Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учения в младшем школьном возрасте
1.1. Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте
1.2. Педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников
Глава 2. Практические аспекты исследования мотивов учения у младших школьников
2.1. Выявление ведущих мотивов будущих первоклассников
2.2. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте
2.3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании мотивации к учению
2.4. ТРИЗ-уроки в начальной школе как средство повышения мотивации к учению
Таким образом, у большинства младших школьников с высоким и средним уровнем обучаемости преобладает учебный мотив (31,7 %) хотя у младших школьников с низким уровнем обучаемости так же в большей степени выраженный учебный мотив (14,6 %). На наш взгляд, это связано с тем, что уровень мотивации у первоклассника на начальном этапе очень высокий и позволяет определить положительное отношение детей к учебной деятельности, хотя познавательный интерес пока отсутствует.
Анализируя результаты, полученные по методике Н. Г. Лускановой выяснили, что у большинства младших школьников также высокий уровень мотивации (53,8 %), и у меньшего количества испытуемых – низкий уровень мотивации (19,5 %), в наименьшей степени испытуемые демонстрируют внешний уровень мотивации (14,6 %) и средний уровень мотивации (12,1 %). Данным результаты свидетельствуют, что у большинства первоклассников преобладает высокий уровень мотивации (65,9%), и в меньшей степени низкий уровень мотивации (34,1 %).
Сопоставив обучаемость и уровни мотивации в младшем школьном возрасте констатировали, что у младших школьников с высоким (22 %) и средним уровнем обучаемости (31,7 %) преобладает высокий уровень мотивации, а у детей с низким уровнем обучаемости доминирует низкий уровень мотивации (17,1 %).
Таким образом, у подавляющей части детей в период обучения реализуется возрастной потенциал развития познавательного интереса как ведущего мотива учебной деятельности. А он в структуре общей способности к учению выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности.
2.3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании мотивации к учению
В процессе формирования мотивации к учению следует учитывать возрастные особенности младших школьников и год от года варьировать педагогические средства.
Формирование мотивации к учению у первоклассников включает в себя несколько блоков: работу с мотивами; работу с целями; работу с эмоциями; работу с учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств[16]. Эмоциональный настрой ребенка на поступление в школу формируется: представлением о школе; представлением о предстоящей учебной деятельности; стремлением к новым знаниям; подготовительной работой воспитателей, родителей[17]. Очень часто в первые дни обучения у детей резко снижается мотивация к учению, так как их представления о школе и обучении не были сформированы родителями до поступления ребенка в образовательное учреждение. Дети сталкиваются с множеством запретов: нельзя вставать, нельзя говорить, нельзя играть на уроке. Пребывая в стрессовом состоянии, дети впоследствии отказываются ходить в школу и продолжать обучение. У первоклассников постепенно формируется не положительная мотивация к учению, а страх перед школой, учителем. Учебная деятельность радости не приносит[18].
Поступая в школу, дети еще не знают, как правильно себя вести. Резкие окрики или замечания учителя приводят ребенка в замешательство. Учитель начальных классов никогда не должен забывать о том, что дети при поступлении в школу попадают в новую для них среду. Для лучшей адаптации к ней необходимо применять игровые формы и методы работы. Благодаря игровой деятельности первоклассники постепенно адаптируются, привыкают к новым условиям, учатся взаимодействовать между собой. Мотив игры побуждает ребенка идти в школу, получать новые знания[19].
Также, для формирования положительной мотивации у первоклассников, учителю необходимо с первых дней попытаться объединить детей с помощью совместной деятельности. Это позволит не только сплотить детский коллектив, но и повысить мотивацию к учению[20].
Для определения эмоционального настроя на обучение требуется в индивидуальном порядке провести беседы с каждым ребенком. Однако не следует забывать и о родителях. Как бы они не были заняты работой, классному руководителю необходимо постараться провести беседы с родителями для повышения уровня мотивации к учению у первоклассников.
Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников – это первооснова обучения ребенка в школе. Чем раньше будет сформирована положительная мотивация, тем интереснее и продуктивнее будет обучение ребенка в школе.
