Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
Неоднозначно решается вопрос и об оформлении результатов некоторых оперативно-розыскных мероприятий. К примеру, проверочную закупку в некоторых случаях оформляют актом[15], в некоторых - протоколом.[16] В учебной литературе по теории оперативно-розыскной деятельности и вовсе предлагается это мероприятие оформлять любым из следующих документов: рапортом, справкой, справкой-меморандумом, актом.[17]
Согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Такое понятие вполне соответствует определению доказательства по уголовному делу, содержащемуся в ч. 1 ст. 74 УПК РФ. Следовательно, разрешение проблемы, касающейся процедуры трансформации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальные доказательства, видится в необходимости дополнения ч. 2 ст. 74 УПК РФ указанием на то, что в качестве доказательств допускаются материалы, содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности (в таком случае необходимость в ст. 89 УПК РФ, думается, отпадает), а гл. 10 УПК РФ целесообразно дополнить ст. 83.1 "Материалы, содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности" следующего содержания: "Материалы, содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности, допускаются в качестве доказательств, если они получены в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности".
Также представляется необходимым положения указанной Инструкции "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" оформить законодательно путем введения их в УПК РФ. В этом случае процесс трансформации результатов оперативно-розыскной деятельности в доказательства будет четко законодательно регламентирован уголовно-процессуальным законом, и тем самым будут выполнены положения ст. 20 Конвенции против транснациональной организованной преступности, принятой ООН 15 ноября 2000 г., ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ. В конечном итоге во исполнение этой Конвенции в УПК РФ в отдельной главе возможно закрепить задачи оперативно-розыскной деятельности применительно к уголовному судопроизводству, перечень оперативно-розыскных мероприятий, порядок передачи органу дознания, следователю, дознавателю результатов оперативно-розыскной деятельности.
Справедливости ради следует отметить, что на необходимость детальной регламентации в УПК РФ процедуры использования оперативно-розыскных данных в уголовно-процессуальном доказывании указывалось еще на стадии его разработки[18], однако законодателем эти предложения поддержаны не были. Аналогичные предложения вносились и в период действия УПК РСФСР 1960 г.[19]
В то же время, как верно отметил Н.П. Водько, целесообразность согласования норм, регламентирующих уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность, предопределена подчиненностью последней уголовному процессу.[20]
2. Порядок и проблемы использования результатов ОРД в качестве доказательств: анализ судебной практики
Принципиальным вопросом в рассматриваемой сфере является необходимость проверки в уголовном судопроизводстве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Так, Европейский суд по правам человека, рассматривая жалобы граждан РФ на несправедливость судебного разбирательства по уголовным делам в отношении их в связи с тем, что, по их мнению, имели место подстрекательство либо провокация совершения преступлений, неоднократно указывал на то, что суды в российском уголовном судопроизводстве должны получать доступ к достаточному фактическому материалу, подтверждающему обоснованность и законность производства тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, прежде всего проведенных негласно.[21]
На необходимость проверки наличия законных и достаточных оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий при изучении уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением либо обвинительным актом, Генеральной прокуратурой РФ ориентированы и надзирающие прокуроры.[22]
Таким образом, при представлении органу дознания, следователю или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, помимо документов, указанных в Инструкции "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд", должны прилагаться документы, подтверждающие:
- наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
- соблюдение всех условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 8 этого же Закона.
Если же такие документы к представленным материалам о результатах оперативно-розыскной деятельности не приложены, органу расследования следует их запросить дополнительно, чтобы убедиться в наличии оснований и соблюдении условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, а в последующем обеспечить возможность их проверки судом при рассмотрении уголовного дела по существу.
К примеру, Костромской областной суд, рассматривая уголовное дело по обвинению Ш. в совершении трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ, и двух - ч. 1 ст. 292 УК РФ, установил отсутствие оснований для проведения первоначального и последующих оперативных экспериментов, в связи с чем оправдал подсудимого. В судебном заседании должностные лица органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, не смогли представить документы, подтверждающие такие основания, или каким-либо иным образом подтвердить их наличие.[23] Верховный Суд РФ данную позицию поддержал.[24] Вместе с тем при надлежащей оценке материалов оперативно-розыскной деятельности органом расследования на стадии предварительного следствия возможно было бы избежать незаконного привлечения Ш. к уголовной ответственности.
