Файл: Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

а) финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иных дотаций и субсидий;

б) субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций;

в) финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;

г) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

д) бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ. [6,С. 22]

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом.

Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

1) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

2) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;

3) принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

4) принятия нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций. [13,С. 64]


Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ.

В настоящее время, несбалансированность источников пополнения бюджетов региона и расходной части, имеет повсеместное воздействие на экономическую обстановку. Данный факт можно рассматривать только во взаимосвязи с рядом других факторов, например таких как влияние макроэкономической обстановки на рассматриваемый субъект, человечексий фактор, менталитет и ряд других.

Глава 2. Анализ финансового состояния и проблем сбалансированности бюджета Воронежской области

2.1 Общая экономическая характеристика Воронежской области

Экономика Воронежской области формировалась и развивалась под воздействием исторических, геополитических, природно-ресурсных, инновационных, агроклиматических факторов. С момента образования в XVIII веке регион выполнял политические, административные функции, являлся центром размещения передовой для своего времени промышленности. Экономика области активно формировалась в XX веке. К концу советского периода Воронежская область представляла собой развитый регион, являющийся промышленным, культурным и научно - интеллектуальным центром Черноземья, имеющим макрорегиональное влияние. В структуре годового выпуска валовой продукции отраслей материального производства доминировала промышленность (68-70%). Индустриальный комплекс Воронежской области являлся одним из наиболее технологически развитых в стране. Основу промышленности составляли высокотехнологичные предприятия машиностроения, в первую очередь, оборонно-космической отрасли. Благодаря развитому сельскому хозяйству Воронежская область официально считалась продовольственной базой государства. Начало 90-х годов ХХ века и последующий почти десятилетний период экономической реформы, суть которой составлял переход к рыночной модели хозяйствования, коренным образом изменили условия и возможности дальнейшего развития экономики Воронежской области. Произошел резкий спад производства в реальном секторе. К 1998 году индекс физического объема промышленной продукции уменьшился до отметки 31,3% к итогу 1990 года. Углубились негативные тенденции и в других отраслях экономики и социальной сферы, что характеризовалось снижением объемов производства в сельском хозяйстве, снижением основных показателей уровня жизни, нарастанием социальной дифференциации населения. В 1998-2008 годах в Воронежской области наблюдался существенный подъем экономики. Он происходил под воздействием конъюнктурных факторов, благоприятных в целом для России, в первую очередь, в связи с ростом цен на энергоносители. Определенный толчок к развитию производства дала девальвация рубля в 1998 году, а также возросшие объемы потребительского кредитования. При этом рост доходов населения шел опережающими темпами по сравнению с увеличением производительности труда, что свидетельствовало о его спекулятивном характере. Высокая доходность отраслей, ориентированных на спекулятивный рост потребительского спроса, привела к активизации инвестиционного процесса в торговле, логистике, строительстве жилья. Глубокой модернизации промышленности в Воронежской области, как и в целом по России, в этот период не произошло. Инвестиции тормозились высокой стоимостью кредитов, недостаточной мотивацией инвестиционных институтов к финансированию долгосрочных проектов, низкой эффективностью государственной власти, административными барьерами, высоким уровнем коррупции. Не имея ни собственной природно-сырьевой базы, ни современной промышленности, Воронежская область стала отставать в развитии от других регионов Российской Федерации как по базовым экономическим показателям, так и по основным показателям социального развития. Мировой кризис 2008-2012 годов ясно показал, что резервы спекулятивного роста экономики России исчерпаны, а зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков несет существенные риски для всей экономики. Необходим переход к качественно новой экономике, которая может стать основой для будущего роста. Таким качественно новым подходом является переход к инновационной, социально ориентированной экономике. Перед Воронежской областью в предстоящем десятилетии стоит непростая задача. Прежде всего, необходимо остановить хроническое отставание региона от среднероссийских темпов роста, обеспечить в полном объеме реализацию общенациональных целей и задач.


2.2 Анализ обеспеченности доходами бюджета Воронежской области

В структуре доходов областного бюджета в 2016 году налоговые поступления составили 65,3% (47,8 млрд. рублей), неналоговые доходы - 2,1% (1,5 млрд. рублей), безвозмездные перечисления - 32,6% (23,9 млрд. рублей).

По сравнению с предыдущим годом доходы возросли на 3,4 млрд. рублей (4,9), что связано с увеличением налоговых и неналоговых поступлений на 4,3 млрд. рублей (9,5%). Безвозмездные перечисления, наоборот снизились на 895 млн. рублей или на 3,6%.

В 2016 году собственные доходы почти на 60% сформированы за счет двух источников - налога на доходы физических лиц - 30,1% (14,8 млрд. рублей) и налога на прибыль организаций - 29,4% (14,5 млрд. рублей).

