Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Природа моделей в управлении
1.2 Управленческие решения в модели управления организацией
2.1. Выявление проблемы и постановка задачи
2.2. Формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли
2.3. Корректировка и обновление модели
Введение
Любые организации, будь то коммерческие фирмы или органы государственного управления значительную часть времени тратят на поиск оптимальных путей повышения эффективности процесса принятия управленческих решений. От рационального или ошибочного решения, в условиях значительной степени неопределенности может зависеть судьба фирмы, ее конкурентоспособность отрасли, эффективность работы органа государственной власти и т. д.
Как известно, в современных условиях, для принятия большинства управленческих решений необходима обработка значительного массива информации. Последняя очень часто бывает избыточной, или же утратившей свою актуальность. Исходя из этого, все более актуальным становится вопрос разработки и повсеместного внедрения современных программных средств, которые способствовали принятию оптимальных управленческих решений.
Управленческое решение всегда является результатом конкретной управленческой деятельности любого менеджера. Выработка решений и их принятие является своего рода творческим процессом. Результаты реализации управленческих решений являются наиболее объективной характеристикой работы руководителя. Именно от качества претворенных в жизнь управленческих решений будет зависеть эффективность использования всех ресурсов организации (материальных, людских, информационных и т.д.), а также, что немаловажно – ее репутация и конкурентоспособность.
Кроме того, по результатам принятых решений осуществляется процесс сравнения, оценки и анализа плановых показателей и уже достигнутых организацией результатов.
Принятие решения ‒ это всегда выбор одной из нескольких доступных альтернатив. Данный процесс всегда можно представить в виде модели, где фигурирует некоторое число вариантов, а также возможность выбрать оптимальный из них. Руководитель – это всегда уникальная личность. У него есть возможность в рамках своих полномочий принимать те или иные решения, но он также всегда несет ответственность за их целесообразность и результативное исполнение, а это обуславливает необходимость функции контроля Таким образом, управление всегда должно быть целенаправленным, а цель управления – четко поставленной и детализованной. Часто принятие решений может носить ситуационный характер, особенно в связи с изменчивостью внутренней и внешней среды. Это обуславливает необходимость разработки различных способов и моделей, могли бы упорядочить этот и оптимизировать столь сложный процесс.
Актуальность курсовой работы обуславливается все более нарастающей необходимостью теоретического обоснования осуществления управленческой деятельности в сфере принятия решений. Современная ситуация усложняется бурным не прекращающимся ростом объемов необходимой информации, а это значит, что для того, чтобы сделать работу руководителя более рациональной, необходимо провести анализ основных этапов, моделирующих процесс принятия управленческих решений, изучать современные инструменты и методы работы руководителя.
Целью данной курсовой работы является изучение основных этапов разработки и принятия управленческих решений.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения в данной работе ряда задач:
- проанализировать природу моделей в управлении;
- изучить теоретические основы управленческих решений в модели управления организацией;
- охарактеризовать основные виды моделей управленческих решений, а также основные сферы их применения;
- изучить особенности, основные этапы и процессы принятия решений в сфере услуг и торговли.
Объект работы: теоретические основы разработки и принятия управленческих решений.
Предмет работы ‒ анализ основных этапов построения моделей при разработке и принятии управленческих решений в сфере торговли и услуг.
Методологической основой данной работы выступает подход к познанию объективной реальности, при использовании следующих основных методов: системного анализа, аналогий, структурно-функционального и исторического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Природа моделей в управлении
Для того чтобы глубже осмыслить общее представление о принятии решений, необходимо понять природу моделей в управлении, которая может быть различной, поскольку единой общепризнанной классификации моделей до сих пор не существует. Тем не менее, в наиболее общем виде модели можно классифицировать следующим образом:
- материальные (вещественные) модели;
- знаковые модели: графические (карта, чертеж и т.д.), а также математические (описывающие различные явления при помощи различных формул и расчётов);
- материально-идеальные (“деловая игра”);
- словесное описание объекта (процесса, явления), в принципе также можно рассматривать в качестве его модели.[1]
Сам термин "модель" толкуется неодинаково различными авторами.
Так, к примеру, знаменитые исследователи сферы управления Мескон, и Хедоури понимают под моделью упрощение реальной жизненной ситуации, к которой данная модель применяется. Шеннон в качестве модели рассматривает представление объекта, идеи или системы в некоторой форме, которая отличается от самой целостности.
Таким образом, модели в принятии решений применяются для более четкого понимания определенного аспекта функционирования объекта управления посредством отбора тех наблюдений, ощущений, опыта и т. п., имеющих отношение к анализируемой проблеме.
Модель всегда является менее сложной, нежели сам моделируемый объект, что дает возможность руководителю лучше разобраться в той или иной сложившейся ситуации, способствуя принятию рационального решения.
Любая организация, которая функционирует в современных, динамично меняющихся условиях, должна обладать эффективными механизмами решения встающих перед ней проблем.
