовых активов осуществляется проверка наличия имущества и полноты отражения учетных данных по ним[58]. Данное мероприятие является обязательным перед составлением годовой бухгалтерской отчетности[59].
Ревизии подлежат:
1) основные средства, нематериальные активы, материальные запасы (в том числе товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении и арендованные);
2) денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности;
3) расчеты с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами[60].
При осуществлении внутреннего контроля, прежде всего, проверяется правильность оформления и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете, а именно: по оприходованию излишков; по отнесению недостач на счет виновных лиц либо их списанию со счетов бухгалтерского учета[61].