Файл: Налоги как цена услуг государства (Глава 1. Понятие налогов и организация системы налогообложения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие налогов и организация системы налогообложения
1.1. Понятие и функции налогов
1.3. Возникновение налога и эволюция налогообложения
Глава 2. Налоги, как цена услуг государства
2.1. Роль налогов в формировании доходов государства
2.2.Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
2.3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
- прямые
- косвенные
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
- общие
- специальные
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить: транспортный налог; налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают: твердыми; процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
- относимые на издержки обращения и затраты производства;
- относимые на финансовые результаты;
- уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
- закреплённые;
- регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения |
Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами |
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами |
|
Смешанные налоги |
|
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
1.3. Возникновение налога и эволюция налогообложения
Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение и развитие неразрывно связано с возникновением и становлением государственности. Первые элементы государственного устройства начали возникать в период перехода человечества от кочевой к оседлой жизни и связанного с этим процесса разделения труда, что, в свою очередь, явилось основой для возникновения института частной собственности. В результате функции государства были значительно расширены. Появилась необходимость в защите прав собственности одних членов общества от посягательства других. С этой целью были образованы специальные государственные органы. Так как они не участвовали в материальном производстве, общество вынуждено было изыскивать денежные средства для их содержания. На разных этапах развития государства существовали различные источники формирования указанных средств, которые зависели от уровня развития общества, происходящих в нём процессов и т.д. В древнейшие времена финансирование государственных структур осуществлялось в основном в результате военных действий: награбленное имущество, эксплуатация рабов и т. д. Зачастую эти источники принимали организованные формы в виде установленной победителем дани, уплачиваемой побеждённым народом правителю на постоянной основе и в определенные сроки. Дань, таким образом, можно в определённой мере назвать прообразом налогообложения. Основы налогообложения формировались также в виде жертвоприношений храмам, которые выполняли определённые функции в организации общественной жизни. Естественно, в современном понимании данной экономической категории их нельзя назвать налогами, но поскольку они носили систематический характер, то фактически превращались в определённую «выплату», «взнос». По мере развития государственности наряду с платежами в пользу духовенства формировалась система регулярных платежей в пользу правящей верхушки. История Древнего мира содержит упоминание о существовании, например, в Древней Греции в VII - VI вв. до н. э. налогов, устанавливаемых пропорционально доходу их субъектов. Вместе с тем уплата указанных платежей возлагалась на жителей побеждённых территорий и иноземцев, а также других «не граждан». В Римской империи, например, жители провинций, являясь подданными империи, но не гражданами, должны были платить налоги. Свободные граждане налогов не платили, поскольку наличие подобной обязанности считалось проявлением зависимости. Однако не возбранялось и даже поощрялось добровольное внесение свободными гражданами денежных средств на нужды государства.
Таким образом, можно выделить следующие две основные предпосылки возникновения налогообложения. Во-первых, это расслоение общества на имущих (собственников) и неимущих в результате процесса разделения труда. Во-вторых, объединение собственников и создание первых государственных образований в целях защиты их интересов, в том числе для усиления власти над неимущими слоями населения.
Становление и развитие государственности и, соответственно, системы налогообложения происходило в разных частях планеты по-разному. Отличался также и характер важнейших источников существования органов государственной власти. В европейской части планеты, где широкое распространение получили рабовладение и частная собственность на землю, основные доходы приносили взимание налогов и в большей мере эксплуатация рабского труда. На Востоке становление государственности осуществлялось путём узурпирования власти верховным правителем. Рабовладение в этой части планеты не получило широкого развития, поэтому основным доходом были поступления, носящие налоговый характер.
В зависимости от уровня развития товарно-денежных отношений, вида политического устройства государства и степени правовой урегулированности общественных процессов применялись различные формы уплаты налогов. Взимание налоговых платежей в денежном эквиваленте наиболее часто применялось в период со II в. до н. э. по III в. н. э. в тех государствах, в которых широкое распространение получило денежное обращение. В других странах платежи осуществлялись в основном в натуральной форме. Так, в Древнем Египте одна часть собранного урожая поступала храмам, другая - в государственную казну. В Древней Индии во II в. до н. э. в обязанность крестьян вменялось поставлять воду из колодцев и прудов для орошения полей верховного правителя. Нередко исполнение налоговых обязательств осуществлялось в форме различного рода трудовых и иных повинностей. В VIII в. до н. э. население Ассирийской империи платило не только подоходно-поземельный и храмовый налоги, но и выполняло строительные, ирригационные и другие повинности.
Таким образом, можно сделать вывод, что первые признаки налогообложения появились ещё в Древние века. Вместе с тем налоги не играли существенной роли в источниках покрытия общественных расходов. И вызвано это было определёнными причинами: общественные расходы были невелики; использовались иные, неналоговые источники доходов.
С распадом рабовладельческого строя и развитием феодализма налоги стали играть более заметную роль в источниках финансирования государственной казны. В эпоху раннего феодализма товарно-денежные отношения не получили широкого развития в связи с господством в феодальной экономике натурального хозяйства, потому и налоговые платежи носили натуральный характер и выплачивались, главным образом, крестьянами в виде части собранного урожая государству, феодалу и церкви. Рост разделения труда, расширение торговли, развитие товарно-денежных отношений способствовали переходу к товарному, капиталистическому производству. В результате из всей массы товаров выделился один, ставший всеобщим эквивалентом, - золото. Это привело к замене натуральной формы отношений денежной. Вследствие этого и налоги стали уплачиваться в денежном выражении.
Развитие общественных отношений привело к существенному расширению функций государства, что потребовало увеличения денежных средств в его распоряжение. Это заставило государство изыскивать пути дополнительного привлечения финансовых ресурсов. В конце XVII - начале XVIII вв. налоги становятся основным источником государственных доходов. При этом существенно увеличился и круг плательщиков налогов: ими становятся и наёмные рабочие и капиталисты.
В большинстве стран вплоть до XVII в. налоги не представляли собой единой, целостной системы, так как существовала так называемая система откупов. Налоги собирались откупщиками, которые не полностью передавали их в казну, а частично, нередко менее половины. Необходима была стройная, рациональная и обоснованная система налогообложения.
В конце XVII - начале XVIII вв. в Европе начался процесс демократизации общества. Решения по многим общегосударственным вопросам стали приниматься выборными органами власти. Теперь нужно было не просто объяснять, но и доказывать установление соответствующих налогов и их существование. Именно в этих исторических условиях начался активный процесс теоретического осмысления природы налогов, который материализовался в первые теории налогообложения. Основоположниками данных теорий явились А. Смит и Д. Рикардо, которые практически одинаково обосновали необходимость налогообложения как добровольного подаяния во благо развития нации. В основе их теории лежит определение налогов как цены за оказанные государством услуги населению. Эта идея стала исходным положением для появления и развития других теорий налогообложения.
В XVII - XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству - за обеспечение их личной и имущественной безопасности. В частности, в такой интерпретации определял смысл и назначение налога Монтескье. Мирабо в основу своей теории положил определение налога как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка. Суть теории общественного договора, по мнению Вольтера, состоит в том, что уплата части имущества в виде налога обеспечивает сохранение гражданину остального имущества.
Позднее (XVIII - XIX вв.) на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. В начале XIX в. экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе.