Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1 История создания МВФ. Основные цели МВФ
1.2 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе
1.3 Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда
1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Сущность деятельности МВФ ХХ века
2.2 Влияние кризиса на деятельность МВФ в ХХI веке
Мировая экономика вступает в период значительного спада в условиях самого опасного финансового шока на развитых финансовых рынках с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой рост существенно замедлится в 2008 году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишь в 2009 году. Инфляция достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью и сопряжена с существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задача состоит в том, чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем.
Крайне архаичной остается и система назначения руководителей и Всемирного банка, и Международного валютного фонда. Тогда, в далеком 1944 году, было решено, что главой ВБ будет назначаться кто-то из американцев, а главой МВФ - европеец, на этот пост претендовать изначально не могут. Вот и на этот раз попытки России протолкнуть на пост директора-распорядителя МВФ «не согласованную» с Евросоюзом фигуру ни к чему не привели. На этот пост был назначен бывший министр финансов Франции, социалист Доминик Стросс-Канн. Естественно, Стросс-Канна тут же исключили из социалистической партии Франции как ренегата, а вот когда Николя Саркози стал президентом страны, тот тут же решил отблагодарить Стросс-Канна за оказанную ему поддержку
и фактический развал коалиции социалистов изнутри накануне второго тура президентских выборов и выдвинуть его на пост нового главы МВФ. Именно из-за совокупности подобных факторов Россия тогда и решила выдвинуть на пост главы МВФ другого, но тоже европейского кандидата, мотивируя это желанием создать хотя бы видимость конкурентной борьбы за данный пост. В августе российский министр финансов выдвинул на этот пост бывшего главу Центробанка Чехии Иозефа Тошовского. Однако тут же последовала резкая реакция со стороны, прежде всего Чехии: дескать, мы такого человека не знаем, и будем поддерживать того, кого нам укажут в Евросоюзе. В итоге российская кандидатура вообще не рассматривалась на заседании Совета директоров, и француз без всякой альтернативы стал новым директором - распорядителем Международного валютного фонда.
Разумеется, французский директор-распорядитель Фонда неплохо был информирован об усилиях России не допустить его назначения на пост главы МВФ, а посему, как только его официальное утверждение состоялось в конце сентября, он тут же решил разобраться с теми, кто ему мешал. На самом же деле ситуация складывается следующая. В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от того, что по этому поводу будут думать не только Россия, но и все другие страны, вместе взятые. В этом плане что 1,7%, что 2,7% голосов, для России не имеет никакого значения. Критикуют МВФ и многие другие страны, особенно те, кто играет ведущие роли в современной мировой экономике, но в силу устаревшей архаичной системы квот и распределений времен окончания Второй мировой войны фактически не имеет шансов влиять на принятие решений международными финансовыми институтами.
Кризис Международного валютного фонда наступил не вчера и даже не позавчера. Эту организацию критикуют уже давно, и надо сказать - по делу. Напомню, что в отличие от Всемирного банка, который ведет самые разные проекты в социальной и финансовой сферах, МВФ призван фактически выступать в роли «мирового денежного спасателя» в случае финансового краха в той или иной точке мира. Это означает, что МВФ в случае того же дефолта по типу российского в 1998 году или мексиканского в 1995, выделяют в спасательном порядке миллиарды долларов помощи прежде всего бюджетам этих стран, а затем за «операцию спасения» страна уже многие годы должна будет расплачиваться с кредиторами.
Однако в последние годы ситуация с подобными финансовыми «прокладками» от МВФ стала кардинально меняться. Практически никто сегодня не берет у МВФ связанные финансовые кредиты для стабилизации собственной властной системы. И даже те, кто раньше получал кредиты от МВФ, стараются как можно скорее избавиться от этого финансового ярма. Та же Россия, к очень большому неудовольствию руководства МВФ, досрочно погасила свои долги перед этой организацией, а недавно то же самое - и опять-таки намного раньше планируемых сроков - сделала Аргентина.
