Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
5. Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
- налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
- земельный налог;
- налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
- налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
- НДС;
- акцизы;
- экспортные тарифы;
- налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
- налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
- целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- сборы за парковку автомобилей;
- налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах [2, c. 94].
Стоит отметить, что Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ.
Местными – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Глава 2 Общая характеристика налоговой системы и налоговой политики России
2.1 Основы налогового законодательства Российской Федерации.
Налоговая система России, ориентированная на начавшиеся в ней рыночные преобразования, была введена в хозяйственную практику с 1 января 1992 г. Федеральным законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2118. Указанным законом были определены принципы и условия организации налоговой системы РФ, ее структурные элементы, категория налогоплательщиков, льготы и т.д., то есть все то, что составляет основы налогообложения и конкретный механизм функционирования национальной налоговой системы. До 1 января 1999 г. этот закон играл ключевую роль в системе правового обеспечения налоговых отношений в РФ.
С 1 января 1999 правовое обеспечение налогового процесса в России обеспечивается Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК). В соответствии с положениями НК законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого НК и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах.
Изначально, с 1 января 1999 года легитимация Налогового Кодекса преследовала несколько принципиальных целей:
- наделить все налоги экономическим основанием;
- упразднить обременительные для налогообязанных налоги;
- не допускать ведомственное толкование статей Кодекса;
- обеспечить четкость, ясность, непротиворечивость положений Кодекса и их согласованность с другими государственными законами 3, c. 221].
В НК закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав налоговой системы РФ, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.
Законодательные начала налогообложения в России исходят из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано уплачивать установленные НК налоги и сборы. Последние не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, этнических, идеологических, конфессиональных иных различий между налогоплательщиками. Налоговые льготы не могут иметь индивидуальный характер. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Не допускается установление таких налогов и сборов, которые могут нарушить единое экономическое пространство Российской Федерации.
Налогоплательщикам и плательщикам сборов предоставляются одинаковые и широкие правомочия по выполнению налоговых обязательств в соответствии со статьей 21 НК РФ.
Обеспечение и защита прав налогоплательщиков устанавливаются статьей 22 НК РФ. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Наряду с широкими правами на налогоплательщиков и плательщиков сборов Кодекс налагает существенные обязанности, перечень которых приводится в статье 23 НК РФ.
В Налоговом Кодексе определены законодательные основы всех уровней налоговой системы Российской Федерации. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит, согласно НК РФ, из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации [4, c. 194].
Законодательную базу местного налогообложения составляют согласно НК РФ нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления.
Таким образом, с 1 января 1999г. налоговое законодательство РФ представлено исключительно НК РФ, налоговыми законами РФ, субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Следует отметить, что с самого начала своего функционирования налоговая система РФ имела законодательную базу, что является свидетельством последовательной реализации на практике такого основополагающего правового признака налогов, как законность.
Законность и четкие методические основы налоговой системы, реализуемые посредством законов прямого действия, а также положений инструкций по применению налоговых законов, способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают налогообложению долговременный характер действий.
Предметом правового регулирования налогового законодательства является совокупность норм, которые содержатся в НК и упорядочивают властные отношения по установлению, введению порядка взимания налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Экономико-функциональные принципы, на которые был сориентирован Закон «Об основах налоговой системы в РФ» [5. c. 226]:
- стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов;
- стремление к универсальному налогообложению (4 классических правила);
- включение исключительно налоговых форм перераспределения доходов;
- однократность взимания налогов;
- нейтральность, прозрачность и дискретность налогообложения (объект, ставки);
- равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогового права;
- стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми функциями;
- эластичность налоговой техники и предупредительность налогового производства;
- стремление к обеспечению относительного равновесия экономических интересов;
- недопущение репрессивного характера налоговых администраций.
Принципы построения налоговой системы Российской Федерации основаны на классической модели налогообложения, разработанной основоположниками классической экономической науки Ф. Канэ, А. Смитом, Н. Тургеневым.
Основные начала законодательства о налогах и сборах России - статья 3 Налогового кодекса:
- обязательность уплаты налогов и сборов;
- всеобщность и равенство налогообложения;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
- не допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки, льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
Принципы нормативно-правового регламента системы налоговых правоотношений, закрепления федеральных, субфедеральных и муниципальных полномочий в сфере налогообложения соответствуют статьям 71-75 Конституции Российской Федерации.
Сфера выработки и принятия решений по совершенствованию принципиальных основ налогообложения в России предусматривает приближение их к международным стандартам и классическому варианту.
Для современной России важное значение имеет разработка принципов управления не только налогообложением, но и бюджетным финансированием.
Построение экономически обоснованной системы межбюджетных отношений, прежде всего, предполагает расширение налоговых прав муниципальных органов власти и управления, исходя из принципа субсидиарности.
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
Таким образом, Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. На каждом уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.
2.2 Налоговая политика РФ на современном этапе
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации [10].
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов.