Файл: Учет и анализ прибыли. Пути повышения рентабельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассчитанные показатели ликвидности показали низкие значения, кроме показателя текущей ликвидности, однако практически все в отчетном периоде несколько выросли. Нормальное значение показателя текущей ликвидности и низкие значения остальных показателей ликвидности объясняется тем, что в структуре текущих активов занимает статья запасы. При ее вычете для расчета других показателей ликвидности они показывают низкие значения. Такая ситуация для предприятия является отрицательной и говорит о низкой ликвидности баланса и о неплатежеспособности предприятия.

Анализ финансовой устойчивости.

Для анализа финансовой устойчивости предприятия составим следующую таблицу (Приложение 6).

Согласно результатам подсчетов, в 2014 году МПЗ < СОС < ИФЗ не равно 233 020> -68 671 < 251 404 (тыс. руб.), такое соотношение является показателем финансовой не устойчивости предприятия. Данное соотношение показывает, что запасы и затраты не покрыты собственными оборотными средствами, т.е. предприятие зависит от внешних кредиторов.

В 2015 году неравенство абсолютных показателей финансовой устойчивости также не выполнялось МПЗ < СОС < ИФЗ не рано 375 684> -58 209 < 421 944 (тыс. руб.)

Дополнительной характеристикой анализа финансовой устойчивости является расчет коэффициентов финансовой устойчивости, который приведен в Приложении 7.

Анализ показателей финансовой устойчивости в 2015 году, представленный в таблице 2.5 показал следующие изменения коэффициентов:

Коэффициент автономии в 2015 увеличился на 0,008 и принял значение выше нормы равное -0,035. Его рост говорит о том, что в период 2014-2015 г. наблюдается некоторое увеличение собственного капитала в общей сумме капитала. Однако отрицательное значение показателя свидетельствует о высокой степени зависимости предприятия от внешних инвесторов и финансовой не устойчивости. Только достижение значения коэффициента автономии более 0,5 означает, что предприятие может свободно привлекать заемный капитал.

Коэффициент соотношения заемных средств и собственного капитала в 2015 году сократился на 5,521. Однако отрицательное значение объясняется отрицательным значением собственного капитала. Расчеты показывают, что заемные средства более чем в 30 раз превышают собственные средства. Значение коэффициента показывает, что главным источником финансирования деятельности предприятия является заемный капитал.

Коэффициент покрытия инвестиций увеличился на 0,008, его значение составило -0,035 в 2015г. Его отрицательное значение в обоих периодах, что говорит о значительном дисбалансе в структуре активов предприятия.


Показатели, характеризующие состояние оборотных средств в 2015г. изменились следующим образом:

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и в 2015 и 2014г. принимал отрицательное значение, однако в 2015г. увеличился на 0,135. Такая динамика указывает на то, что у предприятия недостаток собственных оборотных средств.

Коэффициент маневренности собственного капитала в 2015 году составил -25,864, что на 7,083 меньше чем в 2014 году. Значение данного коэффициента свидетельствует о низкой финансовой мобильности предприятия.

Показатели, характеризующие состояние основных средств, показали следующую динамику.

Индекс постоянного актива в 2015 году составил -2,568, что на 1,562 больше, чем в 2014 г. Значение данного коэффициента означает использование предприятием преимущественно заемных средств для ведения деятельности.

Коэффициент реальной стоимости имущества в 2015 году составил 0,002, т.е. сократился на 0,002 по сравнению с показателем 2014 года. Данный показатель в отчетном году не достиг рекомендуемого значения – более 0,5, что говорит о низкой доле средств производства в составе активов имущества, обеспечивающих основную деятельность предприятия и низком производственном потенциале, что объясняется непроизводственным характером деятельности предприятия.

Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия ОАО "Красный Якорь" проведенный по данным 2014-2015г. показал, что предприятие находится в крайне тяжелом финансовом состоянии. Основным источником финансирования деятельности предприятия являются заемные средства, что подрывает финансовую устойчивость и самостоятельность ОАО "Красный Якорь". В этой связи предприятию необходимо провести ряд мер по выходу из кризисного положения, сокращения затрат и наращивания собственного капитала для сокращения дисбаланса в источниках финансирования деятельности.

