Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (1. Сущность, цели, содержание и формирование коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
Введение
Все мы живем в мире, устройство функционирования которого строится на экономике, неотъемлемой частью которой является коммерческая деятельность, обеспечивающая, в конечном счете, всех нас всем необходимым для благополучной жизни. Для того чтобы организовать коммерческую деятельность, обществу пришлось придумать большое количество разных объединений и профессий, систем взаимодействия и условий функционирования коммерции. Качество будущей жизни каждого человека так или иначе будет определяться тем, как хорошо налажена коммерческая деятельность в различных корпорациях всего мира. Поэтому необходимо разбираться в ее устройстве и умело принимать определенные решения и действия. Итак, в условиях рыночной экономики ключевым и центральным элементом организации предпринимательского функционирования является организация коммерческой деятельности, которая считается одной из самых важных частей человеческой деятельности, возникшей в результате процесса разделения труда. Эта система основана на выполнении определенного порядка торгово-организационных операций, направленных на процесс купли и продажи товаров, а также на оказание торговых услуг с целью получения определенной прибыли. От эффективности функционирования таких процессов напрямую зависит успех всех торговых компаний.
Коммерческая деятельность – одна из основных составляющих условий существования потребительского рынка, а также сферы коммерческого предпринимательства, в которой осуществляется обмен денег на товары и товаров на деньги. Под коммерческой деятельностью нужно понимать определенные процессы, которые связанны с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, получением прибыли, а также развитием экономики. При закупке и поставке товаров профильными специалистами изучается рынок, устанавливаются необходимые хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, которые направленны на определенные коммерческие сделки, а также заключение контрактов и товарно-денежный обмен. При реализации коммерческой деятельности необходимо основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве. Коммерческая работа должна идти в параллель с коммерческими действиями и конкретными решениями, исходя из условий внешней среды и особенностей рынка. В условиях современного рынка предприятия распространяют принципиально новые взаимоотношения со своими партнерами, на рынке действуют свойственные рыночной экономике регуляторы, формируются определенные коммерческие принципы, которые направленны на куплю-продажу товаров. Специалисты предприятий, деятельность которых основана на коммерческом функционировании, должны владеть главными основами современного хозяйствования, а также коммерческого предпринимательства. Правильное и эффективное ведение коммерческой деятельности является основой труда коммерческих работников. Активность, предприимчивость, оправданный риск - явные признаки эффективных коммерческих действий.
В последнее время в России происходит постепенное усиление экономической, материальной и правовой базы для увеличения заинтересованности промышленных организаций и оптово-посреднического сегмента в формировании рынка. Коммерческая деятельность осуществляет прямое влияние на качественное и эффективное производство и точно влияет на определенные показатели деятельности предприятия, а именно: объем реализации товара, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и другие. Торговля является одной из самых крупных отраслей современной экономики абсолютно каждой страны по объему осуществляемой деятельности и по численности непосредственно занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли считаются самыми масштабными в мире. Деятельность торговых предприятий основана на удовлетворении потребностей каждого человека, и при этом подвержена влиянию огромного количества факторов и охватывает большой спектр конкретных вопросов организационно-технологического, экономического, а также финансового основания, которые требуют постоянного решения.
Основной задачей этой курсовой работы является изучение содержания, целей и формирования коммерческой деятельности, а также некоторых функций и структуры функционирования оптовых и розничных торговых предприятий.
Актуальность этой темы заключается в том, что коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики, ее содержание, цели и формирование, необходимы для изучения, так как правильное и корректное функционирование коммерческой деятельности гарантирует эффективную (результативную) деятельность любого предприятия.
Цель данной работы - изучить структурное содержание, главные цели и особенности формирования коммерческой деятельности, особенности оптовой и розничной торговли.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются две основные задачи:
- Изучить теоретические аспекты, понятие и значение коммерческой деятельности;
- Разобраться в системе функционирования, а также структурных особенностях управления оптовых и розничных торговых предприятий.
Курсовая работа состоит из двух разделов.
В первом разделе исследованы теоретические основы коммерческой деятельности, ее сущность, цели, содержание и формирование.
Во втором разделе сделан конкретный анализ двух видов торговли: оптовая и розничная.
Курсовая работа основана на изучении материалов в области экономики и коммерции, авторами которых являются Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М., Левкин Г.Г., Ф.Г. Панкратов и другие.
Глава 1. Сущность, цели, содержание и формирование коммерческой деятельности
Абсолютно каждая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность, а также организуется для достижения поставленных целей, которые, в свою очередь, можно назвать целями функционирования [2, с. 4].