Система, созданная в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда в мире правили совсем другие порядки и законы, давно уже в сфере международных финансов не работает. Но это уже не задача, а беда господина Стросс-Канна. Ведь его миссия по спасению МВФ может привести к тому, что контору эту в ближайшем будущем просто расформируют, вне зависимости от того, у кого в ее Совете директоров Фонда будет больше голосов - у России или у Свазиленда.
международный валютный финансирование кредитование
2.3 Проблемы МВФ
Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает перспективы роста мировой экономика как посредственные. Не исключено, что на практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для экономического роста, согласно версии МВФ: начатая консолидация государственных бюджетов и улучшение соотношения между собственным и заемным капиталом коммерческих банков (англ. - deleveraging). Первое не позволит правительствам понижать налоги и, таким образом, стимулировать рост. Второе ограничит объем кредитов, выдаваемых частному сектору. Чтобы смягчить действие названных факторов, МВФ настойчиво рекомендует ЕЦБ продолжить вливание ликвидности в банковский сектор. Без повышения темпов роста, по словам Бланшара, не будет сокращения безработицы, особенно молодежной. К началу 70-х годов неизбежность развала Бреттон-Вудской валютной системы вследствие развития ее внутренних противоречий стала очевидной. Постоянные валютные лихорадки, хаотичное движение огромных масс краткосрочного капитала из страны а страну, усиление инфляционных тенденций в большинстве капиталистических стран вели к углубляющейся дестабилизации платежных балансов. Отказ западноевропейских государств от своих обязательств по поддержке курса доллара и прекращение размена американской валюты на золото в официальном порядке в 1971 году означали, что основополагающие принципы системы золотодолларового стандарта рухнули. Начавшееся плавание валют привело де-факто к кардинальному изменению механизмов движения международной ликвидности и выравнивания платежных балансов.
В этих условиях неопределенным остался вопрос о статусе МВФ. Многие монетаристски настроенные критики считали, что в мире плавающих валютных курсов Фонд, первоначально созданный для обеспечения валютной стабильности, оказывается функционально излишним. Более того, оказалось, что МВФ не смог осуществить полностью ни одной из поставленных перед ним целей, зафиксированных в его Уставе. Однако только реформа валютной системы могла окончательно определить судьбу МВФ. Подготовка проекта реформы велась сначала в рамках созданного при МВФ Комитета 20″, в состав которого вошли представители как развитых капиталистических, так и развивающихся стран (правда, при решающей роли первых). С самого начала своей деятельности Комитет столкнулся с серьезными трудностями из-за разногласий между представленными в нем странами-членами МВФ и к 1974 году прекратил функционировать, так и не разработав проекта мировой валютной реформы. Эта работа была продолжена в рамках специально созданных двух новых органов МВФ - Временного комитета, изучающего проблемы перестройки международной валютной системы, и Комитета развития, занимающегося вопросами финансирования развивающихся стран. В январе 1976 года сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, которые всего лишь де-юре зафиксировали изменения, происшедшие в валютно-финансовой системе капитализма. Новые поправки в Уставе вступили в силу с 1 апреля 1976 года и состояли в следующем:
-отменяется официальная цена золота;
-предполагается превратить СДР в главный резервный актив;
-официально закрепляется система плавающих курсов;
-повышаются требования к координации внутренней и внешней экономической политики стран-членов МВФ.
Половинчатая и противоречивая реформа валютной системы капитализма предопределила и дальнейшую эволюцию МВФ, его место и роль в международных экономических отношениях.
Во-вторых, координирующие функции МВФ в отношениях с развивающимися странами усилились. Об этом свидетельствуют такие явления как ужесточение условий, которыми оговариваются кредиты Фонда, высокая цена внутренней экономической перестройки в развивающихся странах.
