Файл: Нотариат в РФ (Развитие нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия не участвует в ряде международных конвенциях, регулирующих
нотариальную деятельность, а те международные соглашения, которые существуют, носят лишь декларативный характер.

2.2. Реформы нотариата

Нотариат является не просто важным, но и необходимым инструментом правового обеспечения гражданского оборота, так как большое количество юридических действий не обходится без участия нотариуса. Необходимость института нотариата для общества диктуется обеспечением им правоохранительных функции и законности для всех участников гражданского оборота.

На сегодняшний день институт нотариата в России не без оснований
претендует на расширение функционала и укрепление роли в обществе. Так,
начиная с 2013 г. и продолжая нынешним годом, нотариат претерпевает
значительные изменения. В Основы законодательства РФ о нотариате[38] вносятся поправки, помимо этого, разрабатывается проект закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который должен добавить полномочия нотариусам и увеличить эффективность нотариата в целом.

При этом как среди профессионального сообщества, так и в обществе в
целом постоянно ведутся дискуссии относительно развития института нотариата, расширения его полномочий, укрепления доверия к нотариусам со стороны граждан и организаций.

На наш взгляд, можно выделить ряд важных изменений, возникших в
результате реформирования нотариата.

1. Анализируя законопроект «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», можно выделить такой дискуссионный вопрос как введение единого понятия «нотариус» вместо государственного и частного нотариусов. В первую очередь, необходимо остановиться на понятии самого нотариата, которое в настоящее время требует существенной доработки. Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему органов и должностных лиц, которые в соответствии с законом совершают различные нотариальные действия. В эту систему входят государственные и частные нотариусы, должностные лица консульских учреждений за рубежом, главы местной администрации поселений и специально уполномоченные лица местного самоуправления поселений. Данное изменение обуславливается тем, что упраздняется институт государственных нотариусов, тем самым государство сокращает расходы на их содержание.


Введение единого понятия и отказ от разделения, на наш взгляд, весьма
правильно, так как частные и государственные нотариусы выполняют одни и те же функции, и их объединение будет способствовать более эффективному
регулированию со стороны государства.

2. Самый острый вопрос в озвученных реформах - новые полномочия
нотариусов. С 1 июля 2014 г. сделки, на которые требуется государственная регистрация, можно будет оформлять через нотариуса. Так согласно п.25 ч.1 ст. 35 Основ о нотариате «Нотариусы, занимающиеся частной практикой, представляют документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а ст. 86.2. данного закона, вступившая в законную силу с 1 февраля 2014 г., более подробно регламентирует эту деятельность: Нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых
для совершения регистрационных действии документов в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационный орган). Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.

При подписании заявления о государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлении иных действий, нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие. Данные полномочия нотариуса, предусмотренные настоящей статьей (86.2), осуществляются без доверенности. Эта услуга нотариуса обойдется в 1 000 руб.

При этом в положениях ст. 550, 560 и 574 ГК РФ отсутствуют
изменения, касающиеся нотариального удостоверении сделок с недвижимым
имуществом, хотя некоторые ученые придерживаются мнения, что нотариату
необходимо передать полномочия по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью, а, следовательно, внести соответствующие изменения на законодательном уровне.

В науке и практике существуют различные мнения относительно обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Сейчас это необходимо при удостоверении завещания, брачного договора, отдельных видов доверенностей, ренты и в некоторых других случаях.


На наш взгляд, одним из положительных моментов нотариального удостоверения сделок с недвижимостью можно назвать то, что данная процедура избавит граждан от обращения в различные инстанции по поводу сбора множества документов. Предполагается, что это будет делать нотариус с помощью электронного документооборота.

Согласно законопроекта о нотариате и нотариальной деятельности, нотариус помимо удостоверения личности совершающих сделку проверяет наличие ограничении, обременении, арестов в отношении объекта недвижимости, а также принадлежность недвижимости на праве собственности или ином законном праве продавцу на основании публично достоверных данных, а также проверяет законность сделки. При этом институт проверки дееспособности участников рынка оборота недвижимости вообще не получил ни в проектах к этому закону, ни в принятых к нему изменениях серьезного развития, хотя основанием значительной части дел, рассматриваемых судами об оспаривании сделок с недвижимостью, в том числе оспаривании доверенностей, выданных нотариусами, является участие в них (сделках) таких лиц.

3. Закон вводит новые правила, касающиеся современных технологий.
Теперь нотариусу можно принести и электронный документ, заверенный
электронной подписью. Такой файл вполне сойдет за обычную бумагу с печатью. Более того, нотариусы могут удостоверять, что электронный документ равнозначен бумажному, и наоборот — это будет стоить 50 руб. В теории это означает, что в перспективе можно будет перевести в электронный формат все свои документы, в том числе водительские права, удостоверения личности, свидетельства о браке или разводе и многое другое. А дорожному инспектору в таком случае будет достаточно показать планшет с цифровыми правами. Но это дело будущего. В целом закон вносит серьезные поправки и в Основы законодательства о нотариате, и в закон об электронной подписи.

