Файл: Переходная Антиква. Ульям Кезлон, Джон Баскервиль, Пьер Симон Фурнье (ГЛАВА 1. ПЕРЕХОДНАЯ АНТИКВА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История возникновения шрифта
1.2. Антиква Ренессанса (XV—XVI вв.)
1.3. Антиква Барокко (XVII в.)
1.4. Антиква Неоклассицизма (XVIII в.)
1.5. Антиква Романтизма (XVIII —XIX вв.)
1.7. Антиква старого стиля. Венецианская антиква
1. 8. Итальянско-французская антиква (Гаральды)
1.11. Англо-шотландская антиква
1. 15. Пьер-Симон Фурнье (1712-1768)
1.19. Брусковые шрифты (египетская антиква)
ГЛАВА 2. ПОДБОР И АНАЛИЗ ШРИФТОВОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО
Введение
Во «Введении» необходимо обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, сформулировать ее цель. Обозначить:
Предмет исследования: Переходная антиква и гарнитуры, основанные на переходной антикве.
Объект исследования: примеры и особенности применения шрифтов Переходной антиквы в печатной продукции, в рекламных объявлениях. А также основателей этого шрифта: Уильям Кэзлон, Джон Баскервиль, Пьер Симон Фурнье.
Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы.
ГЛАВА 1. ПЕРЕХОДНАЯ АНТИКВА
1.1 История возникновения шрифта
История письменности начинается с древних времен. Прежде чем превратиться в алфавит, рисунок знаков прошел сложный и длительный путь. Четыре вида письма известны из истории мировой письменности:
- Пиктографическое (картинное, или рисуночное, например, наскальные рисунки. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Смотри рис.1);
- Идеографическое (письмо при помощи идеограмм, а не букв. Целое слово обозначалось одним письменным знаком. Предметы изображались либо символическими знаками, например, солнце, луна, или графическими изображениями: птица, зверь и т. д. Смотри рис.2);
- Слоговое (знаками обозначались слоги. Слоговым письмом писали древние египтяне. Клинопись и египетские иероглифы в странах Древнего Востока и Восточной Азии. Смотри рис.3);
- Буквенно-звуковое (Означали отдельные звуки, то есть фонемы. Знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь. Смотри рис.4).
1.1. Рис. 1. Пиктографическое письмо
Рис. 2. Идеографическое письмо
1.1.Рис. 3. Слоговое письмо
1.1.Рис. 4. Буквенно-звуковое письмо
Древнегреческий шрифт построен с помощью линий, образующих геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Есть предположения что от греческого алфавита (возможно, через этрусского) произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). Латинское письмо в дальнейшем стало международным (смотри рис.5)
1.1.Рис.5. Греческое капитальное письмо
5-4 в. до н.э. Засечки отсутствуют. Форма букв соответствует геометрическим фигурам. Буквы моноширинные.
У таких букв одинаковые пропорции, из-за этого отсутствует ритм, а соответственно и удобочитаемость. Сами буквы расположены достаточно хаотично и у букв неравномерные окончания штрихов. Тут пока еще нет понятие интерлиньяжа, а есть только равномерное заполнение формата. Некоторые штрихи слишком короткие, а другие - слишком длинные. Римляне с расцветом своей империи позаимствовали греческий алфавит и письменность. Для уравновешивания формы букв они придумали первые засечки (смотри рис.6 и 7).
1.1. Рис. 7. Переходная ранняя форма римского капитального шрифта. 3-1 в. до н.э.
Появляются первые засечки. Буквы начинают иметь разную ширину в зависимости от конструкции. Такие же засечки появляются в раннем греческом капитальном шрифте в 1веке до н.э. (смотри рис.8).
Рис. 8. Греческий капитальный шрифт
Первые засечки имели клиновидную форму и повторяли угол окончания штрих. Римляне спустя век совершенствуют греческий «геометрический гротеск» и превращают его в тот самый антиквенный римский капитальный монументальный шрифт (смотри рис 9).
1.1. Рис. 9. Римский капитальный монументальный шрифт
1 век до н.э. Появляются полноценные засечки. Пропорции букв уточняются. Появляется заметный контраст основных и соединительных штрихов. Все буквы вписывались в квадрат. Выполняли эти надписи на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным. Буквы вырезались в мраморе и, следовательно, их форма полностью соответствует логике письма плоским инструментом (I - V вв.).
Этот шрифт можно назвать идеальным. В нём выявлен контраст и оптические особенности восприятия букв. Буквы разделены на группы по пропорциям. Засечки заканчиваются не только красиво, но также под правильным углом и идеально держат строку.
Несмотря на свою идеальность, Римский капитальный монументальный шрифт сложный. Чтобы написать одну букву требовалось большое количество движений руки, много старания и мастерства. Так же для удобочитаемости прописных знаков капитального шрифта требовались большие межбуквенные расстояния, что делало его слишком дорогим, так как бумаги тогда не было и книги (кодексы) писались на дорогих папирусах и пергаменте. Поэтому этот шрифт так и остался в камне и в скором времени был забыт до ренессанса.