В другом случае как орган расследования, так и суды первой и кассационной инстанций вовсе не обратили внимания на отсутствие в материалах уголовного дела по обвинению Г. в совершении шести преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" по двум эпизодам предъявленного обвинения. В связи с этим Президиум Нижегородского областного суда признал материалы оперативно-розыскной деятельности по этим двум эпизодам недопустимыми доказательствами и отменил приговор в отношении Г. в части его осуждения по ним и уголовное преследование прекратил на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Отменяя обвинительный приговор в отношении Л. по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 291.1 УК РФ с направлением уголовного дела прокурору г. Москвы для устранения препятствий рассмотрения его судом, Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда указала в числе прочих оснований на необходимость исследования доводов стороны защиты об отсутствии в материалах уголовного дела оперативно-розыскных документов, подтверждающих выдачу участнику оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" Д. специальных технических средств и их возврат им обратно оперативным сотрудникам.[25]
Проверяя законность проведения оперативно-розыскных мероприятий при рассмотрении уголовного дела по существу, по одному из дел суд исследовал выписку из плана оперативно-розыскных мероприятий по делу оперативного учета.[26]
Таким образом, к представляемым материалам о результатах оперативно-розыскной деятельности также должны прилагаться:
- заявления участников оперативно-розыскных мероприятий о согласии в них участвовать,
- акты их личного досмотра до начала соответствующего мероприятия и после их проведения,
- акты выдачи им оперативными сотрудниками специальных технических средств и их возврата по окончании мероприятия оперативным сотрудникам,
- акты пометки денежных купюр и пр.
В дополнение к этому можно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органы, осуществляющие эту деятельность, вправе решать ее задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных законодательством, регламентирующим их компетенцию.
Например, компетенция Федеральной службы безопасности РФ в части защиты человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскной деятельности определена ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ. Это: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России, а также преступлений, расследование которых отнесено УПК РФ к ведению ФСБ России.
Несоблюдение установленной компетенции при проведении оперативно-розыскных мероприятий может повлечь признание результатов оперативно-розыскной деятельности недопустимыми и полученными с нарушением закона, что воспрепятствует их использованию в уголовном судопроизводстве.
В необходимых случаях может потребоваться проверка органом расследования, прокурором либо судом полномочий конкретного руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо его оперативного подразделения на санкционирование постановлений о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий в случаях, установленных ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Такие полномочия определяются не только федеральными законами, но и подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе имеющими гриф "секретно" и "совершенно секретно". Следовательно, проверить наличие таких полномочий у конкретного руководителя вправе в соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" надзирающий прокурор при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением или обвинительным актом, а также суд при рассмотрении уголовного дела по существу путем истребования рассекреченной выписки из соответствующего подзаконного нормативного акта.
Вопрос проверки законности проведения оперативно-розыскной деятельности в таком порядке имеет существенное значение прежде всего при рассмотрении уголовного дела судом присяжных, когда сторона защиты заявляет доводы о необходимости признания тех или иных оперативно-розыскных материалов недопустимым доказательством.
К примеру, при рассмотрении Читинским областным судом с участием коллегии присяжных заседателей уголовного дела по обвинению троих лиц по п. "ж" ч. 2 ст. 105 и ряду других статей УК РФ, предъявлению стороной обвинения присяжным результатов оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" предшествовала проверка председательствующим судьей их допустимости в качестве доказательств с привлечением надзирающего прокурора. Верховный Суд РФ, рассматривая дело в кассационной инстанции, в этой части с приговором согласился.[27]
Другим важным вопросом является получение информации, которая может иметь доказательственное значение в уголовном судопроизводстве только в рамках тех оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Однако до настоящего времени продолжает оставаться спорным вопрос, касающийся правовой природы и процедуры истребования при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сведений о телефонных соединениях абонентов и абонентских устройств. Получать информацию о телефонных соединениях позволяют технические возможности как организаций, предоставляющих услуги сотовой связи, так и стационарных телефонов, подключенных к цифровым АТС. Прежде всего вопрос касается необходимости судебного разрешения на истребование от операторов связи такого рода информации.
Суды по-разному решали данный вопрос. Одни отказывались выдавать разрешения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, полагая, что последние могут самостоятельно получить соответствующую информацию от операторов связи со ссылкой на ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". Другие рассматривали получение такого рода информации в качестве ограничения тайны телефонных переговоров и принимали ходатайства работников этих органов к рассмотрению и разрешению. При этом отсутствие такого разрешения рассматривалось впоследствии судом как основание для признания доказательств недопустимыми.[28]
Исследователями также высказаны разные точки зрения о решении данной проблемы. Одни ученые предлагают отнести получение сведений о входящих и исходящих телефонных звонках граждан к оперативно-розыскному мероприятию - наведению справок[29]. Другие полагают, что оперативно-розыскное законодательство и Федеральный закон "О связи" в полной мере позволяют в процессе оперативно-розыскной деятельности получать такие сведения без судебного решения.[30]