Файл: Основы проектирования программ. Этапы создания программного обеспечения (Глава 1. Аналитическая часть).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
1.2. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.3. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
2.2. Характеристика разработанных экранных форм документов в среде 1С:Предприятие
2.2.2 Описание разработанных форм отчетов, необходимых для отражения результатов решения задачи
2.3. Описание реализации периодических расчетов в среде 1С:Предприятие
2.4. Описание созданной / откорректированной карты маршрута бизнес процесса в среде 1С:Предприятие
2.5 Описание разработанных подсистем в среде 1С:Предприятие
2.7. Контрольный пример реализации проекта в среде 1С:Предприятие и его описание
Автоматизация учёта закупок должно привести к изменению следующих показателей:
- Уменьшению времени обработки информации полученной в результате процесса оборота товара.
- Уменьшение трудозатрат.
- Уменьшение количества персонала, участвующего в этом процессе.
- Увеличение прибыли от процесса товарооборота [2].
Схемы документооборота плана продаж представлена на рисунке 3. Схема документооборота заказа товаров клиентом представлена на рисунке 4.
Рисунок 3. Схема документооборота плана закупок
Рисунок 4. Схема документооборота заказа клиента на товары
1.3. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Информационное обеспечение состоит из внутримашинного, которое включает массивы данных (входные, промежуточные, выходные), программы для решения задач, и внемашинного, которое включает системы классификации и кодирования оперативных документов, нормативно-справочной информации (НСИ) [2, 9].
Входные документы для решаемой задачи желательно получать через локальную вычислительную сеть, поэтому они должны быть представлены в файлах заранее согласованной структуры. Для упрощения использования таких файлов, они должны иметь табличную форму (что несложно осуществить, т.к. эти документы являются результатными в других задачах и выводятся программными средствами) [5].
При построении структуры экранных форм для ввода данных первичных документов с оперативной информацией целесообразно использовать комбинированную форму, максимально приближенную к той, которая была использована для построения самого документа. Расположение полей должно быть в последовательности, соответствующей логической структуре документа и файлов с оперативной информацией, сокращающей трудоемкость операции загрузки информации в информационную базу.
При построении экранных форм для документов с постоянной информацией следует иметь в виду, что эти макеты используются для ввода и актуализации записей информационной базы, поэтому для их проектирования целесообразно применить анкетную форму расположения реквизитов, удобную для выполнения этих операций [5, 8, 9, 10, 22].
В работе используются как общегосударственные классификаторы, так и локальные, применительно к организации.
В ИС будут использоваться формы документов выполненные оригинальным проектированием непосредственно для работы специалистов.
Оригинальное проектирование заключается в разработке формы документа по требованиям специалистов, с набором и последовательностью реквизитов указанных заказчиком.
Особенности технологии обработки данных связаны с такими факторами, как: функционирование в режиме диалога с пользователем, наличие накопителей информации, исключение бумажных технологий для обработки информации.
В работе будет использоваться диалоговый режим при работе с программой, т.е. по мере выполнения команд и запуску определенных форм программа будет ожидать от пользователя определенных действий. По мере их выполнения будет происходить обработка информации, запись в БД, преобразование, вывод на печать, фильтрация и поиск.
Результат обработки будет представляться в виде отчетов, либо измененных наборов данных для отображения на экране. Например, поиск документов по реквизитам, при вводе определенного параметра пользователем система произведет отбор записей, которые отвечают данному условию, и предоставит список.
Благодаря диалоговому режиму отсутствует четко установленная заранее последовательность операций по обработке данных [4, 5, 8].
Существует несколько способов регистрации первичной информации:
- документальный;
- документальный, с регистрацией на машинном носителе;
- автоматический.
В проектируемой ИС будет использоваться как первый, так и второй способы регистрации информации. Ввод, обработка и выдача информации производятся в диалоговом режиме [5].
Для каждого из входных документов будут создаваться экранные формы ввода первичной информации. При этом необходимо обеспечить соответствие макета экранной формы форме входного документа. Не обязательно, чтобы внешний вид этих форм совпадал, но все вводимые элементы данных должны располагаться в том же относительном порядке и иметь такой же формат, что и в исходном документе.
Результатная информация должна отображаться на экранных формах в соответствии с формой выходного документа, отчетах по документу или журналу документов.
Для удобного доступа к данным результатных форм предполагается разработка журналов документов, списка документов отсортированного по различным признакам. Проектируемые журналы:
- Общий журнал.
- Журнал заказов.
- Журнал закупок.
- Журнал продаж.
Условно-постоянная информация будет храниться в справочниках. В системе потребуются следующие справочники:
- справочник «Организации»;
- справочник «Марка товара»;
- справочник «Товар»;
- справочник «Единицы измерения»;
- справочник «Населенные пункты»;
- справочник «Сотрудники»;
- справочник «Клиенты»;
- справочник «Тип товара».
Формы для ввода справочников должны позволять просматривать, добавлять, редактировать, удалять записи. При проектировании макетов форм ввода справочников применим анкетную форму расположения реквизитов, удобную для ввода и актуализации справочников [10].
Для ввода и получения информации понадобятся следующие формы:
- Заказ товаров;
- Продажа товаров;
- Закупка товаров;
- План закупок;
- План продаж;
- Реализация.
Для всех документов должны печататься отчетные формы.
Модель базы данных 1С:Предприятия 8.3 имеет ряд особенностей, отличающих ее от классических моделей систем управления базами данных (например, основанных на реляционных таблицах), с которыми имеют дело разработчики в универсальных системах [14].
