Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. С того момента, когда возникли материальные ценности, и особенно тогда, когда появились документы, которые могли доказать наличие и принадлежность собственности, появилась необходимость выполнения определенных действий, обеспечивающих их удостоверение, свидетельствование, подтверждение и правовое закрепление. Таким образом, появился нотариат, как особая «система органов, назначение которых состоит в совершении специальных, предусмотренных законом действий, направленных на закрепление (удостоверение) бесспорных фактов и прав в целях придания им юридической достоверности»[1]. Институт российского нотариата как объект научного исследования представляет собой феномен, требующий к себе пристального внимания отечественных ученых-цивилистов, не говоря уже о необходимости совершенствования действующего законодательства, регулирующего как организацию российского нотариата, так и порядок совершения отдельных видов нотариальных действий. Нотариат является не просто важным, но и необходимым инструментом правового обеспечения гражданского оборота, так как большое количество юридических действий не обходится без участия нотариуса. Необходимость института нотариата для общества диктуется обеспечением им правоохранительных функции и законности для всех участников гражданского оборота.
Целью работы является исследование развития нотариата в России.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть историю нотариата в России;
- исследовать назначение современного нотариата в России;
- выявить перспективные направления нотариальной деятельности в России;
- рассмотреть реформы нотариата.
Объектом исследования является нотариат в России.
Аналитической базой обоснования концептуальных положений работы, обеспечения достоверности содержащихся в ней выводов и предложений явились нормативно-законодательные акты, материалы периодических изданий.
В ходе исследований применялись различные методы: логический анализ, системный подход, ретроспективный анализ и другие.
Научной и методической основой работы послужили законодательные и иные нормативные акты, работы отечественных ученых и специалистов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Развитие нотариата в России
1.1. История развития нотариата в России
В России взаимоотношения государства с нотариальными органами вплоть до XIX века не были урегулированы. Однако, начиная уже с середины XIX столетия, Российское законодательство различало предназначение действия нотариата от своего имени и от имени государства, а также характеризовало обязательство перед государством и лицами, которые к нему обратились. Решение реформировать всю систему нотариата стало необходимым следствием реформы судебной системы, оставление же ее в ее прежнем состоянии оказалось бы несовместимым с новой концепцией судоустройства, что и стало причиной реформации нотариата[2]. Идея радикальных преобразований нотариата была вызвана объективными причинами развития экономической и политической жизни России[3]. К апрелю 1866 г. было выработано «Положение о нотариальной части», обособившее и законодательно закрепившее наличие в России нотариата, его структуры, правового статуса, задач и компетенции[4].
Государственный Совет 15 ноября 1857 г. приступил к обсуждению проекта устава гражданского судопроизводства, при этом был поставлен вопрос, касающийся изъятия нотариальной части из ведомства судов. Однако вплоть до 1862 г. основное внимание законодателя было сосредоточено на реформе судебной системы, а о нотариате речь шла лишь как об институте, который не вписывается в новую систему судоустройства. Мнение о том, что решение реформировать нотариат возникло несколько случайно[5], нам представляется ошибочным, на наш взгляд, необходимость в коренных преобразованиях была вызвана изменениями в политической, экономической и социальной жизни того времени. Общеизвестно, что к середине XIX столетия нотариальное дело стало привлекать не только государство, но и судебные учреждения, а также людей, заинтересованных в защите своих личных прав и интересов, и таким образом, возникла проблема определения принадлежности нотариусов к государственным служащим и оплаты их деятельности. Первоначальный проект «Положения» 1863 г. предполагал, что нотариусы считались государственными служащими, но без права на производство в чины и без права на пенсию. Государственный Совет же постановил считать нотариусов государственными служащими, не имеющими права на пенсию, тем не менее, таковые получали жалование как плату в свою пользу за свои действия, что основывалось на добровольном соглашении с лицом, которое к нотариусу обратилось[6].
Нотариусу как органу публичной власти и деятельности, который занимался от лица государства составлением и засвидетельствованием юридических актов, предоставлялось достаточно большое по объему количество правомочий, привилегий и, соответственно, обязанностей. За длительную службу более 35 лет нотариус имел право быть награжденным орденом св. Анны и Владимира[7]. В то же время нотариус не мог быть присяжным заседателем или адвокатом, а право выбора места нотариальной конторы оставалось за ним самим[8]. К обязанностям относилось внесение залога в окружной суд, размер которого определялся Министерством юстиции. О внесении залога нотариус получал расписку с подписью председателя и секретаря окружного суда. «Положение» обязывало всех нотариусов неукоснительным образом соблюдать наказы окружных судов, регулировавших распорядок и делопроизводство нотариальных работников, а также порядок ведения отчетности нотариуса. Округ нотариуса представлял собой территорию, на которую распространялась подсудность окружного суда, при котором нотариус состоял. В округ входила территория нескольких уездов, там же нотариусу определялось местонахождение его конторы. Таким образом, появление нотариальной функции было вызвано развитием и расширением экономической деятельности, активным ростом гражданско-правовых отношений и потребностью в профессиональном составлении правовых актов, оказании юридической помощи населению. Нотариальная деятельность развивалась и становилась неотъемлемой частью функционирования гражданско-правового оборота[9]. «Положение о нотариальной части» впервые на законодательном уровне четко и закрепило и сформулировало основные начала существования и деятельности российского нотариата, дав определение нотариальной тайне, нотариальному округу. Впервые на законодательном уровне были установлены четкие формы всех нотариальных актов и правила их составления, что способствовало восполнению многочисленных пробелов, существовавших в нотариальной практике до принятия первых законодательных актов о нотариате[10].