2.2 Анализ прибыли и затрат предприятия

Одной из важнейших задач на предприятии является управление прибылью и затратами. Учет и анализ необходимы, чтобы контролировать использование ресурсов предприятия, делать прогнозы возникновения дополнительных ресурсов, получать максимальную отдачу от их использования.

Проведем анализ прибыли ОАО "Красный Якорь" за 2014-2015г. по отчету о прибылях и убытках. (Приложение 8)

По данным в таблице можно отметить следующее:


- выручка предприятия увеличилась в 2015г. на 90294 тыс. руб. или на 20,18%.

- при этом себестоимость также возросла на 105044 тыс. руб. или на 27,50%. Темпы роста затрат выше темпов роста выручки предприятия, что свидетельствует о неэффективной политике затрат.

- валовая прибыль сократилась на 14750 тыс. руб. или на 22,55% и составила в 2015г. 50655 тыс. руб.

- коммерческие расходы возросли на 472 тыс. руб. или на 5,2%, а управленческие выросли на сумму 5118 тыс. руб. или на 12,97%.

- прибыль от продаж в 2015г. приняла отрицательную величину, т.е. убыток от продаж в размере 3462 тыс. руб., что на 20340 тыс. руб. или на 120,51% меньше чем в 2014г.

- проценты к получению увеличились на 288 тыс. руб., а проценты к уплате на 839 тыс. руб. или на 7,82%. Надо отметить, что сумма процентов к уплате в десятки раз превышает сумму процентов к получению, что также свидетельствует о дисбалансе расходов и доходов.

- текущий налог на прибыль сократился на 1779 тыс. руб. или на 99,89%.

- постоянные налоговые обязательства составили 324 тыс. руб., в 2014 г. они отсутствовали.

- чистая прибыль предприятия в 2014г. составила 4731 тыс. руб., а в 2015г. предприятие имело чистый убыток в размере 2929 тыс. руб., что на 7660 тыс. руб. или на 161,91% меньше чем в предшествующем периоде.

По итогам проведенного анализа прибылей предприятия можно заключить, что при росте выручки чистая прибыль сократилась и даже составила убыток в отчетном году. Данная негативная ситуация требует пересмотра политики затрат предприятия и устранения дисбаланса между доходами и его расходами. (Рисунок Приложение 8)

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом. (Приложение 9)

1. С целью определения влияния величины объемов продаж на прибыль предприятия, прибыль предшествующего периода умножают на изменение объемов продаж.

Объем выручки от реализации продукции предприятия в 2015(отчетном) году составил 537 634 тыс. руб.

Сначала определим объем продаж в базисных ценах (537 634/1,2). Он составил 448 028 тыс. руб.

В этом случае изменение объема продаж в анализируемом периоде составило 100,15%, т.е. произошло увеличение объемов реализованной продукции на 0,15%. Под воздействием данного роста объемов реализации продукции прибыль от продаж увеличилась на сумму: (16 878 * 0,15%) = 2 597 тыс. руб.

Индекс изменения цен реализации продукции рассчитывают путем соотношения объемов реализации в отчетном периоде к индексу изменения реализационных цен.

2. Анализ влияния ассортимента продаж на величину прибыли предприятия определяют путем деления прибыли в отчетном периоде, рассчитанной с учетом цен и себестоимости в базисном периоде, к базисной прибыли, которая пересчитана на изменение объемов реализации.


Объем прибыли отчетного периода, с учетом изменения себестоимости и цен в базисном периоде, можно рассчитать следующим образом:

- объем выручки от реализации отчетного периода в ценах базисного периода 448 028 тыс. руб.;

- объем фактически реализованной продукции, рассчитанной по базисной себестоимости (381 935*1,015) = 387 664 тыс. рублей;

- сумма коммерческих расходов базисного периода 9 081 тыс. рублей;

- сумма управленческих расходов в базисном периоде 39 446 тыс. рублей;

- объем прибыли в отчетном периоде, рассчитанной по базисной себестоимости и базисным ценам (448 028 – 387 664 – 9 081 – 39 446) = 11 837 тыс. руб.

Таким образом, влияние изменений структуры ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 11 837 – (16 878*1,015) = -5 294 тыс. руб.

