Файл: СПУСКОВОЙ МАКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОЛИГРАФИИ (Глава 1. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ИЗДАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оформительские элементы книги

  • Титульный лист - первая выходная страница книги. Содержит название, фамилии и имена авторов, наименование издательства, место и год выпуска и т.д. Во многих книгах применяется одинарный (двухстраничный) титульный лист. В многотомных, серийных, а также особо оформленных изданиях применяется титульный лист, который занимает две смежные страницы книжного разворота. По характеру оформления титульные листы могут быть шрифтовыми (только текст), декоративно-шрифтовыми и сюжетными (иллюстрированными);
  • Авантитул – это лист перед титулом;
  • Шмуцтитул – титул, который разделяет рассказы, главы, повести и разделы. Размещают внутри книги на нечетной странице;
  • Фронтиспис – это вступительная иллюстрация. Находится перед титульным листом на четной странице. Обычно эта иллюстрация имеет обобщающий смысл и выражает основную идею книги, она иллюстрирует главное действующее лицо произведения или событие. Фронтисписом также может быть портрет автора;
  • Выходные сведения. Размещаются на последней странице книжного блока или обороте титульного листа. Содержат название книги, наименование издания, фамилию и имя автора, редактора, художника, тираж, формат, объем, шрифт, способ печати, аннотацию, наименование предприятия, где отпечатан тираж и другие данные.
  • Книжная полоса по месту расположения в книжном блоке может быть начальной, рядовой и концевой. Начальная полоса (спусковая) – это первая полоса книги или ее частей. Текст на такой полосе начинается с некоторым отступом (спуском) от верхнего края, и этот пробел заполняется рисунком. Концевая полоса – это последняя полоса окончания книги или раздела. Обычно не до конца занята текстом. В нижней ее части может быть помещена концовка (рисунок или украшение). Рядовая полоса – полоса, которая занимает страницу от начала до конца. Бывает табличной, иллюстрационной, текстовой, смешанной и формульной.

Внутренние элементы оформления книги

Книга – это многополосное издание. Продукция, которая имеет более четырех полос, то есть страниц. Она может быть скреплены чем –то, либо нет.

Один из этапов подготовки рукописи к изданию — это оформление книги. Оформление разрабатывает арт-директор или верстальщик.

Рис. 1.2.2. 37. Строение книги


Внутренние элементы оформления книги. Навигация книги

  • Титульный лист;
  • Контртитул;
  • Авантитул;
  • Текст книги (текст бывает: дополнительным, авторским, справочно- вспомогательным);
  • Глава;
  • Абзац;
  • Заставка
  • Фронтиспис

Внешние элементы оформления книги

  • Обложка (переплет) – бумажное покрытие издания, она не рассчитана на длительное хранение. Защищена пленкой прозрачного полимера, соединяется с книжным блоком без форзацев. В разговорной речи издание в бумажной обложке называется книгой в мягкой обложке, а издание в переплете — книгой в твердой обложке. Первые сведения о книге сооб­щает обложка (либо суперобложка) и титульный лист кни­ги. Чем они богаче, тем больше востребовано издание.
  • Обложка книг – мягкое бумажное и иное покрытие книги, документов и так далее, а также элемент их художественного оформлении. Их делали из деревянных дощечек, обтянутых тиснёной кожей, инкрустировали полудрагоценными и драгоценными камнями, отделывали золотом и серебром.

Назначение такой обложки, однако, было вполне прагматичным: она защищала книгу от возможного разрушения и разглаживала страницы. Поскольку пергамент, как и любая кожа, имеет свойство не только темнеть с годами, но и скукоживаться по краям, то обложка носила функцию своеобразного пресса, не позволяющего деформироваться страницам.

По этой же причине книги перетягивались кожаными ремнями, металлическими лентами, застёгивались на специальные застёжки и даже замочки. Запертые на замки страницы сохраняли свою ровность и цвет многие годы.

  • Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

•    печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);

•    тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

•    выборочное лакирование;

•    печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

•    аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

•    инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);


•    оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

•    украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);

•    термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

•    припрессовка пленки (ламинирование).

