Файл: Облачные сервисы (Модели предоставления облачных сервисов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
Г) Облачные системы управления проектами - программное обеспечение, оптимизирующее основные бизнес-процессы предприятия. Софт позволяет определять круг необходимых задач, распределять их между исполнителями, контролировать результаты.
Главная задача облачного сервиса в данном случае - упростить планирование работ для повышения эффективности работы компании. Инструменты управления проектами включают в себя таск-менеджер, тайм-трекер, автоматизацию документооборота, учёта времени, бухгалтерии. При базовой неизменности требований к конечному результату применяется водопадная модель (например, метод PERT, диаграмма Ганта). Такой подход используется в строительстве и инженерии. Если ключевым показателем является качество, а сроки и ресурсы могут быть изменены, что характерно для разработки сайтов и приложений - подойдёт гибкая методология разработки (Agile/Scrum). Стартапам предпочтительнее использовать системы, учитывающие высокие риски и большое количество неопределённостей, например BRM.
Д) Управление взаимоотношениями с клиентами (система CRM) позволяет управлять взаимоотношениями с каждым клиентом, контролировать работу менеджеров, вести историю и добиться порядка в отношениях со всеми клиентами. Клиенты представлены в едином справочнике, система позволяет настраивать колонки, фильтровать по параметрам, загружать и выгружать данные из Excel. Каждый клиент представлен в карточке контрагента. Особенности конфигурации систем интеллектуального управления могут быть подобраны в соответствии с задачами, охватывать большинство аспектов локальных бизнес-процессов и помогать выстраивать взаимоотношения со всеми клиентами фирмы.
Е) Виртуальный офис — термин для обозначения офисных услуг коллективного пользования, которые зачастую включают в себя служебный адрес организации для получения корреспонденции, услуги пересылки почты, виртуальный телефонный номер, приём факса, а также дополнительно предоставляются обслуживание входящих звонков, услуги секретаря, веб-хостинг и аренда переговорных комнат и конференц-залов для деловых встреч. «Виртуальный офис» также является общим термином для описания среды, которая позволяет команде сотрудников эффективно вести бизнес, используя исключительно коммуникационные возможности Интернета [1].
Ж) Облачные сервисы складского и бухгалтерского учета – программы для автоматизации учета товарно-материальных ценностей и денег. В едином сервисе в руках одного специалиста торговый учет, складской, кадровый учет с автоматическим формированием кадровых документов, расчет зарплаты с автоматическим формированием проводок и отчетов, учет основных средств и прочее, непосредственно бухгалтерский учет и налоговый учет в соответствии с требованиями Налогового кодекса.
З) Облачная хостинг — это одновременное использование ресурсов нескольких физических серверов. Главное отличие облачного хостинга — возможность приобретения ресурсов пропорционально потребностям клиентам и оплата услуг хостера в зависимости от нагрузок. При заказе облачного хостинга достаточно определить размер необходимого дискового пространства, при этом оплата услуг зависит только от процессорного времени, затраченного на работу с ресурсами заказчика.
Это значит, что чем больше посещаемость интернет-проекта, тем больше ресурсов использует облачный хостинг и тем выше стоимость услуги. Остальные хостинг-параметры, влияющие на стоимость услуги (количество доменов, пропускная способность или базы данных) в облачном сервисе не регулируются, так как все они предоставляются без ограничений.
Итак, во втором пункте первой главы курсовой работы были рассмотрены основные виды облачных сервисов, работающих на основе различных моделей предоставления услуг, о чем речь пойдет далее.
Модели предоставления облачных сервисов
Существует несколько вариантов моделей предоставления облачных сервисов, рассмотрим их подробно.
- Инфраструктура как услуга (Infrastructure as a Service) – предоставление вычислительных мощностей в форме виртуальной инфраструктуры с заданной конфигурацией, требуемого объема и оснащенной системным программным обеспечением (например, хостинг).
Модель «инфраструктура как услуга», сокращенно IaaS, включает в себя базовые элементы для построения облачной ИТ-системы. В рамках этой модели пользователи получают доступ к сетевым ресурсам, к виртуальным компьютерам или выделенному аппаратному обеспечению, а также к хранилищам данных. Модель «инфраструктура как услуга» обеспечивает наивысший уровень гибкости эксплуатации и управления ИТ-ресурсами. Она практически аналогична современной модели ИТ-ресурсов, привычной для персонала ИТ-отделов и разработчиков.
Схема модели приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Схема модели IaaS
- Платформа как услуга (PaaS - Platform as a Service) – предоставление платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки приложений как услуги (пример: Windows Azure от Microsoft).
Модель «платформа как услуга» не требует от организации управления базовой инфраструктурой (обычно включающей оборудование и операционные системы) и позволяет посвятить все усилия разработке и управлению приложениями. Это повышает производительность работы, ведь вам больше не придется беспокоиться о приобретении материально-технических ресурсов, заниматься планированием мощности, обслуживанием ПО, установкой обновлений безопасности и выполнять другие трудоемкие задачи, необходимые для работы приложений.
