Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (1. Сущность, цели, содержание и формирование коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
- Полная самостоятельность и равноправие субъектов рынка;
- Приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям рынка;
- Ответственность за выполнение взятых обязательств перед партнерами по купле-продаже товаров;
- Взаимодействие коммерции с маркетингом и менеджментом;
- Предвидение коммерческих рисков;
- Адаптация коммерческих работников к новым условиям работы;
- Получение прибыли от реализуемой продукции [2, с.7].
Коммерческая деятельность как система имеет составные элементы, системные характеристики функционирования и цели.
Согласно общей теории систем, можно выделить основополагающие признаки, позволяющие охарактеризовать объект как системное явление: взаимодействие и целостность, наличие связей между элементами системы и системой и внешней средой, организация как системообразующий фактор, наличие интегративных качеств, которые проявляются лишь у элементов, суммарно составляющих систему[7, с.140].
Рис. 1 Структура коммерческой деятельности с позиций взаимодействия с внешней средой [2, с. 11]
С этих позиций коммерческая деятельность торгового предприятия может рассматриваться как система, поскольку отмечается присутствие всех перечисленных в таблице системных признаков (Рис. 1).
Функции системы коммерческой деятельности выполняются исходя из целей, определяемых своеобразием торгового предприятия и факторами внешней среды.
В качестве ресурсов, необходимых для функционирования системы коммерческой деятельности, выступают материальные, финансовые, технические и трудовые, а также экономическое, организационное и информационное обеспечение [7, с. 99].
Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов: чисто торговые и производственные.
Чисто торговые (коммерческие) – это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи. Это – организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.
Производственные процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других [2, с. 11].
Коммерческая деятельность торговых организаций и промышленных предприятиях подразделяется на:
- закупочную (материально-техническое обеспечение);
- сбытовую.
Истинной, чистой функцией товарного обращения является смена формы стоимости. Но помимо этого товарное обращение выполняет и дополнительные (производственные) функции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Однако К. Маркс, основоположник учения о товарном обращении, эти производственные функции называл гетерогенными, т. е. чужеродными, и, как известно, абстрагировался от этих функций, исследуя торговый капитал в его чистом виде. По характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, также можно подразделить на два основных вида:
- Коммерческие (или чисто торговые);
- Производственные (или технологические). [5, с. 24]
Коммерческие процессы — процессы, связанные со сменой стоимости, т. е. куплей и продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления и не имеющие производственного (технологического) характера (изучение потребностей, заключение договоров купли-продажи, реклама и др.).
Технологические процессы — процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т. д.). Они представляют собой единство трех элементов — живого труда, средств труда и предметов труда.
Торговые услуги в зависимости от того звена сферы товарного обращения, где они оказываются покупателям, можно подразделить на два вида:
- Услуги, оказываемые оптовыми организациями и предприятиями своим клиентам (оптовые торговые услуги);
- Услуги, оказываемые покупателям в магазинах [7, с. 125].
Услуги, оказываемые покупателям в магазине, можно подразделить на три вида:
- Связанные с покупкой товара (например, прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковка товара, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателя и др.);
- Связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров (раскрой купленных в магазине тканей, мелкая переделка и подгонка готового платья и т. д.);
- Связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина (организация кафетерия, стоянки для автомашин и т. п.) [5, с.27].
Процессы и операции, выполняемые в торговле, схематично представлены на рис. 2.
Рис. 2. Процессы и операции, выполняемые в торговле [5, с. 28]
С точки зрения личностных требований коммерсант должен обладать такими характеристиками, как:
- Готовность рисковать и брать на себя ответственность за это. Но рисковать надо умело. Риск — не безрассудное лихачество, а строгий расчет. Умение рисковать связано со способностью предвидеть и просчитывать все возможные варианты;
- Честность, надежность, верность данному слову — требования, без которых невозможен цивилизованный рынок;
- Высокие духовные и физические качества. Надо хотеть и уметь переносить высокие физические нагрузки, работать по 16 часов в сутки и считать это совершенно нормальным [7, с. 103].
