Файл: Система источников предпринимательского права (1. Развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Значение Гражданского кодекса в регулировании предпринимательской деятельности.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Значение Гражданского кодекса в регулировании предпринимательской деятельности.

1.1. Этапы становления науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового права России. Развитие законодательства в СССР.

1.2. Развитие законодательства в СССР

1.3 Нормативное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Глава 2. Понятие и виды источников предпринимательского права. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права.

2.1 Понятие и виды источников предпринимательского права.

2.2. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права.

Глава 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права.

2.1 Общепризнанные принципы и нормы международного права.

2.2 Международные договоры Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

б) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (изм. от 28.12.2010);

в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (изм. от 27.07.2010);

г) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (изм. от 28.09.2010) и т. д.

Г. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента РФ принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 30.12.2000) "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (ред. от 20.03.2008, с изм. от 16.10.2010) "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".

Д. Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти являются подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, распоряжениями и указами Президента Российской Федерации. На регулирование предпринимательской деятельности направлено, в частности, Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 10.12.2010) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".

Е. Ведомственные НПА. Приказ Минфина РФ N 72н, Рос алкоголь монополии N 117, Госналогслужбы РФ N КВ-3-03/195 от 09.10.1997 (с изм. от 17.04.1998) "О лицензионных сборах за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.1997 N 1430).

Ж. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации нормативных актов, относящихся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.).

1. Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и сред-

него предпринимательства в городе Москве".

З. Корпоративные нормативные акты. Корпоративные (или так называемые локальные) нормативные акты в качестве источника предпринимательского права представляют собой акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней управленческой деятельности этих предприятий.

46

1. Это стандарты предприятий; положения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции о порядке взаимодействия структурных частей организации в процессе хозяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия и пр.


И. Обычаи как источник предпринимательского права. В систему источников предпринимательского права входят и обычаи. Для появления обычая необходимо, чтобы сложившееся, широко распространенное и не предусмотренное законодательством правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства и иной деятельности. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

1. Велико значение правового обычая для восполнения пробелов в законодательстве, при отсутствии законодательной нормы, регулирующей конкретное общественное отношение. Обычай делового оборота применяется и тогда, когда не только отсутствует норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором.

2. Обычаи широко распространены при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок (например, ст. 134—135 Кодекса торгового мореплавания РФ).

3. Для формирования законодательства, относящегося к предпринимательской деятельности, очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации, и прежде всего Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судебная, в том числе арбитражная, практика.

4. Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками предпринимательского права России, поскольку не содержат норм права. Однако судебная практика играет важную роль для развития системы источников предпринимательского права, так как способствует и формированию единого правопонимания у субъектов предпринимательской деятельности и государственных правоприменительных органов, и созданию единой модели правоприменения. Важное значение имеют решения Верховного Суда Российской Федерации, когда он реализует свои полномочия по проверке соответствия актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам.

5. Акты предпринимательского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо. Такая возможность установлена, например, исключительно в отношении федеральных гражданских законов и лишь в порядке исключения (ст. 4 ГК РФ).

6. На практике не всегда предпринимательское отношение получает должное