Коммерческая деятельность – есть вид предпринимательского функционирования. «Коммерция» с перевода с латинского языка обозначает «торговля», но по факту является куда более широким понятием.
Коммерческая деятельность направлена на организацию процессов купли-продажи с целью получения определенной прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В специальной литературе часто объединяют в одном разделе следующие понятия: предпринимательство, коммерческая деятельность и торговля, что необоснованно, так как каждое из этих понятий имеет свою собственную область применения и распространения [3, с. 5].
Коммерческая деятельность — это так или иначе более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — есть организация экономической, производственной и другой деятельности, которая приносит предпринимателю определенный доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия или сельской фермы, торгового предприятия или организации по обслуживанию, а также банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и многое другое. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными [5, с.16].
В экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности:
- Коммерция – "торг, торговые обороты, купеческие промыслы" (Толковый словарь В.И. Даля);
- Коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
- Коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
- Коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;
- Коммерческая деятельность –все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
- Коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли [2, с.4].
В сравнении с торговлей, коммерческая деятельность понятие экономически более широкое и представляет собой обширную сферу деятельности предприятий, направленную на организацию процессов купли-продажи товаров. В основе торговли всегда лежит коммерческая деятельность, но не все виды коммерческой деятельности сводятся только к торговле [3, с. 5].
Из этого вытекает, что коммерческая работа в сфере товарного обращения понятие более широкое, чем 4 простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли и продажи состоялся, специалисту коммерции необходимо изучить спрос населения и рынок сбыта товаров, наладить с поставщиками и покупателями хозяйственные связи, организовать транспортировку товаров, а также рекламно-информационную работу по сбыту или продаже товаров [3, с.5].
Термины "торг", "торговые обороты" обозначают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Коммерция, являясь атрибутом рынка, формируется на его принципах, выступающих теоретическим базисом и непременным условием ее развития. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.
Позиционирование на рынке является сложным процессом, охватывающим все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия и зависящим от множества факторов. Таким образом, справедливой можно следующую трактовку коммерческой деятельности: "Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях [2, с. 4-5].
Коммерческая работа в торговле - это понятие более широкое, чем простая купля и продажа товаров, то есть, чтобы акт купли и продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить определенные оперативно-организационные, а также хозяйственные операции. В том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, маркетинговую работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания [5, с. 17].
Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителями Гарвардской школы бизнеса в 1958 г.: "Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования". Таким образом, под коммерческой деятельностью понимается купля и продажа товаров, ориентированные на спрос покупателей и получение прибыли торговым предприятием. Таким образом, под коммерческой деятельностью следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве. Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя [2, с. 6].
Основные виды коммерческой деятельности:
- Организационно-коммерческая;
- Товароведно-экспертная;
- Маркетинговая;
- Торгово-экономическая;
- Аналитическая;
- Торгово-закупочная;
- Внешнеторговая [3, с.6].
Выделяют также разновидности коммерческой деятельности.
Во-первых, закупка товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Работа, связанная с закупками, включает 5 следующие основные операции: планирование закупок; организация приобретения товаров и доставка их на предприятие; регулирование размеров материальных запасов.
Во-вторых, продажа товаров или услуг. Функцию продажи выполняет специальная служба предприятия, которая организует выполнение следующих операций: формирование партий отгрузки; продвижение товара на рынок; поиск клиентов; оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности зависит от использования маркетинга и логистики.
В третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском рынке, то есть оптовая и розничная торговля. Участие посредников в товародвижении является необходимым условием, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару [3, с. 7]
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:
- Установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
- Изучение и анализ источников закупки товаров;
- Согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);
- Осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
- Расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
- Сокращение издержек обращения товаров [2, с.6].
Переход к рыночной системе обеспечил создание благоприятных условий реализации коммерческой деятельности, базирующиеся на экономических законах рынка, и осуществления торговыми предприятиями коммерческих функций. Возрастающая роль коммерции, понимание ее мотивационных установок и умение их направлять в соответствии с задачами, стоящими перед торговым предприятием выступают основой успешной организации коммерческой деятельности в современных условиях. Комплексный подход, сочетающий принципы проектирования, целевые ориентиры и стратегию развития коммерции, требует при проектировании коммерческой деятельности торгового предприятия соблюдение ряда теоретических положений, выступающих принципами организации коммерческой деятельности: