Файл: Теория и практика разделения властей (Теория Джона Локка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно сколь угодно декларировать хорошие принципы, но экономические основы жизни таковы, что эти принципы так и остаются бумаге.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

3. Конституция Франции и Италии как пример реализации принципа разделения властей

В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей. Он закреплен в статье 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая является составной частью действующей Конституции страны. Однако реализация этого принципа в условиях различных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или страной с рационализированным парламентаризмом. Суть дела, однако, заключается в том, что для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Иначе говоря, в рамках государственно-правовой системы Франции центр тяжести сместился от представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Но дело не только в этом. Чрезвычайно важной правовой характеристикой республик со смешанными формами правления является существование бицефальной исполнительной власти. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственными, единоличными полномочиями, которые он может осуществлять самостоятельно. Это положение в какой-то мере напоминает ситуацию, существующую в президентской республике. Вместе с тем вооруженные силы и административный аппарат страны находятся в ведении Правительства. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием – нижней палатой Парламента. Это положение характерно, как известно, для стран с парламентскими формами правления. Таким образом, государственный механизм Пятой республики претерпел существенные изменения по сравнению с тем, что имело место в предшествующей республике. Соответственно и механизм реализации принципа разделения властей также изменился. Тем не менее сам принцип сохраняет свое значение, и государственные институты Франции функционируют на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.


Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.

Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к пропрезидентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существованием института парламентской ответственности Президент вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные ему силы. Возможности Президента по осуществлению исполнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает. Такую ситуацию принято называть «сосуществование». Подобная ситуация сложилась, в частности, в 1997 году, когда на досрочных парламентских выборах победу одержала Французская социалистическая партия, в то время как глава государства опирался на поддержку правых и правоцентристских политических сил.

Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.

Законодательная власть Италии принадлежит двухпалатному парламенту. Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената2. Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения.

Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции.


Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет, решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и так далее.

Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат для принятия присяги Президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и министров суду.

Заседания палат носят публичный характер, однако палата может

_________

2ч. 1 ст. 55 Конституции Италии

принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива.

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.

В тоже время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества.

Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.

В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.

В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.

Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда3 и областным советам4 правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ, существующих).


Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково. Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к

__________

3ч.3, ст. 99 Конституции

4ч.3, ст. 121 Конституции

Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.

Законы публикуются в официальном органе государства - "Официальная газета Итальянской Республики" немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

Исполнительная власть принадлежит Президенту и правительству. В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность. Благодаря контрасигнатуре его актов Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию.

В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей5.

Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По статьям 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона. Правительство Италии – наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров.

Правительство солидарно ответственно перед обоими палатами. Председатель несет ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств.

Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.


Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов

____________

5ст. 92 – 96 Конституции

общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора.

Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 году, действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и так далее.

Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 года) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 года указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.