  • Суперобложка — это дополнительная отдельная обложка издания, выполненная из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а обогащают внешнее оформление. И выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет. Возможны и другие варианты:

•    суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но у них разная тема, и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

•    суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

•    суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

Что бы обеспечить сохранность оформления и повысить его привлекательности некоторые ценные издания (сувенирные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (см. рис. 1.2.3. 38 и 1.2.3.39).

Рис. 1.2.3.38. Переплет

(«дюшес», тиснение блинтовое и фольгой)

и суперобложка

Рис. 1.2.3.39. Переплет книги и ее футляр

  • Форзац — это элемент внешнего оформления изданий, предназначен для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения и настроить читателя на нужное его восприятие.

Кроме художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например, исторические сведения, географическая карта и т.д. Такие форзацы применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими.


Одноцветные форзацы изготавливают из цветной или белой бумаги с фактурной или гладкой поверхностью. Простой белый форзац помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­ изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно иллюстративные, иллюстративно символические и др.

Орнаментальные форзацы применяют практически во всех видах изданий. Реже применяют форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы.

Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяют в основном для художественной и научно популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, на плотной бумаге, высокого качества. Массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Имеет значение материальные и полиграфические возможности, которые располагает издательство (типография).

Оформление форзаца в художественном отношении сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, к примеру, с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). В первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

Виды многополосных изданий

Многополосные издания — это издания, которые содержат в себе больше, чем четыре страницы (полосы).

Полиграфическая индустрия на сегодняшний шагнула далеко вперед. В результате этого спектр видов многополосных изданий разнообразен и безграничен. Он включает в себя:

  • Книга – это непериодическое полиграфическое издание, количество полос, то есть страниц как правило превышает 48, сброшюрованное в отдельное издание литературного или научного содержания (см. рис.1.2.4. 40).

Рис. 1.2.4. 40. Книга

  • Брошюры – это небольшое непериодическое книжное издание, не более 48 полос (страниц), соединены между собой скрепкой (скобой), ниткой, винтовой проволокой или другим способом (см. рис. 1.2.4. 41). Виды брошюр бывают от простых текстовых до полноцветных, глянцевых брошюр с применением дорогих материалов и технологий. Брошюра позволяет получить самую необходимую информацию о товарах или услугах компании. Является одним из относительно недорогих способов массового распространения информации.

Рис. 1.2.4. 41. Брошюры

  • Журналы - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, a также отдельная книжка такого издания (см. рис. 1.2.4.42).

Рис. 1.2.4. 42. Журнал

  • Каталоги - печатный, полноцветный журнал, содержащий в себе информацию о товарах и услугах компании. Является одним из важных рекламных средств для компании или предприятия. Требования, к каталогу предъявляются очень высокие как к презентабельному глянцевому изданию. Основная функция каталога - правильное ознакомление потребителя с необходимым перечнем продукции компании. Цель каталога – склонить клиента к оформлению заказа или купить продукт (см. рис. 1.2.4.43).

Рис. 1.2.4.43. Каталоги

  • Календари (настольные, настенные, квартальные) – это печатное издание в виде таблицы или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев, годов (см. рис. 1.2.4.44).

Рис. 1.2.4.44. Календари

  • Буклеты - это листы, скрепленные в корешке, или сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая или графическая информация. Обычно буклеты изготавливают на бумаге из листа формата А4 или меньше (рекламные издания, которые печатаются форматом А4 и больше, называются проспектами) (см. рис. 1.2.4.45).

Рис. 1.2.4.45. Буклеты

  • Блокноты - это предмет полиграфии, которые предназначены для ведения заметок и записей. Блок листов скреплены сверху по горизонтальной стороне листа при помощи клеевого слоя, скрепок или металлической спирали. Часто встречаемые размеры блокнотов — А4, A5, A6, A7. Блокнот для записей имеет обложку, блок и подложку (задник) (см. рис. 1.2.4.46).

Рис. 1.2.4.46. Блокнот

  • Годовые отчеты - это серьезный корпоративный документ, специальное солидное издание, оформленное в соответствии с фирменным стилем компании. Представляет ежегодную отчетность о ее финансовом состоянии и включает в себя описание отчет о прибылях и убытках. (состоит из трех частей: описательной, аналитической и финансовой) (см. рис. 1.2.4.47).