В то же время, не стоит забывать о том, что не менее важной является и управляемая подсистема ‒ исполнительный механизм, который дает возможность реализовать принятое решение.
Данный механизм должен обеспечивать следующее:
- обнаружение и диагностику проблем, которые возникают в организации при изменении внутренних и внешних условий;
- сопоставление этих проблем с тактическими и стратегическими целями организации;
- анализ проблем, а также подготовку управленческих решений;
- определение механизма реализации решений;
- выбор исполнителей среди существующих подразделений организации.[2]
Если, к примеру, среди имеющихся структурных подразделений компании нет подразделений, которые способны эффективно претворять в жизнь принятые управленческие решения, а эти решения, в то же время, жизненно важны для организации или для достижения ее стратегических целей, то возможно будет рациональным шагом ‒ создание новых подразделений, которые способны эффективно обеспечить их реализацию.
Таким образом, модель решения проблем в компании ‒ это, в первую очередь, представление ее механизма управления проблемами.
Остановим внимание на основных концептуальных моделях, при помощи которых описывается управление, а, следовательно, также и принятие управленческих решений.
1. Модель "организация-машина". Согласно данной модели, организацию можно представить, как «обезличенный» механизм, то есть, не более чем многоуровневую административную иерархию, которая состоит из комплекса связей, формализованных структур, взаимоотношений между ее элементами.
Как правило, значительное внимание при рассмотрении данной модели уделяется единству командования, механизмам управления, функциональному взаимодействию и т. д. К данной модели очень близка "бюрократическая модель" организации.[3]
2. Модель "естественной " организации. Утверждается, что организации возникают естественным образом, а в дальнейшем ‒ и развиваются по собственным естественным законам. Организации способны к саморегуляция, а значит адаптируются и реагируют на внутренние и внешние изменения. Отклонение от цели ‒ это не обязательно отрицательный результат, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях с весомым фактором неопределенности.
3. Модель «организация-община». Согласно данной модели, в любой организации, в роли основного регулятора выступают нормы поведения, принятые в группе. Особое значение придается межличностным отношениям: отношениям между членами организации, взаимным увлечениям, интересам участников коллектива.
4. Социотехническая модель. Согласно данной модели, в структуре организации основной акцент делается на влияние технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. В данной модели основной упор делается на роли ожиданий, а также системы ценностей участников организации, взаимодействию между участниками, организации их представлений о ситуации.
6. Институциональная модель. Данная модель предполагает, что структура организации и ее функционирование формируются под значительным влиянием институций ‒ норм и традиций, которые действуют во внешней и внутренней среде.
7. Конфликтная модель. При использовании данной модели подразумевается, что внутри организации противодействуют и сталкиваются между собой противоположные друг другу институции и цели. Главной задачей управления взаимодействием организации с внешней средой выступает максимальная ее адаптация к внешней среде, уменьшение фактора неопределенности, достижение стратегических целей организации.
Также, в зависимости от адаптивности организации к макросреде, принято различать следующие два типа управления организацией:
- Механистический тип:
- негибкая, консервативная структура;
- стандартизованные, четко определенные задачи;
- инертность к восприятию инноваций, сопротивление изменениям;
- власть проистекает из иерархических уровней в организации;
- ярко выраженная иерархическая система контроля;
- коммуникации направлены сверху вниз;
- основное содержание коммуникаций: принимаемые руководством организации приказы, решения, распоряжения.[4]
Органический тип:
- гибкость структуры;
- не закрепляемы жестко, динамичные задачи;
- высокий уровень восприятия инноваций, готовность к переменам;
- власть основывается на опыте и знаниях;
- контроль со стороны коллег и самоконтроль;
- разнонаправленность коммуникаций (горизонтальные, вертикальные, диагональные);
- содержание коммуникаций: советы и информация.
Каждый из этих типов управления обладает определенными преимуществами и применяется, в основном, в зависимости от динамичности изменений во внешней среде организации.
Непосредственное управление деятельностью организации является процессом взаимосвязанных действий по использованию и формированию ресурсов организации для достижения поставленных целей.
В данном контексте, возможно, целесообразно будет обратиться к концептуальным моделям развития человеческого общества.
Так, к примеру, органической моделью предполагается, что общество развивается по законам, которые близки к законам развития живых организмов, в которых каждому органу отводится своя определенная роль. Все органы собой представляют взаимозависимую структуру.
Согласно органической модели, каждый сегмент общества выполняет свою роль, и чем больше выполняемые ими функции между собой различаются, тем менее они будут взаимозаменяемыми.[5]
Согласно процессной модели, развитие общества собой представляет непрерывный процесс слияний и поглощений, соединений и разъединений. Данные процесс в конечном счете определяет структуру общества. Следовательно, общество нельзя назвать устойчивым, оно непрерывно подвергается изменениям, постоянно адаптируется к изменениям внешней и внутренней среды.
Неорганическая модель подразумевает обнаружение и интеграцию положительных и отрицательных функций разных частей общества в одно органическое целое.