В-третьих, ресурсы Фонда оказываются неадекватными тем проблемам, которые он пытается решить. Растет разрыв между размерами дефицитов платежных балансов развивающихся стран и их квотами в МВФ. Доля ликвидных ресурсов МВФ в международных резервах падает. Таким образом, вклад МВФ а дело урегулирования платежных балансов и совершенствования структуры международной ликвидности уменьшается.
В-четвертых, резко расширились функции МВФ как финансового посредника. Кредитование стало практически основной сферой его деятельности, причем размеры предоставленных ресурсов больше не зависят только от взносов стран-участниц, так как Фонд активизировал свои заемные операции.
Основными кредиторами Фонда являются развитые капиталистические страны, а основными получателями мобилизованных средств - развивающиеся страны.
Несмотря на все происшедшие изменения, основные организационные принципы МВФ остались неизменными. А они являются одним из важных пунктов, а котором расходятся позиции различных групп стран в вопросах дальнейшей перестройки международной валютно-финансовой системы. До сих пор продолжаются дискуссии о целесообразности получения займов МВФ. Ведь рецептура, предлагаемая Фондом, весьма стандартизирована и зачастую не учитывает особенностей развития той или иной страны. По мнению ряда экспертов, требования МВФ по ужесточению бюджетной и денежной политики часто только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции.
2.4 МВФ и Россия
Для объяснения обусловленности и необходимости вступления Российской Федерации в МВФ в 1992 году необходимо рассмотреть экономическую ситуацию, сложившуюся в СССР до 1991 года., определить круг основных экономических и политических проблем, с которыми столкнулось руководство Российской Федерации в период с 1991 по 1992 год. Именно события конца 80-х начала 90-х годов обусловили необходимость вступления Российской Федерации в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство страны пыталось решить сведениям шагом.
В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.
Следует отметить, что предоставляемая МВФ финансовая помощь, по сути, относится к разряду суверенных заимствований (правительственных кредитов).
Оценка роли Международного валютного фонда в экономике современного мира, как показывают последние публикации в отечественной и зарубежной печати, является весьма актуальной и злободневной. Международный кредитно-финансовый кризис 1997-1999 гг., не обошедший стороной и Российскую Федерацию, показал определенную противоречивость и неоднозначность рецептов, предлагаемых международными финансовыми организациями вообще, и Международным валютным фондом в частности, для решения насущных экономических проблем в странах, претендовавших, да и претендующих на получение займов со стороны МВФ.
Так чем был вызван азиатский кризис, переросший затем в международный? Может быть, внутригосударственной коррупцией, чрезмерным срастанием власти и бизнеса, всегда в долгосрочном периоде порождающими мало конкурентную и слабоустойчивую экономику, или наоборот, слепым следованием рецептам Международного валютного фонда, обострившимися противоречиями внутри Ямайской валютной системы, у истоков создания которой стояли эксперты Фонда, или простой служебной халатностью, невниманием специалистов Фонда по отношению к своим азиатским клиентам? На все эти вопросы мировая экономическая общественность пока не готова дать ясный и четкий ответ.
Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР.
В настоящее время МВФ является официальным кредитором РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или народный банк .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный валютный фонд (МВФ) - International Monetary Fund (IMF) - международная организация, участники которой обязаны в соответствии со статьями соглашения (Articles Agreement), принятого в 1944 г., соблюдать правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платёжного баланса. Финансовый год фонда длится с 1 мая по 1 апреля. Соглашение о создании МВФ было принято в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции 45 государств в Бреттон-Вудсе и вступило в силу с 27 декабря 1945 г. С тех пор МВФ играет ведущую роль.
Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
1) на основе Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение «переходного периода», продолжительность которого не определена;
2) официальное заявление Фонда о «дефицитности» определенной валюты дает право стране после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
Глобальный экономический кризис еще не достиг своей низшей точки. Крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста. Для многих важных в экономическом отношении стран нельзя исключить опасность попадания в дефляционную ловушку. Первая задача на сегодня - «тушение пожара», однако не менее срочная задача - признать коренные причины кризиса и начать глубокую реформу глобальной системы экономического руководства.