Файл: Налоги как цена услуг государства (Глава 1. Понятие налогов и организация системы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Тьера и Дж. Р. Мак-Куллоха полагали, что налог по своей сути - это страховой платёж граждан государству.

По мнению Н.И. Тургенева - основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие российские экономисты рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.

Таким образом, несмотря на наличие в XVII - начале XIX вв. различных теоретических представлений о сущности и необходимости налогов, основной смысл практически всех их сводился к тому, что налоги платятся государству добровольно, на принципах эквивалентности как плата за оказываемые населению услуги.

Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством окончательно сформировалось только в XIX в. При этом теория налогообложения в этот период рассматривала налоги не только как источник пополнения государственной казны, но и анализировала их роль и место в экономике. Другое дело, что представители различных теоретических школ по-своему оценивали степень воздействия налогов на экономические процессы в обществе. Одни теоретики (представители так называемой маржиналистской школы) рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. Они выступали за установление принципа прогрессивности в налогообложении, считая, что с ростом доходов должна расти и ставка налогообложения, и обосновывали необходимость установления необлагаемого налогами минимального уровня доходов. В конце XIX - начале XX вв. появились экономические теории, обосновывающие необходимость использования налогов для стимулирования экономической деятельности. А. Маршалл считал, что налоги являются регуляторами экономических процессов, а Дж. Кейнс определял их как встроенные стабилизаторы рыночной экономики. В своих работах Кейнс подчёркивал особую роль налогов в регулировании пропорций общественного воспроизводства. Последователи Кейнса развили его учение в направлении, получившем название «неокейнсианское». Они полагали, что налоги призваны обеспечивать устойчивый рост экономики, способствовать устранению диспропорций в ней. Противники этого учения выступали против использования налогов в качестве инструмента управления экономикой. Автор теории монетаризма Д. Фридмен рассматривал налоги только как регулятор денежного обращения, считая, что экономика может развиваться и регулироваться самостоятельно без активного вмешательства государства, государство должно снижать налоги и сокращать свои расходы. Снижение налоговой нагрузки с соответствующим увеличением средств у предпринимателей будет способствовать, по его мнению, повышению деловой активности, росту инвестиций и укреплению экономики. Наиболее полное представление об эволюции теории налогов и налогообложения даёт рис. 2.


Таким образом, на протяжении столетий многие видные учёные-экономисты, авторы теорий налогообложения, ставили на одно из первых мест определение понятия «налог».

Рис.2 Эволюция теории налогов и налогообложения

Глава 2. Налоги, как цена услуг государства

2.1. Роль налогов в формировании доходов государства

Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по-разному строят свою финансовую систему.

Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.

Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых доходов 25-30 тысяч долларов и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании-17 тысяч долларов на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии – около 15 тысяч долларов на душу населения (доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии-14 тысяч долларов на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тысячи долларов на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%, 45%. 46.5%, 47%).

В странах, занимающих последние места по уравнению среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее - лишь 2,5 тысячи долларов приходится на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Турции - приблизительно 600 долларов на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Мексике - менее 500 долларов (доля налогов в ВВП-16%).


Таким образом, осуществляемая Правительством ПМР налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Однако такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке (и лишь в условиях развитого рынка). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товара. В результате цена производителя (включающая в себя его издержки, налоги и минимальную прибыль, оставшуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на банкротства. В результате мы имеем падение производства, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Происходит совершенно неоправданный перелив капитала в сферу посредничества и торговли. Кроме того, как показывает практика, следствием увеличения ставок и массы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.

В то же время государство стремится максимально пополнить казну, оно всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремиться получить от налогоплательщика все, что положено по закону. Со своей стороны налогоплательщик пытается защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Так опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же, как показывают расчеты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то это далеко превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимизации своих платежей: кто в пределах правил, используя имеющиеся в законах возможности, кто, скрывая свою деятельность или часть своих доходов и имущества.

2.2.Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами


Если говорить конкретно о снижении тяжести налогообложения на отечественного товаропроизводителя, то необходимо поставить вопрос о ставках и льготах налога на прибыль. Ведущим фактором развития рыночной экономики является прибыль, получаемая предпринимателем. И от того, какая величина останется в его распоряжении, можно судить либо о сохранении стимулов для развития производства, либо об их отсутствии.

Ставка налога на прибыль и определяет, в какой мере данный налог сочетает в себе стимулирующую и фискальную функции. В промышленно развитых странах ставка налога на прибыль ориентирована, прежде всего, на развитие производства. А вот в менее развитых странах – отсутствуют стимулы для активизации предпринимательских усилий. Хотя решение проблемы экономического роста является главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. Поэтому, какой бы чрезвычайный характер не носила, сегодня проблема поиска источников доходов для бюджетов всех уровней, но ставку налога на прибыль стоит уменьшать. В конечном итоге восстановленное и работающее производство своими объемами продаж и прибыли компенсирует снижение ставок. «От снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством».

Помимо этого, существует целый ряд действующих экономических условий, под влиянием которых налог на прибыль будет снижаться. Так, отрицательно влияют на размер налога низкая рентабельность производства на большинстве предприятий, проблемы сбыта продукции, спроса и услуги с высоким уровнем затрат, цен и тарифов на энергоносители. Вторая группа факторов – это бартерные операции (запрещенные на внутреннем рынке с 1.04. 00 г.) и неучтенный оборот наличных денег, что позволяет укрывать от налогообложения большие суммы. Серьезный изъян механизма действия налога на прибыль связан с его слабой адаптированностью к инфляционным процессам: он построен таким образом, что дополнительные потери в основном несет не бюджет, а налогоплательщики. Не стоит сбрасывать со счетов и неплатежеспособность многих предприятий.

Так, принципиально изменяется подход к определению налогооблагаемой базы: отменяется в принципе понятие себестоимость при определении налогового обязательства. Прибыль предприятий определяется как разница между доходами и расходами, связанными с извлечением этой прибыли. При этом снимаются очень многие ограничения, предприятию разрешается выводить из-под налогообложения все обоснованные и документально подтвержденные расходы, перечень которых должен быть подробно расписан в действующем законодательстве.


Предлагается новая амортизационная политика. И это как раз тот инвестиционный стимул, который должен проявить себя в полной мере.

Так, с ее помощью государство будет поддерживать обновление основных фондов. Предполагается коренным образом изменить механизм амортизации, перейти от индивидуальных сроков амортизации к групповым. При этом нормы амортизации увеличиваются по сравнению с действующими, а амортизация автоматически становится нелинейной, т.е. в первые месяцы, первые годы можно будет списать значительно большую часть стоимости на затраты и уменьшить налогооблагаемую прибыль (впрочем и прибыль тоже). Предполагается дифференцированный подход в зависимости от того, новое оборудование или старое. Старое оборудование будет иметь меньшие нормы амортизации.

Предполагается значительно более либеральный порядок переноса убытков на будущее.

Предусматривается также уплата налогов исходя из фактических результатов, отменяются правила расчета некоторых авансовых платежей.

Для малого бизнеса, где число работников небольшое и обороты тоже не очень большие, предлагается сохранить усовершенственную систему уплаты налога по патентам.

2.3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

При разработке экономической политики государству необходимо учитывать следующие случаи:

а) Уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.