В 1-м классе для формирования мотивации к учению интересной может
стать работа с пословицами и поговорками о школе, учении, познании.
Пословицы могут применяться на разных уроках в оценочных высказываниях педагога, как образные комментарии. Например, можно поощрить ребёнка за кропотливую работу с помощью пословицы «Терпение и труд всё перетрут». Чтобы подкрепить стремление ученика к исправлению ошибок, подходит поговорка «На ошибках учатся». Пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» поможет в стимулировании желания детей искать новую информацию и осваивать новые способы действий[21].
Особенно велик потенциал пословиц для поддержания мотивации к учению, когда проводится целенаправленная работа по обнаружению скрытого смысла этих метафорических выражений. Например, разбирая пословицу «Сперва аз да буки, а потом науки», можно вместе с детьми установить, что аз и буки – первые буквы старинного русского алфавита, зная которые можно читать книги. Рассуждая, дети приходят к выводу: «Сначала изучай простое, а потом сложное, так постепенно узнаешь о мире новое и интересное».
Такие пословицы и поговорки, как «Грамоте учиться - вперёд пригодится», «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Ученье путь к уменью», придают специфическое отношение к учению. Поэтому они могут использоваться в нестандартных ситуациях, когда требуется подчеркнуть
значимость учения для человека. Подобные метафоры будут иметь эффект новизны, если встроить их в канву урока литературы или технологии или же
они прозвучат в «Литературной гостиной» или в ходе викторины «Хочу всё
знать!», где дети услышат их впервые. На последующих занятиях учителю
нужно создать ситуации, в которых дети вспомнят крылатые выражения и
смогут их объяснить на конкретных примерах из жизни.
Применять пословицы и поговорки для формирования мотивации к учению стоит и в дальнейшем, во 2-4-м классах. Данную линию работы можно развить, предлагая детям для обсуждения литературные произведения, основная идея которых связана с отношением к учению и познанию. Это позволит создать условия для осознания школьниками общественной ценности учения, его значимости для конкретных дел в жизни человека, а это означает формирование черт внутренней мотивации субъекта жизнедеятельности.
Во 2—3-м классах у школьников складываются дифференцированные
представления об учебных предметах и появляется склонность к той или иной дисциплине. Учителю при этом нужно быть очень внимательным и
добиваться стремления учащихся почерпнуть новое по максимально широкому спектру предметов.
С этой целью можно сделать традиционным проведение «Учебного калейдоскопа»: каждая учебная четверть заканчивается необычным днём, когда в расписании стоят абсолютно все предметы учебного плана. Урок по каждому предмету занимает не более 15 минут и проводится заранее подготовленными учащимися. Материал к уроку подбирается занимательный и посильный всем детям. Блиц-уроки завершаются обязательной рефлексией, которую можно организовать на основе обсуждения дня по вопросам, а также можно применить арт-техники (рисование, аппликация, коллаж). В конце дня
выдаются дневники с отметками. Главное же - это предоставление простора для самовыражения всех учеников класса, обеспечение им возможности почувствовать себя комфортно в разных учебных стихиях и определение их учебных интересов на будущее. Так ребёнок включается в осознание и проектирование своей жизнедеятельности, а это влечёт за собой укрепление собственно субъектной позиции в учении на основе познавательных мотивов.
В 4-м классе, когда учебная деятельность достигает значительных высот своего развития, учащиеся становятся более самостоятельными, учитель часто сталкивается с непониманием с их стороны значимости учения и его результативности. К концу 4-го класса учащиеся всё чаще обнаруживают «прохладное» отношение к содержанию тех или иных предметов, работу выполняют формально и небрежно, при этом внешний мотив «плохой отметки» уже не помогает. Возникает парадокс: субъектность школьников возрастает, а мотивация к учению снижается. Снять это противоречие можно, опираясь на изменяющуюся социальную ситуацию развития, доминантой в которой становится стремление будущих подростков к общению и проявлению своих
возможностей в социально признаваемой практике. Поэтому дня закрепления тенденции становления мотивации к учению у четвероклассников необходимо предложить им ситуации самопрезентации и расширить спектр общения, в том числе и на уроках.