Февральская демократическая революция 1917 г. не изменила систему нотариата, сложившуюся к началу XX столетия. И лишь последовавшая затем октябрьская революция 1917 г. изменила историческую традицию преемственности в деятельности российского нотариата. В результате отмены частной собственности существенно изменился правовой статус нотариата, поскольку в отношении большинства объектов гражданско-правовые сделки гражданами не заключались, его роль в жизни советского общества значительно снизилась, а со временем нотариальные конторы прекратили свою деятельность, и вовсе были ликвидированы. Часть нотариальных действий стали осуществлять отделы Советов. И только через четыре года, а именно 4 октября 1922 г. было принято Положение о государственном нотариате РСФСР. Новый нотариат стал институтом, призванным функционировать в условиях перехода от капитализма к социализму[11].
В 1923 г. было введено новое Положение о государственном нотариате, которое значительно расширило круг полномочий нотариальных контор и согласовало эти полномочия с предписаниями гражданского законодательства. Первым общесоюзным актом явилось постановление ЦИК и СНК СССР 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». На основе этого постановления были изданы положения о нотариате, действовавшие во всех союзных республиках[12].
Данное постановление возложило надзор и руководство нотариатом на Министерство юстиции СССР, назначение на должность и увольнение с таковой относилось к компетенции начальников управлений юстиции при областных (краевых) Советах депутатов трудящихся. Положение стало первым законодательным актом, который изъял нотариат из-под контроля судов, тогда как руководящими органами для нотариата стало Министерство юстиции и его подразделения[13].
Деятельность нотариусов оплачивалась государством, а для того, чтобы стать нотариусом нужно было юридическое образование и юридический стаж не менее трех лет[14]. Нововведением нотариального законодательства советского государства стали Первые государственные нотариальные конторы, которые учреждались в республиканских, краевых, областных центрах. Они возглавлялись старшим нотариусом, могли совершать любые действия, среди которых основными являлись сложные дела. Деятельность нотариальных контор способствовала единству нотариальной практики, обобщения практики, которые проводились первыми нотариальными конторами, должны были быть доведены до сведения всех нотариусов края, области или автономной республики. Ко времени принятия крупного законодательного акта советского периода - Закона СССР «О государственном нотариате» в 1937 г. в СССР действовало свыше двух тысяч государственных нотариальных контор[15]. Новый закон расширил количество исполнительных органов, которые руководят нотариальной деятельностью. На данном этапе развития нотариата еще был низок уровень обслуживания населения, не уделялось должное внимание к рассмотрению заявлений и жалоб граждан на деятельность нотариальных контор. Нотариат в классическом виде в Российской Федерации был возрожден в 1993 г. С принятием Основ законодательства РФ о нотариате открылась возможность существования нотариусов, занимающихся частной практикой. Государственный нотариат в Российской Федерации по характеру задач и функции не отличается от классического нотариата[16].
Тем не менее, отличия государственного нотариуса от частного заключаются в организации его деятельности, поскольку государственные нотариусы не несут полной материальной ответственности за законность совершаемых нотариальных действий. Они находятся на бюджетном финансировании, не заинтересованы напрямую в обслуживании большего числа клиентов[17]. Развиваясь в России как институт гражданского общества, нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он является инструментом публичной власти. В такой ситуации необходим баланс интересов общества, государства и института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения нарушений при реализации гражданских прав.
С момента принятия и введения в действие «Основ о нотариате» прошло более 20 лет. За этот период благодаря «Основам о нотариате» в России создан не бюджетный нотариат латинского типа, при котором нотариус, осуществляя нотариальную деятельность на принципе самофинансирования, выполняет публично-правовые функции под личную ответственность за совершение нотариальных действий и содержание нотариальной конторы. Сформировавшаяся система нотариата была взята за основу построения деятельности других профессиональных сообществ: адвокатов, арбитражных управляющих, оценщиков, страховщиков. Таким образом, практически полностью решены проблемы по удовлетворению потребностей участников гражданских правоотношений в нотариальных услугах, а профессия нотариуса стала престижной и востребованной[18].
1.2. Назначение современного нотариата в России
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) [19], российский нотариат призван обеспечивать, согласно Конституции Российской Федерации[20], конституциями (уставами) субъектов РФ, выше названными Основами, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Как видим, уже на законодательном уровне заложены основы национальной концепции нотариата, прежде всего, как правозащитного института. Что касается нормативно-правовых актов субъектов РФ, регулирующих нотариальную деятельность, то во многих из них нотариат характеризуется как институт гражданского общества. Правовая деятельность отечественного нотариата обусловлена и спецификой российской правовой системы, которая, безусловно, имеет свои особенности, базируясь в большей степени на своих собственных оригинальных основаниях, чем на общих с романо-германским правом признаках, несмотря на то, что российскую правовую систему ученые-цивилисты относят к романо-германской семье[21].