Файл: Финансовая система, её звенья (Глава 1. Понятие финансовой системы, её функции и структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);
  • по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;
  • единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);
  • при рождении ребенка (с 1.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты труда);
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда;
  • на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

Средства фонда образуются из следующего:

  • страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств;
  • ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государствен­ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав­ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования созда­ются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж­дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольне­нии, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляе­мых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

  • выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин­ского страхования;
  • осуществления контроля за рациональным использованием финансо­вых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обяза­тельное медицинское страхование в размерах, установленных федераль­ным законом;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республикан­ских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред­ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

  • финансирование обязательного медицинского страхования, проводи­мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ­ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди­цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати­вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
  • финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель­ного медицинского страхования;
  • выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
  • предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе­мы обязательного медицинского страхования;
  • контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Всем гражданам выдается страховой полис.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж­ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заем­щиком – государство в лице его органов. Дополнительные ресур­сы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государст­венных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщи­ку направлять мобилизованные дополнительные финансовые ре­сурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно умень­шают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается из­быточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обра­щения на заранее оговоренный срок.


Использование государственного кредита обусловлено необ­ходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюд­жетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирова­ния экономических и социальных программ, т.е. государствен­ный кредит является средством увеличения финансовых возмож­ностей государства. На общегосударственном уровне государст­венные займы не выражают конкретного целевого характера, тог­да как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управле­ния. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от го­да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следст­вие, дает большую государственную задолженность. Размер госу­дарственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долгэто вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долгэто задолженность по не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязатель­ства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не мо­гут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуще­ствлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуще­ствляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга рас­тут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.


Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефи­нансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою де­ятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначе­ния, изыскивают необходимые им средства для расширения про­изводства продукции, используя кредитные ресурсы и возможно­сти финансового рынка. Развитие предпринимательской дея­тельности способствует расширению самостоятельности пред­приятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны госу­дарства и вместе с тем повышению ответственности за фактичес­кие результаты работы.

Финансовые ресурсы – денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.

Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.

Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается.


Рисунок 1- Состав финансовых ресурсов коммерческих организаций

На рис. 1 приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.

Вместе с тем различия между финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер, но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности их погашения.

Таким образом, финансовые ресурсы предприятий, по существу, являются собственными источниками финансирования, привлекаемыми с финансового рынка и возникающими в результате хозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенного воспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересов собственников предприятий.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".

Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.

Для некоторых некоммерческих организаций – учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги – в сферах культуры, искусства – являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.