Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
Высокий уровень прaвонaрушений в стрaне и постоянный их рост говорит о том, что прaвоохрaнительные оргaны рaботaют покa еще непроизводительно, не проявляют должной aктивности и нaступaтельности в борьбе с преступностью, незамедлительно самореaгируют нa появление новых форм и видов прaвонaрушений, уступaют преступникaм в технике, средствaх связи и зaщиты и других средств. Все это рождaет появления у лиц, совершaющих противопрaвные деяния, уверенность и убеждение в безнaкaзанности и стимулирует дaльнейшие совершения прaвонaрушения и противопрaвные деяния. Улучшение деятельности прaвоохрaнительных оргaнов — вполне носильнaя и решaемaя зaдaчa.
Ранее предложенный перечень условий, формирующих причину прaвонaрушений, не является исчерпывaющим и постоянным. В зaвисимости от особенностей рaзвития обществa в тот или иной период одни условия могу утрaчивaть смысл, другие, нaпротив, стaновятся весьмa знaчительными. Тaким условием, нaпример, стaли в некоторых регионaх бывшего СССР и России обострившиеся нaционaльные отношения. Провоцируемые нaционaльные конфликты резко обострили криминогенную обстaновку и вызвaли шквaл преступности.
Тaким образом, наличие правонарушений в современном российском обществе, их характер и уровень обусловливаются целым комплексом негативных явлений (причиной и условиями). Преодоление такого рода явлений — это и есть пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Усилия и средства на этом поприще предстоит затратить колоссальнейшие, но промедление здесь обойдется каждому человеку и обществу еще дороже. Правонарушения (и, прежде всего, преступления) на сегодняшний день не только угрожают жизни, здоровью, имуществу граждан, но и в значительной мере подрывают процесс проведения реформ.
Признаком объективной стороной проступка может называется деяние, которое является как бы центром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все другие признаки в одну систему: место его совершения, время и способ.
Правонарушение совершаются людьми - субъектами правонарушения.
Для признания лица, совершившего противоправное деяние, субъектом административного проступка необходимо установить, что оно по психическому состоянию и возрасту имело возможность правильно понимать в происходящих событиях и явлениях окружающей действительности.
Субъект деяния не может считаться в качестве признака правонарушения. Но без субъекта не может быть правонарушения, но и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного деяния виновного. Отсюда, квалификация правонарушения зависит от понятия его субъекта.
Субъект уголовного права схож с субъектом уголовной ответственности. Субъекты гражданского права наделены определенными обязанностями и правами и активно могут участвовать в различных правоотношениях, стимулируемых или допускаемых нормами гражданского законодательства. Субъекты гражданского права осуществляют правомерные действия. В связи с чем в науке гражданского права субъекты гражданского права рассматриваются как лица, наделенные правоспособностью и дееспособностью для совершения правомерных действий. Понятие дееспособности определяется понятием способности совершать как правомерные действия, так и нести ответственность за правонарушения деликтоспособность. При этом признаки субъекта правомерного и противоправного поведения не всегда схожи.
Способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности, включая ответственность, понятна человеку, обладающему качеством личности, то есть индивидууму, имеющему полный уровень воли и сознания, и согласно которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и повеление чужого человека.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, то есть всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Несовершеннолетние, малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы осознанно понять и разрешать те или иные жизненные ситуации: дети - вследствие неполного психического и физического развития, а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания , на примере как душевная болезнь.
Любой закон устанавливает различные возрастные границы деликтной правосубъектности. Так, уголовная ответственность наступает по достижении шестнадцати лет, а за другие виды преступлений - с четырнадцати лет; административная ответственность наступает с шестнадцати лет; ответственность по трудовому праву с момента заключения трудового договора или членства в колхозе, то есть с шестнадцати лет, и в исключительных случаях с пятнадцати лет; по гражданскому законодательству ответственность возникает с восемнадцати лет и частичная - с пятнадцати лет.
Различный возраст ответственности устанавливается с расчетом степени общественной опасности правонарушений, значимости тех благ и интересов, на которые они посягают.
Сторона субъективная административного проступка - это внутреннее, психологическое отношение и состояние лица к совершаемому им общественно вредному деянию и его последствиям. Её психологическое содержание распознаются с помощью таких юридических признаков, как вина, цель и мотив, представляющих различные психической активности формы, органически между собой связанные и зависимые друг от друга
Правонарушение отдельное, это конкретное явление реальной действительности. Но правонарушения не единичны. Они составляют определенную общность всех видов. Больше всего разработанным, получившим научное название, является такой вид правонарушений, как преступность.
Определяется преступность как сравнительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, событие общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в действующем государстве в определенном стации времени.
Определение это можно отнести к массе всех правонарушений, для этого из него надо исключить особенное, присущее особой группе правонарушений - преступлениям. В случае этом правонарушения быть могут определены как исторически изменчивое, социопатическое явление общества, состоящее из совокупности всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем крае. Структура правонарушений характеризуется соответствие видов и групп правонарушений, классифицируемых по различным основаниям и признакам: характеру отношений регулируемых, степени опасности общественной, субъектам, распространенности по количеству, времени, регионам и другое.
Классификация всех видов правонарушений по разным критериям возможна по мере развития исследований соответствующих в других областях права и широкомасштабного использования компьютерной техники.
Приемлемо к областям регулируемых отношений правонарушения различаются соответственно отраслям законодательства: трудовые, гражданские, административные, уголовные, процессуальные и другие.
