Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Введение
Состояние общественно-политических отношений в стране и сложившиеся традиции в системе налоговых правоотношений – это те внешние факторы, которые определяют принципы государственной налоговой политики. Трудности трансформационного состояния российской экономики и политики 90-х годов предопределили специфику принципов организации и функционирования налоговой системы России этого периода. Свидетельствами несостоятельности тезиса о скором переходе экономики России к рыночным принципам управления и хозяйствования явились деформация банковской системы в сторону спекулятивного финансового рынка и непродуктивное акционирование, приведшее к крайней поляризации доходов граждан.
Ни общество, ни власть к таким переменам готовы не были. Разрушение политических и экономических основ государства, с одной стороны, и эйфория победы над тоталитаризмом, с другой стороны, породили еще более специфические формы государственного управления, нежели ранее существовавшие.
Становление рыночных основ хозяйствования и управления требует адекватных институциональных преобразований, включая реформирование принципиальных основ управления налоговой системой России. Суть новой доктрины налогообложения в России заключается в переходе к экономической концепции и новым принципам структурирования налогового потенциала соразмерно субфедеральным экономическим потенциалам.
Основу жизнедеятельности современного общества составляют товарообменные операции, регулируемые законами рынка. Параметры государственного регулирования экономики определяются в условиях рынка исключительно соображениями экономической целесообразности. Долгое принижение роли налогов в СССР породило множество деформаций принципиального характера. Российской системе госдоходов присущи особые тенденции становления и развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически развитых странах.
Цель данной работы:
- раскрыть сущность понятия, классификацию налогов и их функцию;
- охарактеризовать основы налоговой системы и налоговой политики РФ;
- показать проблемы совершенствования и пути повышения эффективности деятельности налоговых органов России.
Глава 1 Налоги как экономическая категория
1.1 Сущность понятия и функции налогов
Налоги – одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское, и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства» [1, c. 13].
Исторически налоги появились в связи и по причине возникновения государства.Еще при разложении первобытно - общинного строя и появлении первых государственных образований возникла необходимость концентрации в руках властной верхушки части общественного богатства (в дополнение к ее собственным доходам) для экономического утверждения этой власти, содержания двора и чиновников, для поддержания в повиновении своих подданных, вассалов и других народов, охраны территорий и расширения их границ.
Эта часть национального богатства, собственного и соседних народов, поступала в государственную казну первоначально в виде натуральных податей, сборов и даней, а с развитием товарного обмена и в форме денежных платежей (золотом, серебром).
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, c.45].
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.
Обязательные элементы налога:
- объект (доход, имущество, товар);
- налоговая база;
- величина налоговой ставки (квота);
- налоговый период (месяц, квартал, год);
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты налога [1, c. 88].
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.
Кроме того, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функция налога - это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
- регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы) [1. c. 118].
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
1.2 Классификация налогов
Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям [2, c. 57].
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
1.Виды налогов по объекту:
- прямые;
- косвенные.
Исторически прямые налоги являются наиболее ранней формой налогообложения. Первыми возникли такие формы прямых налогов, как поземельный, подушный, подомовый, позднее - налог на ценные бумаги. До начала ХХ в. прямые налоги имели небольшой удельный вес в доходах государственных бюджетов, которые в большинстве стран базировались на обложении косвенными налогами товаров массового потребления. С 30-х годов ХХ в. прямые налоги в большинстве развитых капиталистических стран стали играть определяющую роль.
В России к прямым налогам могут быть отнесены все виды подоходных налогов (налог на доход или прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц), отчисления во внебюджетные фонды социального характера, имущественные налоги (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог на наследования и дарения), ряд других налогов.
Косвенные налоги исторически возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появились привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товара при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств получили распространение внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия (монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления, устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет; государство получает предпринимательский доход и высокие налоги).
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция - это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров [2, c.65]
2. Виды налогов по субъекту:
- центральные;
- местные.
3. Виды налогов по принципу целевого использования:
- маркированные;
- немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд.
Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
4. Виды налогов по характеру налогообложения:
- пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
- прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
- регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%.