Одним из вариантов организации класса может стать учение в группе за
счёт коллективно-распределённой деятельности. Например, на уроке технологии открываются «конструкторские бюро», состоящие из 5-6 учеников. Задача «бюро» - изготовить заявленное изделие, например игрушку из жатой бумаги, и выполнить три задания по теме урока, полученные в запечатанном конверте. «Бюро» обеспечивается необходимым оборудованием, технологической картой и материалами. «Сотрудники» распределяют роли (руководитель, специалист по проектированию, эксперт), определяют задачи соответственно ролям, договариваются о правилах сотрудничества, совместно устанавливают порядок выполнения работы. Данная подготовительная работа обеспечивает положительный психологический климат в группе. На основном этапе занятия «сотрудники бюро» 1) ставят технологическую задачу и находят способ её решения; 2) выбирают материалы для изготовления изделия; 3) намечают порядок изготовления и контрольные мероприятия; 4) определяют способ презентации изделия. Затем приступают к работе. После изготовления игрушки из жатой бумаги «сотрудники бюро» вскрывают конверт и выполняют предложенные задания, опираясь на имеющиеся знания и полученный опыт. Задания могут быть такими: заполнить пропуски в технологической карте; восстановить схему порядка работы; восстановить характеристику свойств материалов. В заключение урока каждое «конструкторское бюро» представляет своё изделие и отвечает на поставленные вопросы.
Подобные уроки в плане формирования мотивации к учению потенциально располагают возможностями для проявления компетентности каждого ребёнка в условиях совместной деятельности и общения на познавательные темы. Более того, в групповой форме достигается разделение труда, что позволит выполнить работу в срок, технологически правильно и эстетично, при этом каждый внесёт свой вклад, будет причастен к позитивному результату и учтет свои недочёты. Это значит, что у школьников будет укрепляться внутреннее стремление к получению новых знаний, освоению новых способов действий собственно внутренняя потребность к учению как характерная черта субъекта жизнедеятельности.
2.4. ТРИЗ-уроки в начальной школе как средство повышения мотивации к учению
В целях развития мотивации младших школьников к учению, на наш взгляд, целесообразно использование современных метапредметных инновационных технологий, которые способны превратить любую деятельность в креативную, настроить школьников на успех. К таким технологиям относится теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ была разработана в 40-ые гг. XX в. советским ученым-изобретателем Генрихом Альтшуллером на основе знаний закономерностей развития техники. Она представляет собой обучение в режиме получения новых знаний посредством алгоритмизации интеллектуальной деятельности, что способствует организации осознанного, управляемого, эффективного процесса мыследеятельности. В 80-ые гг. на основе ТРИЗ развивается ТРИЗ-педагогика, которая раскрывает внутренние возможности и резервы ребенка. Цели, принципы, инструментарий ТРИЗ-педагогики ориентируют каждого учащегося на успех, а учителю позволяют изменить стратегию педагогической деятельности, перестроив традиционный урок в креативный.
Преимущество креативного урока перед традиционным заключается в том, что в нем специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе всего урока. К концу каждого блока учебной работы у учащихся активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы. В связи с этим и структура урока в ТРИЗ-технологии имеет некоторые отличия от структуры традиционного урока. В уроке ТРИЗ можно выделить следующие блоки: мотивация, интеллектуальная разминка, содержательная часть, головоломка, резюме. Рассмотрим, как вписываются эти блоки в структуру ТРИЗ урока на примере учебного занятия окружающего мира в 3 классе по теме «Листья растений»
I. Мотивация. В этой части урока учащихся ожидает сюрприз, который в той или иной степени может поразить воображение ребенка. Учащимся сообщается о том, что на уроке окружающего мира им предстоит в процессе исследования решить задачу, как на уроке математики. Данная мотивация обеспечивает интерес к поисковой и исследовательской деятельности.
II. Интеллектуальная разминка.
Формулировка учебной исследовательской задачи.