Так с 21 декабря 2013 г. в ст. 11 Основ о нотариате добавилось, что
для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведении в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись.

На наш взгляд, данное нововведение имеет важное значение в деятельности нотариусов. Это связано с тем, что в век развития информационных технологий появилась возможность совершать различные сделки через Интернет, но всегда есть риск недобросовестности исполнений таких обязательств, а электронные документы, удостоверенные нотариусом, будут способствовать большей защищенности прав граждан, совершающих подобные действия. Такое нововведение пока не будет активно использоваться в обществе. Во-первых, в силу неосведомленности людей о такой возможности, и, во-вторых, отсутствия у людей доверия к цифровым технологиям, так как возможна утечка данных и эти подписи будут в открытом доступе.


4. Как образуются цены за нотариальные услуги.

Часто на практике сумма, которую приходится уплатить нотариусу,
превышает законодательные нормы. Так, установленный тариф для заверения доверенности составляет 200 руб., а в реальности нотариусы берут за такую услугу порой не меньше 1000 руб. Дело в том, что стоимость нотариальных услуг обычно включает в себя не только сумму законного тарифа (госпошлины), но и плату за сопутствующие услуги. К примеру, нотариус может предварительно составить нужную для компании бумагу: доверенность, договор, заявление или устав. Другими словами, выполнить техническую работу, предусмотренную статьей 23 Основ законодательства РФ о нотариате. Для таких дополнительных услуг госпошлина или нотариальный тариф не предусмотрены — нотариус устанавливает расценки сам.

Чтобы признать такие затраты в налоговом учете, важно знать, какие
конкретно услуги оказал нотариус. Ведь Налоговый кодекс разрешает признавать нотариальные расходы в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (п. 39 ст. 270 и подл. 14 п. 1 ст. 346.16 Налогового
кодекса РФ). Все, что нотариус взял «сверху», придется списывать по другим
основаниям. Скажем, стоимость подготовки проекта договора или доверенности можно учесть в составе расходов на юридические услуги. Минфин России подтвердил в письме от 16 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/217,
что если нотариус изготовил копии документов, то уплаченную за это сумму
можно признать как затраты на консультационные и иные аналогичные услуги (подл. 15 п. 1 ст. 264 кодекса). При этом Налоговый кодекс не устанавливает для указанных расходов каких-либо ограничений. А значит, их можно учесть при расчете налога на прибыль в полном объеме.

Федеральная антимонопольная служба не раз пыталась обвинить региональные нотариальные палаты в картельном сговоре. Под огонь критики попадали цены на услуги «правового и технического характера». Но нотариуса нельзя приравнивать к предпринимателю, поэтому и о картелях речи идти не может. Позицию Федеральной нотариальной палаты поддерживало и Министерство юстиции России. Как бы то ни было, с 1 февраля 2014 г. все вопросы были сняты. «Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства», - говорится в законе (ст. 22). Теперь антимонопольное ведомство больше не сможет предъявлять свои претензии нотариальным палатам по поводу тарифов.


С одной стороны хорошо, что законодатель не признал нотариусов
объектом деятельности ФАС, но с другой, так и не определил фиксированную сумму, которую будут платить граждане за оказание услуг. Следовательно, вопрос о реальной стоимости оказания той или иной услуги нотариусом остается открытым.

На наш взгляд нужно придумать другой способ осуществления контроля за ценами услуг нотариусов (например, уполномочить определенный орган исполнительной власти или закрепить фиксированную сумму в законе).

5. Еще одним значимым дополнением в Основы законодательства РФ о
нотариате является добавление главы YII.1. ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НОТАРИАТА, которая вступила в силу с 1 июля 2014г. В ст. 34.1. дается определение, что единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. В соответствии со ст. 34.2. единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры: 1) нотариальных действий; 2) наследственных дел; 3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам.

Выводы. Нотариат является одним из правовых институтов активно участвующих в обеспечении защиты прав граждан. Сам институт развивается параллельно с развитием общественных отношений в частности и общества в целом. Однако, без надлежащего законодательного закрепления и своевременного разрешения проблем, связанных с нотариальной деятельностью невозможно обеспечить эффективное функционирование данного института.

Можно выделить следующие перспективные направления в нотариальной деятельности:

1. Участие нотариуса в сделках с имуществом.

2. Участие нотариуса в урегулировании конфликтных ситуаций посредством процедуры медиации.

3. Участие нотариуса в оказании бесплатной юридической помощи.

4. Развитие современных информационных технологий и внедрение таких технологий в нотариальную деятельность.