Файл: Практика создания и функционирования картелей (Картель как форма олигополии на рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций). Если в отрасли существуют торговые объединения, это облегчает участникам картеля ведение переговоров и контроль за соблюдением соглашения в рамках торговых союзов.

Длительная история существования картелей выработала специфические методы предотвращения нарушения картельных соглашений, каждый из которых нацелен на повышение угрозы наказания в случае оппортунистического поведения, с одной стороны, и на обеспечение возможно более длительного существования картеля - с другой.

К основным методам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся:

контроль большего числа показателей, чем только цена,

Эффективные картельные соглашения включают спецификацию не только продажной цены, но и других показателей, которые легче проконтролировать, таких как: квота производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;

Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);

Картельное соглашение может включать в себя условие о том, что продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;

Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже определенного заранее уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.

2.Государственое регулирование картелей

Правовое регулирование картельных соглашений в России осуществляется Законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г.

В частности, ст. 10 Закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ст. 11 Закона).


При этом Закон рассматривает следующие действия как направленные на злоупотребление на рынке:

-установление, поддержание монопольно низкой или монопольно высокой цены;

-навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

-создание дискриминационных условий;

-создание препятствий доступу на товарный рынок и пр.

Законом запрещены соглашения, которые приводят к разделу рынка по территориальному признаку:

-объему продажи, ассортименту товаров;

-установлению или поддержанию цен (тарифов);

-установлению условий членства в профессиональных объединениях, если такие условия приводят к ограничению (устранению) конкуренции и пр.

Эти соглашения в виде единого юридического документа не существуют. Более того, даже если бы они существовали, то в любом случае не могли носить правомерный характер и расценивались бы как юридически ничтожные в силу прямого противоречия законодательству (ст. 186 ГК РФ).

Вместе с тем документальное подтверждение соответствующего факта является неоценимым доказательством. При заключении картельного соглашения недостаточно просто договориться о цене, необходимо также наладить механизм контроля исполнения данного соглашения.

Заключение картельных соглашений в определенных случаях может повлечь уголовную ответственность для их руководства.

Уголовный кодекс предусматривает состав данного правонарушения: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок и пр., если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба.

Таким образом, картельные соглашения в настоящее время -- это не редкость. Несмотря на общий запрет их заключения и ответственность, установленную государством, реального способа помешать их заключению сейчас не существует.

Однако в последнее время можно отметить, что государства уделяют больше внимания развитию политики в сфере борьбы с картелями. Можно рассмотреть динамику выявления картелей на примере ЕС

Таблица 1 : Дела по картелям в ЕС по десятилетиям

Тип географического охвата

1960-1969

1970-1979

1980-1989

1990-1999

2000-2009 (по наст.время)

ЕС/ЕЭЗ

2

2

15

15

29

национальный

0

1

2

3

9

международный

0

0

0

5

23

Всего

2

3

17

21

61


Таким образом, только благодаря четким методам выявления, таким как служебные методы инициирования дела, основанные на жалобах, отсылках или информации обличителей; дела, начатые на основе расследований в других странах; экономические/эконометрические подходы, использующие информацию мониторинга рынка; и, наконец, программы смягчения, появившимся в последние два десятилетия, право применение в сфере борьбы с картелями возымело свое действие.

Действительно, ранее международные картели не выявлялись и, следовательно, не являлись субъектом преследования в ЕС.

Ситуация с тремя самыми громкими картелями последних лет иллюстрирует проблемы неопределенности. Речь идет о минтаевом картеле, картеле пангасиуса и картеле норвежской рыбы. Функционировали они по схожей схеме – российские поставщики рыбы объединялись в ассоциации и воздействовали на поставщиков из других стран и некоторые государственные органы для ограничения поставок членам ассоциации, распределения квоты между участниками и фиксации цен.

В деле картеля минтая суды решили, что заключенное участниками соглашение является картелем per se и эффект не подлежит доказыванию. Аналогичное решение в деле о картеле пангасиуса было отменено, так как суды сочли необходимым анализ рынка и установление раздела рынка, т. е. не только соглашение, но и фактическое его исполнение должно было быть доказано. В этом деле суды аргументировали свою позицию так: не было доказано, что картель повлиял на снижение объемов импорта, что препятствия для входа на рынок новым компаниям стали реальными и что установленные участниками картеля цены повлияли на рынок.

В деле о картеле норвежской рыбы необходимыми элементами картельного сговора суды посчитали его влияние на экономические процессы на товарном рынке и состоявшийся раздел территории России между продавцами. Решение по делу о норвежской рыбе интересно еще и тем, что суд предпринимает попытку оправдать картельное соглашение определенными благоприятными последствиями для рынка, хотя закон не устанавливает условий допустимости для соглашений подобного рода.

Такая неопределенность картельного запрета представляет серьезную опасность не только для антимонопольных органов, но и для бизнеса, и для потребителей. Самая главная проблема в том, что она затрудняет пресечение существующих картелей, по сути допуская развитие и исполнение незаконных соглашений по крайней мере до тех пор, пока они не произвели определенного эффекта. Практика доказывания эффекта в картельных спорах не сложилась ни в одной юрисдикции, поскольку это либо невозможно, либо очень затратно.


Недостижимым становится и так называемое общее пресечение (отказ потенциальных нарушителей от совершения правонарушения благодаря страху перед санкциями), поскольку нет внятного послания бизнесу, что допустимо, а что нет. Отсутствие определенности подрывает основания и для уголовных санкций, которые являются единственным инструментом, гарантирующим пресечение для этого вида нарушений.

