Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1 История создания МВФ. Основные цели МВФ
1.2 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе
1.3 Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда
1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Сущность деятельности МВФ ХХ века
1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования
1.Договоренность о кредите «стэнд-бай» (введена в 1952 году)
Предназначена для урегулирования проблем платежного баланса, которые носят кратковременный характер; срок обычно составляет 12- 18 месяцев, причем юридически установленный максимум составляет три года.
Обычные лимиты доступа.
Годовой - 100 процентов квоты; кумулятивный - 300 процентов квоты при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.
- Механизм расширенного кредитования (1974 год)
Обеспечивает более долговременную помощь в поддержку структурных реформ, направленных на урегулирование проблем платежного баланса, носящих более долговременный характер.
Обычные лимиты доступа. Годовой - 100 процентов квоты; кумулятивный - 300 процентов квоты, при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 4½-7 лет/4½-10 лет.
Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов - с сумм, превышающих 300 процентов квоты. Условия. Государство-член принимает трехлетнюю программу, которая включает программу структурных преобразований, и ежегодно представляет подробное заявление о политике на предстоящие 12 месяцев. Этапы и текущий контроль. Квартальные или полугодовые покупки зависят от выполнения критериев реализации и других условий. Специальные механизмы
- Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)
Обеспечивает кратковременную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи с внезапной и оказывающей разрушительное воздействие утратой доверия рынка. Доступен только как дополнение к обычной договоренности.
Лимиты доступа. Не установлены; данный механизм может использоваться только в том случае, если доступ к ресурсам в рамках соответствующей обычной договоренности приведет к превышению годового или кумулятивного лимита. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/ (обязательное погашение). 2½-2 года/2½-3 года.
Сборы. Базовая ставка сборов + 300 базисных пунктов, с повышением до 500 базисных пунктов через 2½ года. Условия. Программа в рамках соответствующей договоренности, при условии проведения более жестких мер политики, направленных на восстановление доверия рынка. Этапы и текущий контроль. Механизм может использоваться в течение одного года; начальный доступ предусматривает две или более покупки; последующие покупки зависят от предъявляемых условий
- Механизм компенсационного финансирования (1963 год).
Покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений от оказания услуг или чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, которые имеют временный характер и вызваны событиями, не зависящими от государства-члена.
Лимиты доступа. Максимум 45 процентов квоты для каждого из элементов (дефицит экспортных поступлений и чрезмерные расходы на импорт зерновых), а комбинированный лимит составляет 55 процентов квоты. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼-4 года/3¼-5 лет.
Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Предоставляется только при наличии у государства-члена договоренности «стэнд-бай» или в том случае, если состояние платежного баланса, не считая дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является удовлетворительным. Этапы и текущий контроль. Как правило, предоставление средств распределяется как минимум на шесть месяцев и производится в соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.
- Экстренная помощь. Стихийные бедствия (1962 год).
Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи со стихийными бедствиями.
- Постконфликтные ситуации (1995 год).
Обеспечивает оперативную средне срочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта.
Лимиты доступа. 25 процентов квоты, однако в исключительных случаях могут быть дополнительно предоставлены более крупные суммы.
Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют 3¼-5 лет.
Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются; при наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким доходом. Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и действия, направленные на укрепление институционального и административного потенциала, с тем чтобы подготовить основу для заключения договоренности в рамках верхних кредитных траншей или договоренности в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. При экстренной постконфликтной помощи поддержка со стороны МВФ будет осуществляться в рамках объединенных международных усилий по преодолению последствий конфликта. Этапы и текущий контроль. Как правило, отсутствуют.
- Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год).
Обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса; его цель - устойчивый экономический рост, способствующий сокращению бедности.
Лимиты доступа. 140 процентов квоты; в исключительных случаях максимум составляет 185 процентов. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5½-10 лет.
Сборы. Льготная процентная ставка - ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Основываются на Документе по стратегии сокращения бедности (ПРСП), подготовленном страной в процессе участия и объединяющем макроэкономическую, структурную политику и политику сокращения бедности.
Этапы и текущий контроль. Полугодовое (иногда квартальное) выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.
- Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005 год).
Утвержден, но еще не полностью обеспечен финансированием. Обеспечит поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом, переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые товары, стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране). Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы, поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного до двух лет.
Лимиты доступа. 25 процентов квоты; совокупный лимит доступа 50 процентов квоты. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение): ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5½-10 лет.
Сборы. Процентная ставка - ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Должна быть принята программа сокращения бедности и разработана комплексная экономическая программа.
Этапы и текущий контроль. Полугодовое или квартальное выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
3 декабря на сайте МВФ появился доклад "Либерализация и управление потоками капиталов: институциональный подход", датированный 14 ноября 2012 г. Доклад представляет собой итог дискуссии, развернутой в МВФ в 2011 году и обобщает аналитические материалы, ранее опубликованные фондом. В преамбуле указывается, что, если в 80-е годы отношение финансовых потоков к мировому ВВП составляло 5%, то в 2007 г. оно выросло до 20%.
Чтение доклада создает ощущение зазеркалья. МВФ, который в 90-е годы бескомпромиссно требовал от развивающихся стран либерализации валютных режимов и снятия ограничений на пути движения капиталов, теперь пропагандирует умеренность. Вот несколько основополагающих принципов доклада (в авторском переводе и с сокращениями):
-Движение капиталов порождает не только выгоды, но и риски, в том числе для стран, давно имеющих открытую экономику.
-Либерализация движения капиталов более выгодна странам, имеющим достаточный уровень развития финансовой системы и институтов.
-Чтобы выгоды либерализации перевешивали издержки, она должна быть плановой, своевременной и последовательной.
-Страны, всегда ограничивавшие движение капиталов, скорее всего, выиграют от их упорядоченной либерализации. Однако нельзя считать, что полная либерализация целесообразна всегда и для всех стран.
-Резкий приток и отток капиталов может затруднять проведение макроэкономической политики. Ответные меры должны приниматься как странами-реципиентами, так и странами происхождения финансовых потоков.
-Главными инструментами снижения рисков, вызванных движением капиталов, являются макроэкономическая политика, финансовый надзор и регулирование.
-Правительства всех стран (в том числе с исходящими потоками капиталов) должны считаться с последствиями своих действий для глобальной экономической и финансовой стабильности.
Непонятно, каким образом МВФ планирует претворять в жизнь принцип ответственности стран-экспортеров и стран-импортеров капитала. Даже внутри ЕС подобный вопрос был поставлен на повестку дня только в результате текущего кризиса. Конкретные механизмы мягкого или жесткого принуждения пока не имеют даже самых общих контуров. Поучительна в этом плане история Маастрихтских критериев. Для исполнения бюджетной дисциплины потребовалось принятие Пакта стабильности и роста, но и он не гарантировал от накопления значительных дефицитов. И это притом, что ЕС - гораздо более сплоченное сообщество, чем группа стран-членов МВФ.
2.1 Сущность деятельности МВФ ХХ века
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:
) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.
. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.
. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.
. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.