Доходы консолидированного, областного и местного бюджета представлены ниже:

Таблица 1

Доходы консолидированного бюджета

Таблица 2

Доходы областного бюджета

региональный бюджет доход сбалансированность

Таблица 3

Доходы местного бюджета

Объем налога на прибыль с 2012 года увеличился в 2,3 раза и составил в 2016 году 14,5 млрд. рублей.

В структуре налога почти по 20% поступает от обрабатывающих производств и торговли, и более 18% - от операций с недвижимостью.

Поступление налога на доходы физических лиц в 2016годусоставило 24,9 млрд. рублей, с ростом к 2015году на 11,5% (2,6 млрд. рублей).

Общую сумму поступление по НДФЛ на 19% формирует бюджетная сфера.

Снизилась зависимость области от федеральных средств. Если в 2012 году собственные доходы составляли половину - 53,1% доходов областного бюджета, то в 2016 году их доля увеличилась до 67,4%, то есть на 14,3 процентных пункта. При этом объем дотаций за 5 лет практически не изменился, а их удельный вес в общем объеме доходов областного бюджета снизился на 7,1 процентных пункта и составил в 2016 году 10,7 %.

Поступление доходов к уровню 2016 года увеличилось на 9,8%, что обусловлено ростом основных социально-экономических показателей: оборота организаций (на 20,3%) и розничной торговли (на 7,2%;), индекса промышленного производства (на 7,6%), а также объема оказания платных услуг населению (2,0%). Однако наибольший удельный вес в поступлении доходов составил налог на доходы физических лиц - 25%.


Акцизы в областной бюджет в прошлом году были перечислены в сумме 7 млрд. 352 млн. 241 тыс. рублей. Более чем в полтора раза увеличился объем неналоговых платежей, что обусловлено увеличением штрафов за нарушение безопасности дорожного движения, налагаемых органами ГИБДД, и поступлением разовых платежей.

Что касается расходов, то здесь основная часть пришлась на обеспечение содержания учреждений бюджетной сферы: объем средств, формирующих фонд оплаты труда, социальные выплаты, медикаменты, продукты питания, коммунальные услуги, программные мероприятия социальной направленности в 2014 году составили 66,4% всех фактически произведенных расходов бюджета.

На протяжении ряда лет долговая нагрузка на бюджет сохраняется на экономически безопасном уровне. Просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.

2.3 Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета Воронежской области

По объёму собственных доходов среди регионов ЦФО Воронежская область также вышла на первое место после Москвы и Московской области. И что отрадно, дотационная зависимость региона от федеральных средств за последние годы снизилась.

В сложившейся экономической ситуации управление сбалансированностью региональных бюджетов становится неотъемлемой частью бюджетной политики любого субъекта РФ, а применение и комбинация методов по ее обеспечению приобретает новое значение. [12,С. 79]

Бюджет Воронежской области на 2017-2019 годы должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи повышения качества жизни граждан, повышения эффективности управления, стимулирования инвестиционного и инновационного развития области.

Для решения приоритетных задач нужно активно задействовать все имеющиеся в руках Правительства Воронежской области инструменты: налоги, областную собственность, нормативное регулирование. Такой подход позволит сконцентрировать средства на ключевых направлениях, серьёзно повысить эффективность государственных расходов, в том числе и за счет выбора наиболее оптимального варианта решения конкретных проблем и системных вопросов.


В среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Воронежской области в сфере формирования доходов бюджета и налоговой политики направлены на обеспечение экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов Воронежской области.

Предстоит продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства области, обеспечению стабильности и справедливости налоговой политики, повышению эффективности администрирования доходов и привлечению дополнительных ресурсов в бюджеты области.

В основу налоговой политики будет положена оценка эффективности региональных налоговых льгот, в основном, за счет сокращения льгот и отказ от предоставления льгот в условиях отсутствия бюджетного и (или) социального эффекта. При этом основными приоритетами при предоставлении налоговых льгот должны стать стимулирование диверсификации региональной экономики, инвестиций в модернизацию производства и внедрение инноваций, а также в стимулирование развития малого предпринимательства, и, в первую очередь, в развитие сферы туризма и в сферы развития технологий, кадров, рекреационных ресурсов для туристского рынка.

Введение новых льгот следует осуществлять на временной основе, с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам оценки эффективности.

В среднесрочной перспективе необходимо сохранение удельного веса объема региональных налоговых льгот в сумме налоговых доходов бюджета Воронежской области на уровне ниже пяти процентов.

Должна быть продолжена практика осуществления согласованных действий исполнительных органов власти Воронежской области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты области, потенциала доходов и определению резервов увеличения доходов бюджетов муниципальных образований.

Особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета. Необходимо максимально эффективное использование и управление имущественными и природными ресурсами, в том числе за счет реализации непрофильных активов, объективной оценки активов, стимулирующих их вовлечение в оборот, ограничения доступа к природным ресурсам неэффективных пользователей.

На особом контроле должно быть осуществление налоговых и неналоговых перечислений организациями, находящимися в составе холдингов и групп, входящими в вертикально-интегрированные структуры.