Файл: Оценка стоимости бизнеса (на примере коммерческого банка «Уралсиб»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

По мере развития рыночных отношений в российской экономике стоимость бизнеса начинает играть все большую роль в жизни отечественных компаний и предприятий. Это объясняется рядом факторов:

  • интенсивный процесс приватизации собственности,
  • активное проведение операций по купле-продаже предприятий, требующие адекватной оценки стоимости продаваемых предприятий;
  • некорректность отражения в текущей финансовой документации вследствие активных инфляционных процессов стоимости фондов большинства действующих предприятий и необходимость правильного отображения стоимости активов;
  • активный процесс выход многих отечественных компаний на международный финансовый рынок, который невозможен без отлаженного в компании процесса бизнес − планирования, отвечающего принятым в мире нормам

Процедуры оценки стоимости бизнеса прочно входят в повседневную деловую практику. Можно указать характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости действующего предприятия:

  • продажа предприятия или части его имущества;
  • реорганизация предприятия;
  • купля/продажа акций предприятия или доли в уставном капитале;
  • передача предприятия в аренду (для назначения арендной платы);
  • получение кредита под залог имущества предприятия;
  • страхование имущества предприятия;
  • переоценка основных фондов и др

Целью данной работы является определение рыночной стоимости предприятия на примере банка ОАО «УралСиб».

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  • комплексно изучить теоретический материал, касающийся процесса оценки;
  • проанализировать объект оценки и его окружение;
  • определить рыночную стоимость объекта оценки

Объектом исследования данной работы является банк ОАО «УралСиб».

Предмет — определение рыночной стоимости объекта оценки.

Нормативно-методической базой работы явились: законы, нормативно-правовые акты, а именно: Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской федерации, Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135—ФЗ в ред. от 28.07.2016 г. и другие, учебники, учебные пособия и другая научная и периодическая литература. При написании работы была использована информация, полученная непосредственно из данных бухгалтерского учета.


Глава 1 Теоретические основы оценки бизнеса (предприятия)

1.1 Бизнес как объект оценки

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Оценка стоимости бизнеса является целенаправленным упорядоченным процессом исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени на конкретном рынке.

Рыночной стоимостью называют наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При определении стоимости объекта оценки используются внутренняя информация предприятия и информация из внешних источников. К основным факторам, влияющим на величину стоимости, относят: доход, создаваемый оцениваемым объектом; риски, связанные с получением этого дохода; среднерыночный уровень рентабельности; цены на аналогичные объекты; характерные черты оцениваемого объекта; конъюнктура рынка; текущая ситуация в отрасли и в экономике.

Понятие бизнеса, можно рассматривать в различных направлениях. Бизнес — это инициативная, самостоятельная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Бизнес — это предприятие, фирма или совокупность предприятий, которые должны приносить прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности. Бизнес — это товар со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Если бизнес не приносит дохода собственнику, то он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли−продажи.

Оценка стоимости бизнеса предполагает наличие субъекта и объекта оценки. Субъектами оценки здесь выступают физические и юридические лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков. Субъектами оценки являются те, кто ее заказывает, проводит, регулирует, контролирует и является потребителем оценочных услуг. Объектами оценки бизнеса являются действующие предприятия и фирмы с определенными активами, обязательствами, структурой кадров, уровнем менеджмента, деловой репутацией и имиджем. Предметом оценки бизнеса является его стоимость.


Как объект оценки бизнес отличается следующими особенностями:

  1. Бизнес можно продавать как целиком, так и по частям

Несмотря на то, что бизнес – это система, его можно продать целиком и реализовать по частям и даже отдельным элементам. Следовательно, товаром является не сам бизнес, а его отдельные доли. В связи с этим необходимо оценивать рыночную стоимость активов по отдельности.

  1. На спрос влияет ряд процессов

На потребность рынка в таком товаре, как бизнес, влияют как внутренние процессы, так и внешние факторы. Если нестабильная экономика делает бизнес шатким, то и его неустойчивость провоцирует последующее нарастание нестабильности в самой экономике.

