Файл: Проблема личности в социальной психологии (Личность и её особенности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного курсового исследования заключается в том, что в  настоящее время интерес к человеческой личности проявляет не только весь комплекс психологических наук, но также философия, социальная и культурная антропология, этика, педагогика и многие другие науки и дисциплины; при этом они рассматривают феномен личности с точки зрения своих исследовательских интересов и в той научной логике, которая сложилась в их методологической традиции.

Для социальной психологии важно обозначить отличие своего подхода к личности от других исследовательских подходов и даже от подходов социологии и психологии как своих методологических и теоретических источников, соответствующих дисциплинам «Социология личности» и «Психология личности».

Разработанность темы в науке. Проблемой личности в психологии, самореализации личности занимались такие известные зарубежные исследователи, как К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Фромм, Ш.Бюлер, Р.Ассаджиоли, К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж.Олпорт, Р.Мэй, В.Франкл, Э.Шостром, К.Гроф.

В отечественной психологии тему личности в психологии и самореализации личности затрагивали такие классики советской науки, как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн. Значительные наработки в этой области осуществлены в работах А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской.

Объект курсового исследования – личность.

Предмет курсового исследования – методики исследования проблем личности.

Цель курсовой работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;
  • исследовать проблемы личности в социальной психологии;
  • изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;
  • провести эмпирическое исследование.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

При написании теоретической части работы были использованы методы анализа и синтеза.

В результате проведения эмпирического исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна. 

Исходя из предмета, объекта и поставленных целей, задач, курсовое исследование на тему «Проблема личности в социальной психологии» имеет следующею структуру исследования: введение, две главы основной части, заключение, библиографический список литературы и приложения.


Первая глава работы – теоретическая. В ней рассмотрены теоретические вопросы проблемы личности в социальной психологии.

Во второй главе изложено эмпирическое исследование.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования полученных результатов специалистами по психологии в своей профессиональной деятельности. Работа выполнена согласно методическим рекомендациям.

1. Личность и её особенности в социальной психологии

1.1. Личность в социальной психологии

Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа.

Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой "личность". В настоящее время в науке одновременно насчитывается более сотни определений этого понятия и любое из них отражает авторскую концепцию и авторскую точку зрения на этот феномен.

Социальная психология личности, сообразно представленным границам социологии и психологии, вполне вписалась бы в ту научную сферу, где начинают анализироваться социальные связи и отношения личности. При этом закономерно возник бы вопрос: какой круг исследовательских возможностей открывается перед социальной психологией при этом?

Этот вопрос постоянно обсуждается в научной литературе. Теоретическое единство взглядов на данную проблему пока не достигнуто, а в практической работе просто ставятся и разрешаются конкретные задачи, что считается вполне приемлемым при нынешнем положении дел в проблематике социальной психологии.

В настоящее время в социальной психологии от социологического понимания в практической исследовательской специфике используется представление о человеке как о социальном типе. При этом такое важное обстоятельство как складывание данного типа обнаружено во влиянии макроструктуры общества на конкретного человека посредством социальных институтов и текущей культурно-исторической специфики общественных отношений.


От общепсихологического понимания пришло представление о человеке как о психотипе, в котором структура личности представлена в интегральной целостности психических процессов, состояний и свойств. На этом фоне практически значимые исследования социальной психологии в основном касаются проблемы социальной детерминации личности, которая выступает в качестве активного субъекта деятельности и общения преимущественно вне биосоматических и психофизиологических параметров; исследовательское внимание фиксируется и на проблемах внутренней противоречивости личности, на проблемах самосознания и самовоспитания.

Существующая известная противоречивость в отношении понимания социальной природы личности, отраженная в многочисленных исторических и современных полемиках о предмете социальной психологии не помешала признанию существования социально обусловленных характеристик личности и формирования определенных личностных черт в результате социального воздействия, что безусловно является специфическим аспектом практической социальной психологии личности.

Задача теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания этой предметной области заключается в необходимости раскрытия структурной сложности личности, которая есть одновременно субъект и объект общественных отношений.

При этом характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, - в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности.

В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.

Собственно социальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания.

