Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (1. Теоретические основы государственного налогового контроля).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль в формировании развитии экономической структуры играет государственное регулирование, которое позволяет осуществлять социально-экономические функции. Финансовая система, образующая централизованные фонды денежных средств и выполняющая возложенные на него функции и задачи, является важнейшим механизмом государственного регулирования.
Основным инструментом государственного регулирования является налоговый контроль. Налоговый контроль представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Ранее считалось, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Однако в последнее время все более повышается роль углубленных камеральных налоговых проверок, как наиболее экономичных и оперативных.
Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.
Целью данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
- раскрыть понятие, сущность и задачи налогового контроля;
- проанализировать результаты контрольной работы налоговых органов;
- выявить проблемы осуществления налогового контроля за взиманием налогов и пути их устранения;
- определить основные направления совершенствования в сфере налогового контроля.
Объектом данного исследования деятельность налоговых органов за соблюдением налогового законодательства.
Предмет исследования – организация контрольной работы налоговых органов на современном этапе.
В работе использовались такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, обобщение, количественный и качественный анализ, анализ и синтез, методы обобщения и сравнения.
Информационной базой курсовой работы послужили документы и материалы органов государственной власти, управления и статистики по вопросам организации налогового контроля, аналитические материалы в периодической печати, монографической и другой научной литературе, экспертные разработки российских и зарубежных ученых-экономистов.
1. Теоретические основы государственного налогового контроля
От величины налоговых поступлений зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. В определенной степени суммы поступлений налогов в бюджетную систему зависят от налоговых органов, которые, в свою очередь, осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Теоретические, организационные, практические вопросы налогового контроля находят отражение в трудах О.В. Врублевской, И.А. Дрожжиной, А.В. Лобанова, И.А. Масловой, М.М. Коростелкина, Л.В. Поповой и многих других ученых. На законодательном уровне закреплена трактовка налогового контроля через деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации [1].
Налоговый контроль является частью налогового администрирования. В связи с этим в научной литературе прочно установился взгляд на налоговый контроль как на одну из функций управленческой деятельности. Например, К. В. Новоселов считает налоговый контроль составной частью формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющего собой особый вид деятельности специально уполномоченных органов, в результате которой обеспечиваются установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений [24].
А. В. Брызгалин определяет налоговый контроль «как установленную законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд» [9].
И. И. Кучеров описывает налоговый контроль как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при которых исключаются нарушения налогового законодательства [17, С. 26].
Д. Г. Черник, А. П. Починок и В. Л. Морозов определяют налоговый контроль как контроль обеспечения полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей [6].
Проанализировав приведенные выше определения, можно заключить, что налоговый контроль рассматривается учеными в трех направлениях, а именно как:
- специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства;
- совокупность действий, приемов, операций и способов проверки соблюдения налогового законодательства;
- система организационных, методических, технических аспектов.
На наш взгляд, сторонники первого направления, концентрируют внимание на деятельности государственных органов, которые осуществляют налоговый контроль, однако упускают из виду методическую и правовую сторону налогового контроля; сторонники второго направления не учитывают субъекты налогового контроля, т. е. государственные органы, которым законодатель предоставил право применять эти методы; сторонники последнего направления справедливо отмечают сложность и многоплановость понятия «налоговый контроль», однако, описывая подходы к определению этого феномена, они не дают самого определения.
В соответствии с п. 1 ст. 82 действующей редакции Налогового кодекса РФ «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации».[1] Считаем, что приведенное определение недостаточно полно отражает объект и цели налогового контроля, например: не отражает осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства другими участниками налоговых правоотношений (регистрирующие органы, банки).
По нашему мнению, под налоговым контролем следует понимать эффективную деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками экономических, финансовых и правовых отношений, используя для этого современные экономические, финансовые и правовые методы, в том числе информационные технологии, не нарушающие права и интересы контролируемых лиц, с целью обеспечения полного и своевременного исполнения последними обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Предложенное определение наиболее полно отражает современные условия, в которых осуществляется налоговый контроль.
Изучим методологические аспекты налогового контроля. С этой целью определим функции, цели, задачи, принципы налогового контроля, а также его объект и предмет.
Исходя из определения налогового контроля его основной целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для достижения данной цели, на наш взгляд, необходимо, прежде всего, разработать комплекс мер, регламент, в котором будут отражены конкретные направления сфер деятельности компетентных органов.[6]
Сущность налогового контроля отражают его функции. Их исследованию посвящали свои труды многие авторы. Изучив различные подходы, мы констатируем необходимость выделения следующих функций налогового контроля:
- фискальная функция;
- конституционная функция;
- координирующая функция;
- правовая функция;
- межотраслевая функция;
- внешнеэкономическая функция.
Кроме указанных функций, мы также выделяем защитную функцию налогового контроля, так как при проведении соответствующих мероприятий осуществляется защита доходной части бюджета государства и прав граждан. Например, налоговый контроль позволяет выявить случаи нарушения налогового законодательства работодателем, что способствует увеличению заработной платы работников за счет выявления схем выплаты так называемой «серой» заработной платы и, следовательно, повышению пенсионных отчислений.[22]
Из анализа судебной практики можно также сделать следующий вывод: налоговый контроль способствует выявлению схем нарушения налогового законодательства предприятиями, которые занимаются добычей природных ископаемых (в частности, нефти и газа), пресекая незаконное присвоение и выведение из хозяйственного оборота денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, что требует проведения за их использованием контрольных мероприятий, в том числе налоговых.
Таким образом, являясь одним из основных налогоплательщиков, предприятия по добыче природных ископаемых обязаны уплачивать налоги от осуществления коммерческой деятельности в полном объеме, что требует от налоговых органов повышенного внимания к данной категории налогоплательщиков.
Налоговый контроль базируется на ряде принципов, в составе которых можно выделить базовые принципы налогообложения (принцип всеобщности, принцип единства, принцип гласности, принцип достоверности) и специфические, к числу которых, на наш взгляд, следует отнести принцип эффективности налогового контроля [23]. Помимо этого, к принципам налогового контроля следует отнести:
- принцип непрерывности;
- принцип обоснованности информации (касательно актов проверок);
- принцип прозрачности информации.
Предметом налогового контроля являются налоговые отношения, возникающие между государством, физическими и юридическими лицами по вопросу перечисления в бюджет обязательных взносов и привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъектами налогового контроля являются органы законодательной, исполнительной, судебной власти. Согласно налоговому кодексу Российской Федерации субъектами налогового контроля являются Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы.
Объектами государственного налогового контроля признаются лица, на которые законодательством возложена обязанность по уплате налогов и сборов, т.е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.
При этом характер взаимодействия субъектов и объектов налогового контроля обеспечивается через механизм прямой и обратной связи.
Прямая связь формирует результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений.
Обратная связь подводит итоги проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. На организационную структуру органов налогового контроля оказывает влияние характер осуществляемых ими функций, данная структура постоянно претерпевает видоизменение формы, что, в конечном итоге, способствует проведению более качественного учета налогоплательщиков, своевременному выявлению фактов уклонения от регистрации в налоговых органах и уплаты обязательных платежей, приобретению налогоплательщиками правовой культуры, снижению налоговых издержек [23].