Файл: Управление выходными денежными потоками на предприятии (Анализ денежных потоков в ООО «Атлант»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной работе рассматривается такая проблема, как управление выходными денежными потоками предприятия. Актуальность работы заключается, в первую очередь тем, что данный вопрос является одним из основополагающих в производственной деятельности организации так как:

  • охватывает почти все разделы финансовой политики организации;
  • отвечает за финансовую стабильность предприятия;
  • уменьшает риск слабой платежной способности;
  • повышает оборачиваемость денежных средств;
  • снижают к минимуму потребность в займах;
  • являются источником дополнительной прибыли, которая используется для нужд предприятия;
  • ускоряют производственные процессы благодаря цикличности процесса.

Анализируя данные аспекты, можно прийти к выводу, что управление денежными средствами предприятия является основополагающей для любой организации, которая стремится получить максимум выгоды из своей деятельности.

Основным средством, за счет которого ведется учет и распределение денежных средств является бюджетирование. стоит сказать, что понятие бюджетирование само по себе имеет два значения. С одной стороны данное понятие является процессом создание и воплощения в жизнь бюджета, а с другой стороны является аргументом, который необходим для обоснования тех или иных решений, требующих финансовых вложений.

Если обобщить, то понятие бюджетирование является своего рода процессом, который включается в себя несколько бюджетов, необходимых для грамотного распределения средств организации. Необходимость бюджетирования обусловлена также тем, что в связи с повышением конкуренции на рынке, возрастает необходимость более эффективного и грамотного распределения ресурсов. Вторая, не менее важная причина бюджетировнаия является снижение затрат на производство, а также на продажу готовой продукции. За счет предприятие может подсчитать тот уровень расходов, который оптимален для него и за счет этого снизить закупочную стоимость товаров, обосновав свою позицию фактическими данными. Третьей же причиной введения бюджетирования является повышение кредитного рейтинга компании, так как теперь у компании более налаженная организация труда.

Цель данной работы заключается в проведении анализа системы управления выходными денежными потоками на примере конкретной организации.

Главными задачами являются:

  • изучение теоретических основ бюджетирования организации;
  • выявить основные направления движения денежных средств предприятия;
  • провести анализ предприятия и выявить сильные и слабые стороны в процессе бюджетирования;
  • создать рекомендации для более эффективной работы предприятия.

Объектом исследования является процесс управления выходными денежными потоками, а также процесс бюджетирования. А предметом – предприятие Атлант.

Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками

1.1 Содержание управления денежными потоками

Движение денег на работающем предприятии является постоянным процессом. Такой процесс называют “денежный поток”. В экономике принято выделять следующие отличительные особенности денежного потока:

  • образование денежного потока возможно только при наличии хозяйственной деятельности на предприятии;
  • направление денежного потока может быть разным;
  • денежный поток представляет из себя не что иное, как перемещение денежных средств на предприятии;
  • измеряется денежный поток за некоторый интервал времени.

Под понятием денежного потока принято понимать определенную сумму денег, которая образуется в течении работы предприятия, характерными чертами которого являются приток и отток денежных средств.

Благодаря учету денежных средств предприятие имеет возможность получить данные о таком важном показателе как чистый денежный поток. Он важен как с точки зрения анализа, так и оценки денежного оборота предприятия.

Чтобы подсчитать чистый денежный поток, необходимо от положительного денежного потока отнять отрицательный. Стоит заметить, что необходимо брать одинаковые промежутки времени для подсчета.

Таким образом, можно понять, что чистый денежный поток может принимать как положительные, так и отрицательные значения, в зависимости от размера притока и оттока.

Денежный поток также разделяется по охватываемым масштабам:

  • поток по всей организации;
  • поток по видам производственной деятельности;
  • поток по конкретным отделам организации;
  • поток по отдельным операциям.

По типу деятельности денежные потоки разделяются на:

  • инвестиционный поток;
  • операционный поток;
  • финансовый поток.