Нужен был более экономный шрифт, который был бы покомпактнее и быстрее воспроизводим. Появляется римское капитальное квадратное письмо, которое использовалось для написания книг в I-III веках (смотри рис.10).
1.1. Рис.10. Римское квадратное письмо. I-III вв.
Шрифт, с высоким контрастом (1:5). Прописные буквы вновь становятся моноширинными. Засечки минимальны либо отсутствуют вовсе. Да они практически и не требуются, потому что чёткие окончания жирных штрихов и без них хорошо выдерживают линию строки. Хороший вид письма и его влияние заметно в современных классицистических антиквах.
Итальянское письмо видоизменяется и адаптируется под нужды времени. Параллельно с квадратным шрифтом появляется более простая форма письма — рустика. (смотри рис.11). «Рустика» дословно переводится как «деревенский, крестьянский». Квадратное письмо и римский капитальный шрифт были официальными, а рустикой писали во всех сословиях, и бедняки, и знать.
Рис.11. Рустичное письмо I-III вв.
Рустика - быстрое и очень компактное письмо. Здесь обратный контраст, узкие знаки, массивные засечки. Появляется большое количество лигатур. В поздних формах рустики (V-VI в.) возникают выносные элементы и росчерки. Этим письмом было легче научиться писать. Буквы писались, не отрывая руки в 1-3 движения. Шрифт был экономнее и аккуратнее. На одном листе можно было уместить большое количество текста, благодаря обратному контрасту основные штрихи — тонкие, а соединительные — широкие и ширину знака можно варьировать и делать шрифт ещё компактнее. Рустика - красивый каллиграфичный шрифт, очень удобочитаемый и функциональный. Строка держалась превосходно благодаря массивным засечкам и писать можно было без интерлиньяжа.
К IV веку сформировался шрифт «Унциал» для переписки литературных текстов (смотри рис.12). Буквы обладали искривленной формой. Унциал просуществовал до IX века. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера, закругленность букв способствовала быстроте написания.
Рис.12. Унциал
В VII - IX вв. появляется шрифт полуунциал (смотри рис.13). Буквы - удлиненные сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму, который широко применяется в Западной Европе. «Минускул» в переводе с латинского — «маленький».
Глава 1.1. Рис. 13. Полуунциал
К VII в. первоначальный минускул изживает себя, так как римское письмо было неудобочитаемым, оно выполнялось без интервалов между словами, приходилось буквы текста скорее вычерчивать, чем писать. Минускул меняется и завершается в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. Каролингский минускул к концу XI века господствовал во многих странах Западной Европы. Широко применяли в епископских, монастырских, а затем и в городских канцеляриях — как для книг, так и для документов. Каролингский минускул был чётким, ясным и убористым шрифтом, кроме того, экономило дорогой писчий материал – пергамен (смотри рис.14).
В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт, который стал новой ступенью в развитии латинской письменности. Шрифт с острыми штрихами под названием готический (смотри рис.15). Шрифт существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и других странах.
1.1. Рис.14. Каролингский минускул
1.1. Рис. 15. Готический шрифт
В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы гуманистического письма, который отличается от готики. Его называют ренессанс-антиква, так как этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения (смотри рис.16,17). Известные художники и ученые эпохи Возрождения придавали значение графической обработке этого шрифта. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, изменяя форму и пропорции букв.
С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.
1.1. Рис. 16. Ренессансный маюскульный шрифт Феличио Феличиани
около 1463 г.
1.1. Рис. 17. Ренессансный маюскул конструкции
Дамиано да Мойл, около 1480 г.
1.1.Рис. 18. Алфавит букв, построенных на основе геометрических схем; из книги Луки Пачоли "Божественная пропорция", 1509 г.
В 1509 году были опубликованы первые правила по построению латинского шрифта Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи (смотри рис. 18). Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался однообразным малодинамичным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.
В 1529 году Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.
В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1: 10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и другие.
В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква.
В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.
1.2. Антиква Ренессанса (XV—XVI вв.)
Обладает штрихи переменной толщины. Гуманистические (наклонные) оси овалов, резкие, сформированные пером окончания штрихов. Большая апертура. Курсив равен по значению прямому шрифту и независим от него (рисунок 19).
1.2. Рис 19. Антиква Ренессанса (XV-XVI вв.)
1.3. Антиква Барокко (XVII в.)
Штрихи переменной толщины, оси овалов переменного наклона. Засечки и окончания штрихов хорошо оформлены. Апертура умеренная. Курсив дополняет прямое начертание и тесно связан с ним по форме. Часто встречаются вторичные вертикальные оси овальных элементов. Первичные оси, образованные штрихом широконечного пера наклонны (рисунок 20).