При реализации IaaS-модели клиент обеспечивает управление доступом к ОС, бизнес-приложениям и ПО уровня Middleware, безопасность конфигурации развертываемых на виртуальных серверах приложений и ПО, антивирусную защиту. Кроме того, в зону его ответственности входят управление обновлениями ОС, устанавливаемых бизнес-приложений и ПО, мониторинг их состояния, а в случае высокого уровня рисков – шифрование данных, размещаемых на стороне провайдера.
Схема модели приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Схема модели PaaS
- Программное обеспечение как услуга (SaaS – Software as a Service) – предоставление программного обеспечения как услуги (например: Виртуальный офис Office 365).
В рамках модели «программное обеспечение как услуга» пользователь получает завершенный продукт, работающий под управлением поставщика услуги. Обычно в этом случае речь идет о приложениях для конечных пользователей. При работе с моделью SaaS не нужно беспокоиться о поддержке сервиса или управлении базовой инфраструктурой и можно полностью сконцентрироваться на использовании определенного программного обеспечения. Всем известный пример приложения SaaS – веб-сервис электронной почты, позволяющий отправлять и получать электронные письма без необходимости управлять дополнениями к программному продукту или обслуживать серверы и операционные системы, на которых работает сервис.
Схема модели приведена на рисунке 5.
Рассматривая модели PaaS, а затем и SaaS, следует отметить увеличение зоны ответственности провайдера в процессе обеспечения ИБ клиентских данных и поддержки переносимых в облако бизнес-процессов. Как следствие, часть технических мер от клиента переходит на сторону провайдера. При использовании PaaS в его область ответственности, помимо мер, реализуемых в модели IaaS, переходят управление доступом к ОС, обновлениями ОС и ПО уровня Middleware, мониторинг их состояния, а в случае высокого уровня рисков – шифрование клиентских данных, размещаемых на его стороне.
Чем более высокоуровневая модель используется, тем меньший уровень ИТ компетенции требуется от компании. И наоборот – чем ниже уровень ИТ компетенции организации, тем более высокоуровневая модель требуется.
Сведем основные характеристики различных моделей предоставления облачных сервисов в сравнительную таблицу.
Таблица 1
Основные характеристики моделей предоставления
Потребитель |
Оказываемая услуга |
Зона ответственности |
Возможность изменений |
|
IaaS |
|
|
|
|
PaaS |
|
|
|
|
SaaS |
Конечный |
Приложение под ключ |
Доступность и |
Минимальные |
Самой привлекательной с точки зрения клиента, но в то же время самой ответственной для провайдера является модель SaaS. В данном случае клиенту остается лишь разграничить доступ к облаку для своих сотрудников. SaaS для клиента имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, она позволяет значительно сократить стоимость поддержки используемых бизнес-приложений, с другой же, требует более высокого, а значит, и более дорогого, уровня SLA.
Итак, в первой главе было рассмотрено понятие облачного сервиса, а также его основные виды. Были приведены и проанализированы основные модели предоставления облачных сервисов, а также рассмотрены их основные достоинства и преимущества.
ГЛАВА 2. ПРИМЕР ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕСА
2.1 Определение проблематики
Для иллюстрации примера использования облачных процессов для автоматизации бизнеса возьмем некое предприятие. Форма организации предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Общество является дистрибьютором крупной информационной сети, производящей программное обеспечение, т.е. общество занимается реализацией и внедрением программного обеспечения, не являясь его разработчиком Штатное расписание предприятия приведено в таблице 2.
Таблица 2
Штатное расписание предприятия
Структурное подразделение |
Должность |
Штатная численность |
Руководство |
Генеральный директор |
1 |
Начальник отдела продаж |
1 |
|
Бухгалтерия |
Бухгалтер |
1 |
Отдел продаж |
Менеджер по продажам |
4 |
Отдел сопровождения |
Сервисный специалист |
1 |
Итак, общая численность предприятия 8 человек, т.е. предприятие относится к сегменту малого и среднего бизнеса, а именно – к кластеру микропредприятий. Подобные организации характеризуются высокой скоростью принимаемых решений, мобильностью и широким спектром обязанностей каждого из сотрудников, а также более склонны к модернизации и оптимизации собственной деятельности, нежели крупные иерархические структуры.
Основная цель деятельности предприятия – реализация услуг и предоставление качественного сервиса. Для достижения поставленной цели и реализации товара на предприятии внедрен следующий алгоритм основных производственных процессов, отраженный в таблице 3, являющийся также сформулированной системой сбыта, реализуемой на предприятии.
Таблица 3
Основные бизнес-процессы предприятия
Этап |
Задачи |
Поиск потенциальных клиентов |
Поиск потенциальных клиентов и составление списка с заполнением необходимых ячеек |
АВС – анализ и ранжирование |
|
Карта обследования |
|
Вхождение в контакт |
Подготовка и отправка письма |
Выявление ответственного |
|
Получить «ЛПР - да» (заинтересованность) |
|
Работа с клиентом |
Презентация, расширенная презентация |
Тестирование |
|
Сбор обратной связи |
|
Отчет ЛПРу |
|
Коммерческое предложение |
Подготовка и согласование ЦУ |
Ценовые переговоры, торг |
|
Заключение договора (контракта) |
Проект договора |
Счет, оплата |
|
Установка, отчет АСРП |
|
Акт |