Денежный поток также характеризуется направленностью и разделяется на два вида:

  • положительный;
  • отрицательный.

Если говорить о том, каким способом исчисляется денежный поток, то выделяют несколько видов:

  • валовый;
  • чистый.

Что касается объема денежного потока, то тут принято выделять два основных:

  • дефицитный;
  • избыточный.

Говоря об оценке денежного потока, то на практике принято выделять два вида:

  • текущий;
  • будущий.

И, наконец, что касается стабильности денежных потоков на определенном промежутке времени, то стоит выделить следующие виды:

  • регулярный денежный поток;
  • нерегулярный денежный поток.

Процесс менеджмента денежных потоков на предприятии – это один из основополагающих процессов, стабильность которого обеспечивает финансовую стабильность всей организации в целом. Данный процесс можно условно поделить на несколько стадий:

  • план на какой-то интервал времени;
  • оперативное составление плана;
  • факт;
  • анализ.

В практически любой организации при составлении бюджета, принимая в учет продажи и закупки, создается план, по которому предполагается движение денег в определенный промежуток времени. Данный процесс получил название бюджет движения денежных средств или сокращенно БДДС. Благодаря БДДС на начальном этапе можно распознать неэффективные процессы и повлиять на них. Также благодаря внедрению БДДС станет проще распределять денежные средства.

Что касается этапа оперативного составления плана, то основной идеей данного плана является планирование текущих нужд предприятия. В конце данного этапа предполагается составление более подробного плана, который укажет на разрывы в бюджете. В большинстве случаев платежный календарь создается с учетом планируемых расходов и поступлений.

Планирование будет неэффективно, если будет включать в себя только изменение платежных ведомостей и составление календаря. Данный процесс должен также включать в себя проверку и подтверждение документооборота. Перед началом работы необходимо также отсортировать те документы, которые должны быть заверены и подписаны ответственными. Это необходимо для ускорения процесса утверждения. Стоит также направлять запросы не к конкретному сотруднику, а к отделу, чтобы в случае отсутствия одного, заняться данной задачей мог другой.

По своей сути, процесс управления денежными потоками это определение количества притоков и оттоков денежных средств. Логично предположить, что скорость развития предприятия а также его финансовое благосостояние напрямую зависит от того насколько синхронны приток и отток денежных средств. Все дело в том, что чем выше синхронизация между притоком и оттоком денег, тем большие возможности получает предприятие. Уменьшается необходимость в кредитах и займах, а также повышается эффективность использования существующего капитала.


Перед началом бюджетирования, руководство организации устанавливает для себя приоритетные цели и направления развития, темпы, с которыми компания хотела бы развиваться, а также ключевые позиции, на которые необходимо сделать упор при бюджетировании. Чаще всего БДДС составляется на год, после чего проводится анализ эффективности и исходя из него делаются выводы о дальнейших действиях. Сам процесс создания БДДС является достаточно сложным и занимает большое количество времени. Поэтому многие компании начинают разработку нового бюджета за 3-4 месяца до окончания текущего года.

Для того, чтобы процесс создания нового БДДС был не таким сложным, часто за основу берут предыдущий бюджетный план. Но стоит заметить, что когда начинается разработка нового бюджета, то данные от предыдущего еще не полные и не могут полноценно отразить ситуацию. В таком случае специалисты, которые составляют БДДС, должны вносить постоянные корректировки в новый бюджет, чтобы исключить неточности.

Для более корректного планирования на практике часто используют скользящее планирование. Это такой вид планирования, который предполагает изменение планов после прохождения определенной точки. Таким образом отдаляется крайняя точка на пройденную величину. Возьмем к примеру план на 16 недель. Чем дальше от крайней точки, тем менее подробный составляется план. Для первой недели план разбит по дням. Далее до конца месяца план разбит по неделям. А дальнейший план разбит уже на оставшиеся месяцы. Метод скользящего планирования хорошо подходит для решения текущих задач, а также для среднесрочных.