В основе нашей необычной проблемы помимо многолетней привычки к регулируемой экономике дефицит юридической техники, с одной стороны, и чрезмерное право применение – с другой. Картельный запрет очень уж напоминает запрет прочих соглашений, эффект которых доказывать можно и нужно. Усложняет применение антикартельных норм и распространение антимонопольного права на соглашения государственных органов с бизнесом, что антимонопольному регулированию обычно несвойственно. Для неправомерного поведения чиновников более чем достаточно и уголовных, и административных инструментов, а распространение антимонопольного права на государственные органы затрудняет отделение элементов, для которых необходимо доказать эффект, от элементов, запрещенных per se в конкретном правонарушении, что также дает возможность картелистам уйти от ответственности.

С другой стороны, попытки применить картельный запрет слишком широко тоже опасны. В некоторых решениях судов отчетливо прослеживается попытка воспроизвести исключения для применения санкций за картели, которые существуют в ЕС (и существовали в России до 1995 г.); бизнес и некоторые эксперты считают, что игнорирование малозначительности правонарушения (аналог принципа существенности воздействия в европейском законодательстве) девальвирует смысл картельного расследования.

Игнорирование проблемы приведет к полному обесцениванию антикартельного право применения. Российские штрафные санкции по своему размеру уже больше похожи на лицензионные платежи, чем на угрозу, способную остановить менеджмент от неправомерного решения. Если допустить доказывание эффекта картельных соглашений как необходимого элемента правонарушения, то картельные отделы ФАС будут просто работать вхолостую: картели продолжат делить рынок – и расплачиваться за это будут потребители.

Становление правового регулирования картелей в России неразрывно связано с возникновением и развитием капиталистических отношений. Процесс становления капиталистических отношений и развитие рынка (в котором одним из необходимых элементов саморегулирования и развития является конкуренция) в России отличался своим характером протекания от аналогичных процессов в западноевропейских странах. В России становление рыночных структур происходило при существовании ряда предпосылок.


Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями его являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Россия для сохранения своей национальной и государственной независимости выбрала путь структурирования экономики на основе командно-административной системы, исключающей любые конкурентные отношения в сфере производства и торговли. Это на долгое время исключило из поля зрения юридической науки проблему взаимоотношения конкуренции и монополии в экономическом пространстве.
Таким образом, Россия сравнительно недавно переориентировала экономическую политику государства на создание цивилизованного рынка. В Российском государстве только в восьмидесятые годы XX в. отказались от повсеместного использования в экономике административно-командных методов управления, поэтому необходимость антимонопольного регулирования рыночных отношений и защита конкуренции возникла не так давно. Конкуренция - необходимый атрибут развитой рыночной экономики. Именно она является основным стимулом повышения качества производимой продукции, наращивания объемов производства, формирования наиболее обоснованной цены товаров, качественной и достоверной рекламы. Современное антимонопольное законодательство РФ всемерно направлено на поддержание свободной конкуренции как основы развития национальной экономики, на борьбу с картелями - как наиболее опасными для развития рыночных отношений антиконкурентными соглашениями.

Заключение.

Возникновение интегрированных формирований в экономике России является следствием определенных процессов, которые начались в начале 90-х годов в период реформирования экономики. Рыночные отношения побуждают хозяйственные структуры, и в первую очередь, крупные промышленные предприятия, быть мобильными и адаптированными к изменениям рыночной конъюнктуры. Для того чтобы успешно работать в условиях рыночной конкуренции и реализовывать значительные финансово-промышленные проекты предприятиям уже недостаточно функционировать в рамках отдельных разрозненных хозяйственных обществ, и поэтому они стремятся объединяться в группы предприятий по отраслевому, территориальному или иному принципу. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что создание и функционирование промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциаций и корпораций является одной из перспективных организационно-экономических форм развития рыночной экономики и дает основания утверждать, что деятельность определенных форм интегрированных корпоративных структур определяет направленность дальнейшего развития национальной экономики. Актуальность темы исследования обусловлена углублением интеграционных процессов, происходящих в экономике РФ в современных условиях и приводят к появлению качественно новых форм хозяйствования, в состав которых следует отнести отраслевые интегрированные производственные формирования, холдинговые компании, ПФГ, бизнес-группы и т. др. Высоко оценивая вклад отечественных и зарубежных авторов в решение вопросов развития интегрированных формирований (в т.ч. картелей), следует отметить объективную необходимость дальнейшего углубления теоретических исследований и практических разработок проблем их деятельности с учетом специфики национальной экономики. Существенные сдвиги в промышленном производстве второй половины ХХ ст., особенности образования крупных многоотраслевых концернов исследовали В. Бовыкин, М. Бункина, В. Голосов, С. Меньшиков, Е. Нухович, Г. Полуница, И. Сысоев, Г. Солюч, И. Фаминський, Ю. Юданов и др. Отдельные важные аспекты опыта формирования и становления финансово-промышленных групп (ФПГ) в 90-е годы ХХ ст. нашли отражение в работах российских ученых: С. Авдашевой, Ю. Винслава, С. Голубевой, В. Дементьева, Д. Львова, Л. Макаровича, Ю. Петрова, В. Рудашевского, Е. Сабурова и др. Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ создания интегрированных экономических формирований в условиях усиления интеграционных процессов, исследование финансового механизма их функционирования с учетом отраслевой специфики и форм хозяйствования, а также изучение методических подходов к оценке эффективности их деятельности. Согласно поставленной цели были определены следующие задачи: - исследовать финансово-экономические предпосылки возникновения интеграционных процессов и проанализировать эволюционные этапы их развития в условиях рыночных отношений; - изучить сущность понятия “картель” и систематизировать основные классификационные признаки, провести их сравнительную характеристику; - исследовать основные внутренние и внешние факторы активизации интеграционных процессов в России в условиях мирового экономического кризиса и структурной перестройки экономики; - определить роль и специфику создания и функционирования интегрированных формирований, действующих на основе комбинирования деятельности