Таким образом, и бизнес, и оценочный процесс нуждаются в четком регулировании. При этом оценщик должен принимать во внимание качество управления оцениваемым бизнесом.

  1. Бизнес нуждается в контроле со стороны государства

Поскольку от устойчивости бизнеса зависит, будет ли стабильная экономика в целом, необходимо участие государства не только в регулировании механизма оценки бизнеса, но и формировании рыночных цен на бизнес, его купли-продажи. Это тем более важно для тех предприятий, в капитале которых имеется доля государства.

​​​​​​​1.2 Принципы оценки бизнеса

Оценочная деятельность базируется на определенных принципах, сложившихся под влиянием практических ситуаций, с которыми сталкивались оценщики в ходе своей профессиональной деятельности.

Все принципы оценки бизнеса можно разделить на четыре группы:

  • принципы, основанные на представлениях собственника (пользователя);
  • принципы, связанные с особенностями объекта оценки и его эксплуатацией;
  • принципы, обусловленные действием рыночной среды;
  • принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.

Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить его способность приносить доход. Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости. Принцип полезности заключается в том, что, чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.


Принцип замещения определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью. С точки зрения любого пользователя, оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью.

Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением.

Принцип вклада, сводится к следующему: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Сущность принципа остаточной продуктивности заключается в том, что факторы производства оцениваются только с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно учитываться при оценке стоимости предприятия.

Принцип сбалансированности (пропорциональности) гласит: максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Принцип динамики доходов (возрастающей и уменьшающейся доходности) означает: увеличение капиталовложений в основные составляющие производства обусловливает пропорциональное увеличение темпов роста прибыли лишь до определенного предела, после которого прирост прибыли становится меньше, чем прирост капиталовложений.

Данный предел соответствует максимальной стоимости объекта недвижимости. Любые дополнительные капиталовложения в объект оценки, осуществленные после достижения данного предела, не дадут пропорционального увеличения прибыли.

Принципы, связанные с рыночной средой включают в себя: принципы зависимости, соответствия, спроса и предложения, конкуренции, принцип изменения, наилучшего и наиболее эффективного использования.

Принцип зависимости (внешнего воздействия) гласит: различные факторы внешней среды оказывают влияние на стоимость объекта оценки.

Принцип соответствия гласит: объект оценки, не соответствующий существующим в настоящее время рыночным стандартам (ожиданиям рынка), имеет меньшую стоимость.


Принцип конкуренции. Конкуренция — это соперничество, состязание в каком-либо виде деятельности. Разумная конкуренция стимулирует повышение качества объектов и услуг на рынке недвижимости, избыточная конкуренция приводит к снижению прибыли.

Принцип изменения. Изменению подвержены как сам объект оценки или его составляющая (например, физическому или моральному износу), так и все факторы внешней среды, влияющие на стоимость объекта, упомянутые выше. Принцип ННЭИ. Результатом анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса является выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования, который юридически и технически осуществим, и обеспечивает собственнику максимальную стоимость. Принцип необходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризации и т. д.

Итак, в ходе осуществления профессиональной оценочной деятельности оценщик руководствуется данными принципами при определении вида стоимости, сформулированного в задании на оценку.

​​​​​​​1.3 Подходы к оценке бизнеса

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов:

  • Доходный подход;
  • Затратный подход;
  • Сравнительный подход.

Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта.

Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

С помощью доходного подхода определяют текущую стоимость будущих доходов, которые возникнут в результате использования имущества (активов) и возможностей дальнейшей его продажи.

Таким образом, при оценке бизнеса с позиции доходного подхода определяющим фактором является доход, влияющий на величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем выше величина его рыночной стоимости (при прочих равных условиях). Важное значение при этом имеет продолжительность получения дохода и уровень риска, сопровождающий данный процесс.

Источником дохода может быть: прибыль, арендная плата, выручка от продажи объекта, дивиденды и другие источники дохода. Главное здесь, чтобы доход генерировал конкретный объект оценки.

С позиции данного подхода возможна и целесообразна оценка тех активов, которые используют для извлечения дохода (недвижимость, нематериальные доходы, акции и др.).