Данная технология намного более эффективна по сравнению с обычным процессом бюджетирования. Бюджетирование нередко называют планированием “в стену”, так как дальше определенной точки планирование не выходит и организация не может распределить свой бюджет и мощности за пределы данных границ. Данная проблема решена в скользящем планировании, так как конечная цель постоянно меняется и расписывается более подробно по мере её приближения.

Благодаря скользящему планированию организация может постоянно следить за оборотом денежных средств и вносить изменения в действующий план исходя из реалий рынка.

Стоит обратить внимание на то, что технологические процессы на производстве протекают постоянно, в то время как планирование является дискретным процессом. И скользящее планирование в этом плане является оптимальным выбором, так как именно оно наиболее близко подходит к темпу других процессов компании. Также не стоит забывать и о том, что скользящее планирование обеспечивает качество информации, основываясь на которой предприятие составляет план действий. Скорость реакции на изменяющиеся условия рынка также возрастает, так как сотрудники каждого отдела вносят необходимые коррективы по мере изменения ситуации.


При всей своей сложности из-за постоянного пересмотра плана и внесения изменений, скользящее планирование располагает рядом весомых преимуществ, которые отличают её от традиционного планирования. Ввиду того, что нам заранее известны приход и отток денежных средств, то руководство компании может своевременно:

  • следить за остатком денег, и в случае нехватки капитала своевременно исправлять расходные статьи предприятия;
  • вносить корректировки в план по приходам, если заказчик задерживает оплату на постоянной основе;
  • следить за дебиторской задолженностью.

Таким образом, главной особенностью, она же и главное преимущество скользящего планирования является то, что при приближении к конечной точке виден дальнейший план того, что делать.

Любое успешное предприятие стремится ускорить оборот капитала предприятия. И управление денежными потоками является одним из краеугольных пунктов, благодаря которому можно этого достигнуть. Данный эффект достигается за счет уменьшения длительности операционного цикла. А также за счет благодаря более грамотному и экономному использованию собственных средств и меньшей зависимости от кредитов и займов.

Учитывая данные факторы, можно сделать вывод, что эффективность предприятия зависит, во многом, от того, как управляются входные и выходные денежные потоки. Более того, можно добавить, что управление денежными потоками организации необходимо как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Она также необходима для создания финансовой стабильности предприятия, более эффективного использования ресурсов и уменьшения затрат на хозяйственную деятельность.

1.2 Доходы и расходы

В каждой успешной организации ведется учет доходов и расходов. Под бюджетом доходов и расходов (сокращенно БДР) принято понимать один из нескольких бюджетов организации, благодаря которому измеряется успешность предприятия. Измеряется же данный бюджет одним из таких аспектов как прибыль и рентабельность. Чаще всего БДР включает в себя следующее:

  • прибыль от проданных услуг и товаров;
  • себестоимость проданных услуг и товаров;
  • доход от деятельности;
  • доход до вычета налогов;
  • чистая выручка.

Стоит заметить что в каждом разделе есть как доходные, так и расходные пункты, которые также необходимо учитывать. Прибыль от проданных услуг и товаров включают в себя доход организации по её основной специализации. Себестоимость услуг и товаров заключает в себе следующие статьи расходов: производственные, административные, управленческие. Каждый из данных пунктов включает в себя несколько подпунктов. Что касается статьи “Доход от деятельности”, то она включает в себя оставшиеся статьи доходов и расходов. Чтобы его подсчитать, необходимо подсчитать разницу между “Прибылью от проданных товаров и услуг” и “Себестоимостью товаров и услуг”. Раздел “Доход до вычета налогов” состоит из налоговых выплат предприятия. Результатом данного вида бюджета является “Чистая выручка”, которая подсчитывается путем вычитания от прибыли предприятия её расходов