Как показывает практика, коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики базируется на маркетинговых исследованиях, ориентируясь на интересы конечного потребителя. Следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их которых являются:
Учет степени их влияния в коммерческой деятельности торговых предприятий дает возможность обеспечить высокую эффективность их функционирования. Однако, успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. К коммерческой информации относят информацию о:
Получить достоверную коммерческую информацию можно из внутренних и внешних источников путем проведения комплексных маркетинговых исследований. К числу внутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. На основе этих данных можно получить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах. На основе этих данных можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары [7, с. 110]. Коммерция является динамично развивающейся сферой деятельности с соответствующей методологией. За последние годы арсенал методов и подходов в сфере управления коммерческими процессами значительно обогатился. К числу наиболее распространенных и широко используемых подходов к совершенствованию процессов в практике коммерческих фирм в России и за рубежом относят: реинжиниринг бизнес-процессов; бенчмаркинг; аутсорсинг; всеобщее управление качеством; коучинг. Реинжиниринг включает в себя переосмысление и радикальное преобразование бизнес-процессов с целью улучшения наиболее существенных функциональных показателей функционирования компании. Бенчмаркинг (от англ. вenchmark – начало отсчета, зарубка) – это механизм сравнительного анализа деятельности компании с показателями других, более успешных фирм. Аутсорсинг – одна из форм организации бизнеса в современной экономике, при которой часть функций компании передаются на внешнее исполнение. Всеобщее управление качеством – философия управления предприятием, направленная на изменение мышления работников предприятия, при котором осуществляется непрерывное улучшение качества выполняемой работы на каждом рабочем месте. Коучинг в переводе с английского означает «тренерство» или «сопровождение». При этом коуч или тренер постоянно сопровождает работника при выполнении его профессиональных задач. Освоение и использование методов в коммерческой деятельности позволяет специалисту коммерции эффективно выявлять и решать существующие проблемы торгового предприятия. При этом сокращается время на сбор информации, ее анализ и разработку управляющих воздействий. Методы «вооружают» специалистов и позволяют оказывать «тонкие» воздействия на коммерческие процессы [3, с. 44-45]. Рассмотрим подробнее изучение спроса в торговле. Спрос – это сложное социально-экономическое явление. К основным слагаемым спроса относят: потребительские требования; платёжеспособность потребителей; объём спроса и динамику цен. Цель изучения спроса – аналитический учёт всей его структуры и использование результатов в практической деятельности. Различают три основных вида спроса. Вид 1. Реализованный спрос – часть спроса, которая фактически получила свое товарное обеспечение. Вид 2. Неудовлетворенный спрос – часть предъявляемого покупателями спроса, который не был реализован из-за отсутствия товаров в продаже. Вид 3. Формирующийся спрос – представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству, внешнему оформлению товаров и способных повлечь за собой изменение производственного и торгового ассортимента [7, с.130]. Кроме трех основных видов спроса различают его дополнительные виды:
Для изучения разных видов спроса используются соответствующие методы. Для изучения реализованного спроса используется оперативный учет продажи товаров. Учет неудовлетворенного спроса проводят путем регистрации покупателей, обратившихся за отсутствующим товаром, а также путем регистрации наличия или отсутствия товаров на складе. Учет формирующегося спроса проводят с помощью выставок, опроса покупателей, специальных наблюдений за ходом продажи товара [3, с.50]. Процессы и операции, выполняемые в сфере товарообращения, схематично представлены на рисунке 3. |
Рис. 3 Процессы и операции, выполняемые в сфере товарообращения [2, с.26]
Развитие коммерции, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Коммерция в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в коммерческой деятельности [2, с. 28].
Проблема развития и совершенствования коммерции имеет три основных аспекта: экономический, связанный с созданием и потреблением материальных благ и услуг; территориально-географический, вызванный необходимостью размещения и перемещения товаров, их распределения и перераспределения в пространстве; социальный, обусловленный процессами распределения и перераспределения материальных благ между отдельными группами и слоями населения, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, закономерностями покупательского поведения [2, с.29].
Глава 2. Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий
Организация и технология оптовой и розничной продажи товаров является важнейшим объектом коммерческой деятельности торгового предприятия. Непосредственно оптовой и розничной продаже товаров предшествует маркетинговый этап работы, связанный с нахождением рынка сбыта конкретных товаров, т. е. определение ниши рынка для предприятия. Эта работа включает глубокое исследование рыночных возможностей путем применения целого комплекса методов по изучению спроса населения и конъюнктуры торговли [5, с.187].
Разберемся с оптовыми торговыми сетями. Выступая в качестве посредника между производителями и потребителями, оптовая торговля служит активным проводником перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени. Оптовое звено, определяя структуру и направление товарных потоков и преобразуя производственный ассортимент в торговый, выступает проводником достаточно большой массы товаров на потребительский рынок. Для оптовой торговли свойственны:
- закупка крупных партий товаров у предприятий-изготовителей;
- увеличение числа ступеней промежуточных пользователей продукции;
- приспособление товарного ассортимента к запросам промежуточных и конечных потребителей;
- проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;
- наличие достаточного капитала для организации и ведения торговли;
- принятие риска при обращении товаров.
Таким образом, у производителей и розничных торговых предприятий есть все основания прибегать к услугам оптовых структур.
Основные классификационные признаки оптовых торговых предприятий: форма собственности, предназначенность, сфера территориального обслуживания, товарно-торговый профиль (табл. 1).
Таблица 1. Классификация предприятий оптовой торговли
Форма собственности |
Предназначенность |
Сфера территориального обслуживания |
Товарно-торговый профиль |
Частная |
Выходные |
Районные, межрайонные |
Узкоспециализированные |
Смешанная |
Торговые |
Городские |
Специализированные |
Муниципальная |
Торгово-закупочные |
Областные, краевые |
Универсальные |
Государственная |
Торгово-снабженческие |
Региональные, межрегиональные |
Комбинированные |
Потребительская кооперация |
Распределительные холодильники, хладокомбинаты |
Федеральные |
Смешанные |
В оптовой торговой сети функционируют торгово-закупочные базы, которые размещаются в районах потребления товаров. Эти базы занимаются закупкой продукции в различных районах ее производства, в том числе и у выходных баз. Затем товары реализуются розничным торговым предприятиям, прилегающим к оптовым торгово-закупочным базам [2, с.71].
Коммерческая работа по закупкам складывается изследующих этапов.
Этап 1. Отбор и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам.
Этап 2. Формирование ассортимента товаров.
Этап 3. Выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов товародвижения.
Этап 4. Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки.
Этап 5. Закупка товаров и организация доставки.