Такой субъект-объектный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова "Я" и  своеобразной философско-психологической "Я-концепции", которая объединила гносеологические образы "видения человеком самого себя".


Считается, что именно "Я-концепция" поддерживает социальность человека, определяя его навыки общения и деятельности, поскольку она существует как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе.

Образ "Я" целостная, но не лишенная противоречий конфигурация когнитивных (способности, социальной значимости и т.п.), эмоциональных (самоуважение, себялюбие, самоуничижение) и оценочно-волевых (завоевание уважения, стремление повысить самооценку) структурных образований.

Противоречивость может развиваться при несоответствии реального образа "Я" и идеальных представлений человека о себе. Динамическое "Я" (намерение кем-то стать) и фантастическое "Я" (мечтание о практически невозможном) могут еще больше запутать или осложнить отношение человека к самому себе, обществу, миру. Считается, что адекватная "Я-концепция" формируется в процессе общения и деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально "зрелой личности"[1].

"Я-концепции" неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как "самооценка" и "самосознание". Считается, что самооценка является:

  • важным регулятором поведения и самочувствия человека;
  • от нее зависят взаимоотношения с другими людьми, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам;
  • она в целом определяет эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека.

С самооценкой связаны такие параметры в характеристике личности как "уровень притязаний", определяемый степенью трудности целей, которые человек ставит перед собой. Существенное расхождение притязаний и реальных возможностей личности может породить социально-психологические деформации (повышенную тревожность, неадекватность в общении, целевую дезинтеграцию и т.п.).

В исследованиях по самооценке внимание традиционно направлено на связи самооценки с социальным и внутриличностным познанием и влияние ее на межличностные отношения и мировосприятие человека[2].

Сознание индивидуального образа "Я" (формирование идентичности) начинается с детства; оно подвержено множеству факторов и зависит от влияния на становление личности близкого и дальнего окружения (родителей, друзей, родственников, учителей и др.), от жизненного опыта, образования, от способности к самонаблюдению и "зеркальным" оценкам других людей и от других способностей и возможностей конкретного человека. В самоидентификацию входит также способ "организации" позитивной и негативной памяти о себе у человека, например, эмоциональные и когнитивные приоритеты запоминания плохого или хорошего, успешного или неудачного.


Социальная идентичность причастна процессу социализации. Она связана с социальным воздействием и социальным влиянием на становление личности. Она также связана со способностью сравнивать себя с другими людьми (социальное сравнение), с практикой отнесения себя к определенной группе или обществу (социальная стратификация) как с практикой и переживанием особого чувства "мы", некой социально-психологической общности. Здесь же осознается причастность к "своим" и противопоставление "чужим" в опыте социальных отношений (начиная от этнической принадлежности до принадлежности к конкретной семье, например)[3].

В осознании самого себя обязательно присутствует практикасаморегуляции личности как компонент самоуправления. Действенной спецификой самоуправления считается выполнение того, что было намечено человеком при планировании жизнедеятельности (иначе, воплощение замыслов).

В саморегулировании активное участие принимает действующая "Я-концепция" конкретного человека. В силу собственной многогранности личность может использовать ту или иную сторону своего "Я" в отношении любой частной ситуации и направлять свое социальное поведение в нужную сторону; при этом специфические аспекты ее идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей. В саморегуляции участвует еще и "вера в самоэффективность" или ожидания по поводу собственных возможностей достижения определенных целей[4].

Рассматривая общую проблему самосознания в социальной психологии, следует отметить, что исследователи часто осуществляют деление самосознания на частное и общественное. Частное самосознание принадлежит сфере внутренних аспектов "Я" человека; общественное самосознание у личности возникает по поводу неких общественных аспектов "Я".

Включение аспектов частного или общественного самосознания в действующую "Я-концепцию" взрослого человека может быть обусловлено какими-нибудь внешними или внутренними стимулами, которые обнаруживаются при саморефлексии.

Причины индивидуальных различий в самосознании обусловлены жизненным опытом в период формирования личности, принадлежностью к индивидуализированной или коллективистской общественной культуре. В исследовательской практике социальные психологи больше интересуются не причинами, а последствиями включенности частных или общественных аспектов самосознания и их влиянием на социальное поведение и социальное самочувствие человека.