Файл: Система источников предпринимательского права (1. Развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Значение Гражданского кодекса в регулировании предпринимательской деятельности.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Значение Гражданского кодекса в регулировании предпринимательской деятельности.

1.1. Этапы становления науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового права России. Развитие законодательства в СССР.

1.2. Развитие законодательства в СССР

1.3 Нормативное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Глава 2. Понятие и виды источников предпринимательского права. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права.

2.1 Понятие и виды источников предпринимательского права.

2.2. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права.

Глава 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права.

2.1 Общепризнанные принципы и нормы международного права.

2.2 Международные договоры Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Непродуманная государственная стратегия, выразившаяся в предоставлении неограниченной свободы субъектам предпринимательской деятельности, проявилась в соответствующем правовом регулировании. Принимаются указы Президента РСФСР N 65 от 28 марта 1991 г. «О свободе торговли»; N 232 от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»; N 240 от 28 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания в РСФСР»; от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен», способствующие бурному развитию некоторых отраслей народного хозяйства, в частности торговли и бытового обслуживания.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, являясь актом переходного периода, были неспособны разрешить проблемы правового регулирования сферы экономики.

18

1.3 Нормативное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В научных кругах в период начала 90-х г. продолжается дискуссия о содержании нового Гражданского кодекса России. Разработка кодекса происходила в условиях окончательного отказа от любых идеологических ограничений, в том числе и применительно к делению права на публичное и частное. Возрождается идея частного права. Образуется Исследовательский центр частного права, возглавивший работу по подготовке Гражданского кодекса. Все это позволило признать в качестве исходного положения третьей кодификации гражданского права то, что «главный аспект соотношения Гражданского кодекса, гражданского законодательства и государства - это вопрос о соотношении публичного и частного права».

Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению.

Научные дискуссии о соотношении гражданского и предпринимательского кодексов закончились тем, что с 1 января 1995 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодатель в очередной раз не воспринял взгляды представителей концепции хозяйственного права о необходимости регулирования предпринимательских отношений в рамках отдельного кодифицированного акта.


Гражданский кодекс РФ, закрепив в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения, особо выделил то обстоятельство, что «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По мнению представителей, цивилистической школы, законодательно был решен давний спор о дуализме частного права в нашей стране в пользу права гражданского.

Принятие части первой ГК РФ, несомненно, стало серьезным этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности. Значимость ГК РФ для регулирования предпринимательских отношений подтверждает и то, что более трехсот статей ГК РФ закрепляют специальный режим только для случаев, когда хотя бы одной из сторон выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В ГК РФ внесены такие предпринимательские институты, как: коммерческая организация; коммерческий представитель; предприятие как имущественный комплекс; обязательства, связанные с осуществлением исключительно предпринимательской деятельности; особая ответственность субъекта предпринимательской деятельности и многие

другие. Остальные, за редким исключением, представляют собой общие нор-

19

мы, применяемые в равной мере к отношениям с участием любых субъектов гражданского права, включая и тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность.

Несомненно, законодатель разрешил ряд проблем, устранил некоторые неточности и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности, существовавшие в ранее действовавшем законодательстве. В то же время предпринимательская деятельность имеет не только социально-экономические, но и юридические признаки самостоятельности, в значительной степени не свойственные имущественным отношениям. Не случайно ГК РФ выделяет в составе своих норм многочисленные отсылки, касающиеся предпринимательской деятельности (о регистрации субъектов предпринимательской деятельности; несостоятельности (банкротстве), лицензировании субъектов предпринимательской деятельности; конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг и многие другие).

Предпринимательская деятельность выходит за рамки гражданско-правового регулирования и не может быть регламентирована только с позиций частноправового регулирования. Нормы Гражданского кодекса относятся не ко всем, а только к горизонтальным отношениям, в которые вступают предприниматели между собой. Отношения же по вертикали, складывающиеся между предпринимателями и государством (в лице государственных органов), этим Законом не охватываются. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании предпринимательской деятельности, вносящей в данные отношения не менее значимый публично-правовой аспект.


ГК РФ, выступая правовой основой предпринимательской деятельности, фактически не может охватить своим правовым регулированием всего многообразия предпринимательских отношений, поскольку нормы гражданского права главным образом отражают частноправовой подход субъектов указанных отношений, в то время как предпринимательская деятельность имеет значение для всего общества и государства в целом, поэтому частноправовой аспект предпринимательской деятельности должен в разумных пределах дополняться регулированием нормами публичного права в целях создания условий, которые обеспечивали бы эффективное развитие предпринимательской деятельности, учитывали и защищали интересы общества и государства в целом.

20

Глава 2. Понятие и виды источников предпринимательского права. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права.

2.1 Понятие и виды источников предпринимательского права.

К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Источники предпринимательского права представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере предпринимательства.

Нормативный правовой акт – официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией.

Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:

- от сферы действия на федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;


- срока действия различают акты неопределенно длительного действия; временные акты;

- юридической силы нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Существуют некоторые специфические особенности источников предпринимательского права, связанные с характером предмета правового регулирования предпринимательского права и федеративным государственным устройством Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся:

• федеральная государственная собственность и управление ею;

• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации;

• установление правовых основ единого рынка;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

• федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

• гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

• правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Классификаций источников предпринимательского права может быть про-

21

ведена по различным основаниям.

По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.

Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция РФ является Основным законом государства и занимает ведущее место в системе нормативных правовых актов. Для предпринимательского права особое значение имеют конституционные нормы, содержащие отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Перечень конституционных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. Всего принято четырнадцать федеральных конституционных законов - законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. Так, ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает право граждан и объединений граждан в форме организации обратиться с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод.


Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного, Налогового кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и другими кодифицированными законами.

В частности, ст. 110 БК РФ допускает возможность предусмотреть в соответствующих бюджетах на очередной финансовый год внутренние заимствования РФ, субъекта РФ или муниципальных образований в программе внутренних заимствований. В 2004 г. в федеральный бюджет был заложен годовой лимит государственных гарантий на сумму 3 млрд. рублей для поддержки малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Законы, регулирующую предпринимательскую деятельность, многочислен-

22

ны, в связи с чем их исчерпывающее перечисление затруднительно и нецелесообразно. Возможны различные классификации данных законов в зависимости от выбранных критериев. В частности, используя сферу предпринимательства в качестве критерия классификации, получим следующую систему:

- законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, например, «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» и др.;

- законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например, «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О финансово-промышленных группах» и др.;

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например, «О рекламе», «Об аудиторской деятельности», «Об организации страхового дела в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об оценочной деятельности» и др.;

- законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например, «О коммерческой тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ топологий интегральных микросхем», «Патентный закон» и др.;