С учетом общественной опасности правонарушения принято разделить на две группы: преступления и иные правонарушения - это проступки, деликты, то есть административные, дисциплинарные, гражданско-правовые. В связи с этим разделением поднимается проблема разграничения уголовных преступлений и административных проступков, поскольку провести линию между ними не так то и просто.
Проблема эта получает наибольшую актуальность именно сейчас, когда планируется и готовится проект нового уголовного законодательства. Сложность задачи этой состоит в том, что идет речь о сходных по своему характеру явлениях. Решаться она должна как не иначе в соответствии с законом, не нарушая принципов и основных законодательства и не заходя в противоречие с нормами международного права.
Из соотношения соответствующих статей Уголовного законодательства и Законодательства об административных правонарушениях видно, что и преступления и административные правонарушения покушаться на одинаковые по характеру своему объекты, именно в этом прежде всего состоит опасность общественная - признак, определяющий материальную сущность их. Загадки уголовного и административного законодательств состоят в охране от посягательств одних и тех же предметов.
Одна сущность правонарушений административных и преступлений подтверждается также следующим обстоятельством, это как не является преступлением бездействие или действие и формально, и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Тот же принцип высказан и в статье двадцать второй Кодекса об административных правонарушениях: при малозначительности совершенного административного правонарушения орган или должностное лицо, уполномоченный решать дело, освободить может нарушителя от административной ответственности и ограничиться замечание устным.
Имея в виду и исходя из этого, заметно, что принципиальное различие между административным проступком и преступлением заключается в различной степени их общественной опасности. Эта степень определяется интенсивностью посягательства, фактически наступившими или потенциально опасными общественными последствиями.
Тот критерий, по которому должно и можно разграничивать преступление и проступки. Совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок квалифицироваться не может как преступление, если его качественная степень и определенность его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если даже степень его общественной опасности повышается существенно и достигает уровня преступления, тогда он должен признаваться таким и влечет за собой уголовную ответственность.
Хочется сказать, о том, что увеличивает ли повторное совершение административного проступка опасность общественную деяния и настолько личности нарушителя, чтобы повлечь за собой изменение юридической природы самого проступка и служить основанием для признания его преступлением, и, следовательно, для использования к виновному лицу уголовного наказания должен быть разрешен в отрицательную сторону. Совершение правонарушения лицом повторно может быть отнесено лишь к обстоятельствам, ответственность отягчающим за административные правонарушения, преступление не одна сумма проступков. Наличие административного взыскания за будущий проступок может относиться лишь к личности правонарушителя, и никак не повышает степени общественной опасности. Согласно общему права принципу лицо, подвергнутое в установленном законом порядке наказанию, не может быть наказано за то же деяние. Общепризнанным положением о том, что уголовной ответственности и наказанию подлежит лишь лицо, виновное в совершении преступления, не согласуются нормы законодательства административного, рассматривающие наложение уголовной ответственности за повторно совершенное правонарушение административное.
С тем вместе, имеет смысл установить новейшие, более конкретные критерии разграничения преступлений от сходных проступков административных, то есть должны быть учитываться такие обстоятельства, которые, значительно поднимают степень опасности общественной правонарушения, действительно завышающие и превращают его в преступление. Это все позволит законодательству стать более понятным и стабильным, меньше подверженным всякого вида изменениям.
К тому же ранее приведенного разделения по степени общественной опасности существуют и другие основания классификации правонарушений. Основа-полагаясь на наличии экономических, политических, социальных, отношений общества, различают три вида правонарушений: в области экономических отношений собственность, труд, распределение и другие, в области социально-бытовых отношений семья, быт, общественный порядок, в сфере управления деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности. Возможны различия правонарушений и по иным критериям например, как в научных целях. Так, можно разграничивать правонарушения, посягающие на материальные или духовные материальные блага, общественные или личные интересы, правонарушения в сфере нормотворческой или правоприменительной деятельности и тог далее.
Различная классификация в понятной степени условна, поскольку между различными правонарушениями определенная связь проявляется. Так, совершение правонарушения человеком одним может предопределить совершение правонарушения человеком другим или разными и несколькими людьми. Одно и то же деяние может нарушить нормы нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько санкций различных, например, виновное повреждение здоровья гражданина собственником автомобиля влечет гражданско-правовую обязанность по возмещению материального вреда, административную лишение водительских прав и уголовную ответственность. Также существует и психологическая связь правонарушений: безнаказанность за совершение сравнительно мало опасных гражданских, трудовых, административных, правонарушений создает уверенность в безответственности и безнаказанности для правонарушителя и лиц других, повинных в них, создает почву для совершения более опасных правонарушений, в том числе и преступлений.
С расчетом различных и общих признаков правонарушений, связи между их видами, а также системы правовых норм, определяющих, какие деяния квалифицируются в качестве правонарушений, и устанавливающих ответственность их за совершение, появляется вопрос о возможности усматривать совокупность всех правонарушений как единую сложную систему.
Одобрение системной взаимосвязи преступности и правонарушений других обосновывается исследованиями, которые выявляют связь поступков аморальных, близких к составу административного проступка, который в свою очередь моделирует состав преступления. Оказывается также связь близкие и взаимные влияния отдельных правонарушений, что позволяет рассматривать и изучать причины, для всех правонарушений общие.
Смысл имеет говорить о правонарушении не только как о нарушении права нормы, но и как о нарушении социальных справедливости и интересов. Характеристика правонарушения как нарушения нормы права уже рассматривалась выше и была признана неотъемлемость этого понятия, так как его отсутствие означает одновременно и отсутствие правонарушения. Деяние, не противоречащее социальным справедливости и интересам не всегда противоправно, так как существует для права два вида социальных интересов, это юридические значимые и правом не учитываемые.