По произведенному расчету можно заключить, что в составе реализованной продукции в отчетном периоде сократился удельный вес видов продукции с наибольшим уровнем доходности.

3. Анализ влияния изменения себестоимости на прибыль предприятия проводится путем сопоставления себестоимости реализации продукции в отчетном периоде с затратами в базисном, пересчитанными на изменение объемов реализации:

486 979 – (381 935*1,015) = 99 315 тыс. руб., т.к. себестоимость реализации увеличилась, это означает, что прибыль от продаж сократилась на ту же сумму.

4. Анализ влияния изменения коммерческих и управленческих расходов на объем прибыли определяется сопоставлением их величин в отчетном и базисном периодах.

Проводя такое сопоставление можно заключить, что за счет увеличения коммерческих расходов прибыль предприятия сократилась на 472 тыс. руб. (9 553 – 9 081), а за счет роста управленческих расходов – на 5 118 тыс. руб. (44 654 – 39 446) прибыль сократилась на соответствующую сумму.

5. С целью определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на прибыль сопоставляют объем продаж в отчетном периоде, выраженный в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 537 634 – 448 028 = 89 606 тыс. руб.

Подсчитаем общее влияние на прибыль предприятия всех перечисленных выше факторов:

- воздействие объема продаж + 2 597 тыс. руб.;

- влияние структуры ассортимента реализованной продукции -5 294 тыс. руб.;

- воздействие себестоимости – 99 315 тыс. руб.;

- влияние величины коммерческих расходов – 472 тыс. руб.;

- воздействие величины управленческих расходов – 5 118 тыс. руб.;

- влияние цен реализации + 89 606 тыс. руб.;

Общее влияние факторов

2 597 – 5 294 – 99 315 – 472 – 5 118 + 89 606 = – 20 340 тыс. руб.

Существенный рост себестоимости продаж произошел в основном за счет увеличения цен на сырье и материалы. При этом, на объем полученной предприятием прибыли отрицательное влияние оказал рост коммерческих и управленческих расходов. Негативное влияние перечисленных факторов было частично скомпенсировано увеличением реализационных цен, а также ростом объема реализации. Из этого можно заключить, что основными резервами для роста прибыли ОАО "Красный Якорь" являются снижение коммерческих и управленческих затрат, а также повышение доли наиболее рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и сокращение себестоимости продукции.


2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.

Рентабельность предприятия характеризует уровень прибыльности или убыточности производства. Сами показатели рентабельности представляют собой относительными характеристики результатов финансового роста и эффективности деятельности организации. Они отражают относительную доходность фирмы или предприятия, которая измеряется в процентах к затратам капитала с разных позиций. Коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Общая оценка рентабельности деятельности предприятия проводится путем расчета и анализа показателей рентабельности.

Проведем анализ рентабельности деятельности предприятия за период с 2014-2015г.

По данным в таблице (Приложение 10) можно сделать следующие выводы:

Рентабельность продаж за период сократилась на 4,42% и в 2015г. составила -0,64%. Отрицательное значение показателя рентабельности продаж объясняется убытком от продаж в 2015г.

Рентабельность активов (или общая рентабельность) сократилась на 2,17% и составила в 2015г. -0,63%, это означает, что на каждый вложенный в активы рубль предприятие получило прибыли на 2,17% меньше, чем в 2014г.

На каждый рубль текущих активов в 2015г. приходился убыток 0,69%, что на 2,58% меньше чем в 2014г.

Рентабельность внеоборотных активов в 2015г. сократилась на 15,55% и составила -6,99%.

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 17,39%, однако данный показатель также принял отрицательное значение -17,95%. Рост данного показателя стал следствием не роста прибыли от использования собственного капитала, а следствием значительного сокращения собственного капитала.

Также отрицательной величиной было значение показателя рентабельности продукции – 0,60%, что на 1,84% меньше чем в 2014г.

По данным, проведенного анализа рентабельности предприятия можно заключить следующее (Рисунок Приложение 11), что все показатели рентабельности в 2015г. приняли отрицательные значения. В 2014г. отрицательное значение принимал только показатель рентабельности собственного капитала, однако все остальные показатели были низки. Данная отрицательная динамика свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия по всем направлениям.