Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Глава 1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений
1.1 Управленческое решение как процесс. Классификация управленческих решений
1.2 Построение модели управленческого решения как процесс
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере АО «Спецпром-Монтаж»
2.1. Общая характеристика АО «Спецпром-Монтаж».
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений в АО «Спецпром-Монтаж»
3.1. Описание принимаемого решения
3.2. Обоснование приятия решения с использованием модели экономического анализа
1.2 Построение модели управленческого решения как процесс
Моделью является представление идеи или объекта системы в определенной форме, которая отлична от самой целостности. Модель - это упрощенное изображение конкретных жизненных (управленческих) ситуаций. Другими словами, модели определенным образом отображают реальные обстоятельства, события и т.д.
Построение модели, также как и принятие решения, представляет собой процесс. Основные этапы такого процесса представлены постановкой задачи, построением, проверкой достоверности, применением и обновлением модели (табл. 1.1) [3, C. 122-134].
Таблица 1.1. Этапы процесса построения модели управленческого решения
Наименование этапа |
Содержание этапа |
Постановка задачи |
Является первым и наиболее важным этапом построения модели, способным обеспечить правильное решение управленческой проблемы, заключается в постановке задачи. Проблема диагностируется Для нахождения оптимального или приемлемого решения задачи необходимо знать ее составляющие. Руководителю необходимо уметь отличать причины от симптомов. |
Построение модели |
Разработчик определяет главную цель модели, выходные нормативы или предполагаемую к получению информацию, используя модель, в целях оказания помощи руководству в разрешении стоящей проблемы. Также определяется информация, необходимая для построения модели, удовлетворяющей целям и выдающая на выходе нужные сведения. |
Проверка достоверности модели |
Один из аспектов проверки состоит в определении степени соответствия модели реальной обстановке. Второй аспект проверки модели - установление степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству решить проблему. |
Применение модели |
Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. |
Обновление модели |
Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении - например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий - может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении. |
Количество всевозможных конкретных моделей также велико, как и количество проблем, в целях разрешения которых они были разработаны. Приведем ниже самые распространенные из них.
Теория игр - метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
Модель теории очередей или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению потребности в них. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.
Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели - сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определённых издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов.
Модель линейного программирования. Применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.
Имитационное моделирование. Все описанные выше модели подразумевают применение имитации в широком смысле, поскольку все являются заменителями реальности. Тем не менее, как метод моделирования, имитация конкретно обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации состоит в использовании некоего устройства для имитации реальной системы для того, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведения и характеристики. Имитация - это часто весьма практичный способ подстановки модели на место реальной системы или натурального прототипа.
Экономический анализ. Наиболее распространенный метод. Вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным.
Платежная матрица - это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.
Дерево решений. Это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.
Прогнозирование. Это метод, в котором используются как накопленный опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Разновидности прогнозов: экономические прогнозы; прогнозы развития технологии; прогнозы развития конкуренции; прогнозы на основе опросов и исследований; социальное прогнозирование.
Методы прогнозирования: неформальные методы; количественные; качественные.
Анализ временных рядов. Является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее. Данный метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характеризующегося сезонными колебаниями, ил потребности в кадрах.
Каузальное моделирование - наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемы сегодня. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной. Каузальное моделирование - это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемыми факторами и другими переменными.
Мнение жюри. Этот метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке.
Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую «чувствует» рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.
Модель ожидания потребителя. Прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.
Метод экспертных оценок. Представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты заполняют подробные вопросники по поводу рассматриваемой проблемы. Они также записывают свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению [6, C. 81-124].
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере АО «Спецпром-Монтаж»
2.1. Общая характеристика АО «Спецпром-Монтаж».
История предприятия берёт своё начало с 1956 г. В 1967 г. предприятие стало именоваться как Строительно-монтажное управление и последовательно входило в состав трестов Минсредмаша «Энергоспецмонтаж», «Уралпроммонтаж», а в 1996 году оно было переименовано в АО «Спецпром-Монтаж».
Сферой деятельности предприятия являются специализированные строительно-монтажные работы по строительству систем газоснабжения, наружных инженерных сетей и коммуникаций, внутренних инженерных систем и оборудования, по монтажу технологического оборудования, технологических трубопроводов, металлоконструкций.
В настоящее время АО «Спецпром-Монтаж» является надёжной организацией Ульяновской области по выполнению работ по строительству жилого и промышленного сектора. Качество всех выполняемых работ соответствует установленным требованиям. На все выполняемые работы АО «Спецпром-Монтаж» имеет лицензии.
Все вопросы во взаимоотношениях с заказчиками решаются компетентно и оперативно, в духе делового партнёрства.
Предприятие имеет высокий потенциал, располагает действующим производством по изготовлению узлов и изделий, парком строительной техники и автотранспорта, ремонтной базой, гаражами, складским хозяйством, современным сварочным оборудованием, собственной лабораторией по контролю качества металла и сварных соединений, укомплектовано квалифицированными руководителями, специалистами и рабочими.
За прошедшие пять лет численность работающих на предприятии возросла с 87 до 157 человек, возросла средняя заработная плата, ежегодно увеличивается объём выполняемых предприятием строительно-монтажных работ.
Органом управления общества для достижения стабильности и рентабельности производства осуществляются различные меры целевого характера, направленные на обеспечение высокой конкурентоспособности общества, на повышение производительности труда, на совершенствование технологии производства, на достижение стоящих перед обществом уставных задач.
Наименование организации в соответствии с Уставом: АО «Спецпром-Монтаж».
Местонахождение организации: Россия, 432010, город Ульяновск, проезд Инженерный, дом 20.
Генеральный директор: Лазарев Александр Михайлович.
Почтовый адрес филиала: Россия, 433555, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, улица 30 лет Победы, дом 40.
Директор филиала: Иванов Николай Павлович.
Главный бухгалтер Васильева Людмила Алексеевна.
Обща численность работников на 01.01.2015 г.: 214 человек.
Размер уставного капитала на 01.01.2015 г.: 7 389 518 рублей.
Направление - специализированные строительно-монтажные работы по строительству систем газоснабжения, наружных инженерных сетей и коммуникаций, внутренних инженерных систем и оборудования, по монтажу технологического оборудования, технологических трубопроводов, металлоконструкций.
Основным видом деятельности предприятия являются строительно-монтажные работы, его доля в выручке фирмы в 2015 году составила 97,8%.
Структура продаж организации представлена в табл. 2.1 [14]:
Таблица 2.1. Структура продаж АО «Спецпром-Монтаж»
П О К А З А Т Е Л И |
2015 год тыс. руб. |
2014 год тыс. руб. |
Изменение, тыс. руб. |
|
Выручка от всех видов деятельности (без НДС) |
162 545 |
182 460 |
- 19 915 |
|
В т.ч. по источникам доходов |
||||
1 |
Выполнение строительно-монтажных работ |
158 926 |
179 575 |
-20 649 |
2 |
Готовая продукция |
188 |
7 |
+181 |
3 |
Оказание услуг (автотранспорт, механизмы, сдача помещений в аренду) |
3 431 |
2 878 |
+553 |