Основное отличие заключается в том, что разработчик 1С:Предприятия не обращается к базе данных напрямую. Непосредственно он работает с платформой 1С:Предприятия. При этом он может:
- описывать структуры данных в конфигураторе,
- манипулировать данными с помощью объектов встроенного языка,
- составлять запросы к данным, используя язык запросов.
В «1С:Предприятии 8.3» реализован современный дизайн интерфейса и повышена комфортность работы пользователей при работе с системой в течение длительного времени [19].
Поскольку одним из важных компонентов программного обеспечения является БД, то необходимо выбрать подходящую СУБД которая бы позволила реализовать хранение данных и доступ к ним. В таблице 2 приведена сравнительная таблица трех распространенных систем управления базами данных, конкурирующих на рынке программного обеспечения по основным показателям.
Таблица 2
Сравнение СУБД
Показатели |
Microsoft SQL Server 2008 |
Microsoft Access 2007 |
PostgreSQL 8.4 |
Поддерживаемые операционные системы |
Windows Desktop/Server |
Windows Desktop/Server |
Windows1 Desktop/S22erver, Linux, Unix, 2Mac |
Условии лицензирования |
Коммерческий продукт с закрытым исходным кодом. |
Коммерческая лицензия |
Лицензия BSD Open Source. |
Наличие предустановленных драйверов в ОС семейства Windows |
Да |
Да |
Нет |
Наличие драйверов ODBC, JDBC, ADO.NET |
Да |
Да |
Да |
Аутентификация |
Средствами БД и ActiveDirectory |
Средствами БД |
Много разных методов, включающих предыдущие |
Разграничение доступа к столбцам |
Да |
Да |
Да |
Производительность планировщика запросов для сложных запросов |
Средняя (умеет параллельные запросы «из коробки») |
Очень хорошая |
Плохая |
Таким образом, для реализации наиболее приемлема СУБД MS SQL Server по ряду причин:
- подходит для реализации архитектуры клиент-сервер, в данной архитектуре будет функционировать программное обеспечение.
- лицензия на данное СУБД уде приобретена организацией;
- простота построения запросов и реализации их в ПО.
- высокая производительность при работе с БД [5].
В Microsoft SQL Server для обработки данных базовых таблиц используется мощный язык SQL (структурированный язык запросов). Используя SQL можно выделить из одной или нескольких таблиц необходимую для решения конкретной задачи информацию. SQL Server значительно упрощает задачу обработки данных. Совсем не обязательно знать язык SQL. При любой обработке данных из нескольких таблиц SQL Sever использует однажды заданные связи между таблицами.
В данной работе используется реляционная модель, так как со структурной точки зрения реляционные модели являются более простыми и однородными, чем сетевые и иерархические модели. Реляционные модели являются наиболее распространенными и наиболее подходят для решения рассматриваемой задачи [6].
Выводы по главе.
В ходе выполнения 1 главы работы был произведен анализ предметной области по планированию закупок, размещению заказов и описанию взаимодействия смежных подразделений по работе с клиентами и отделом сбыта. Определены границы разрабатываемой системы и список входящей и результатной информации. Произведено обоснование по информационному обеспечению при разработке информационной системы на платформе 1С Предприятие 8.3. Дальнейшее описание производится непосредственно при разработке элементов системы и хранилищ информации.
Глава 2. Проектная часть
2.1. Характеристика разработанных справочников в среде 1С:Предприятие и(справочники, константы, перечисления).
Платформа 1С:Предприятия 8.3 обеспечивает операции исполнения запросов, описания структур данных и манипулирования данными, транслируя их в соответствующие команды. Это могут быть команды системы управления базами данных, в случае клиент-серверного варианта работы, или команды собственного движка базы данных для файлового варианта. В системе обрабатывается большой объём информации: входной, нормативно-справочной [12].
В таблице 3 представлен перечень и описание нормативно-справочной информации которая обрабатывается в информационной системе.
Таблица 3
Перечень нормативно-справочной информации
Название |
Ответственный за ведение |
Средний объём в записях |
Средняя частота актуализации |
Описание |
Сотрудник |
Начальник отдела снабжения |
10 |
1 раз в год |
ФИО менеджера |
Тип товара |
Менеджер по закупкам |
20 |
2 раза в год |
Тип товара |
Марка товара |
Менеджер по закупкам |
100 |
6 раз в год |
Марка товара |
Единицы измерения |
Менеджер по закупкам |
10 |
1 раз в год |
Единицы измерения |
Адрес |
Менеджер по закупкам |
500 |
300 раз в год |
Индекс, город, улица, номер дома |
Организации |
Менеджер по закупкам |
500 |
100 раз в год |
Название, адрес, телефон, ФИО представителя, ИНН |
Товар |
Менеджер по закупкам |
1000 |
200 раз в год |
Название товара, артикул, цена |
Клиент |
Менеджер по закупкам |
500 |
200 раз в год |
ФИО клиента, адрес |
Выполняется создание таблиц в технологической платформе 1С Предприятие 8.3. Доступ к СУБД осуществляется через встроенные механизмы технологической платформы.
Структура справочников представлена в таблицах 4 – 11.
Таблица 4
Структура справочника «Марка товара»
Наименование поля |
Идентификатор |
Тип |
Размер |
Ключ |
Код марки |
Код марки |
Числовой |
5 |
Первичный ключ |
Название |
Марка |
Строка |
30 |
Макет экранной формы представлен на рисунке 5.