Файл: Практика создания и функционирования картелей (Понятие картеля и причины возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Анти конкурентное соглашение (картель) — является мощным ограничителем рыночной конкуренции, т.е. «честного соревно­вания» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан (с позиции ФАС России). На сайте ФАС России картель определяется как «объединение независимых коммер­ческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами». “Картелизация” происходит путем нелегального сговора компаний с це­лью максимизировать прибыль путем ограничения кон­куренции. Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, рас­пределения территорий и потребителей.

Целью данной курсовой работы является исследование условий возникновения, стимулов к нарушению и способов поддержания картельных соглашений, как внешними методами регулирования, так и внутренними.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотрение следующих задач:

1) изучить картельные соглашения и причины возникновения картелей;

2) рассмотреть стимулы к нарушению картельного соглашения;

3) провести анализ картельных сговоров;

4) изучить влияние внутренних и внешних факторов на существование и развития картельного соглашения.

1.Картель, как форма олигополии на рынке.

1.1Понятия картеля и причины возникновения.

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

В Мировой экономике выделяют несколько видов картелей:

1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).

2. Долевой картель:

квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;


территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

4. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

5. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.

6. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

7. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

8. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

9. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

10. Региональный картель, определяющий области сбыта.

11. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.

Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей.

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

-принципа установления цен;

-раздела рынков сбыта;

-квот производства и сбыта участников;

-обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.

На любом олигополистическом рынке у небольшого количества фирм может появиться стимул координировать свою производственную деятельность и политику образования цен. Такое стратегическое поведение фирм осуществляется в виде взаимодействии, когда они заранее договариваются о совместных действиях, с целью увеличения индивидуальной и совокупной прибыли через сокращение рыночного объема выпуска и повышение рыночной цены.


Картель - форма объединения предприятий на основе соглашения, регламентирующего цены, объем производства, условия найма рабочей силы, границы рынков сбыта. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный документ.

Превращение крупнейших компаний в многоотраслевые комплексы - явление новое, присущее современному монополистическому капитализму в отличие от империализма начала XX в. Картельные соглашения, бывшие предшественниками трестов и концернов, сейчас начали возрождаться на новой основе. Эти соглашения заключаются все чаще между концернами.  

Вступая в соглашение картельного типа в целях усиления контроля за рынком, олигополии нередко дополняют его организацией общего сбыта продукции, распределения заказов на производство в соответствии с оговоренными квотами, иногда проводя и общие закупки сырья. Картельные соглашения с такой централизацией торгового капитала называются синдикатами. В их рамках промышленный капитал, сохраняя свою ранее возникшую экономическую обособленность, сращивается в новой форме с торговым капиталом, усиливая этим свое господство на рынке.  

Организационная форма картелей не имеет четко выраженного общего формального элемента. Картельные соглашения достигаются путем договоренностей руководства соответствующих производственных структур ( юридических лиц), сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются практически во всех странах.  


Человек в своём развитии изначально испытывал на себе влияние двух тенденций: иметь свою индивидуальность и объединяться с себе подобными. На протяжении всей истории развития человечества мы наблюдаем эти тенденции на многочисленных примерах, которые находят проявления в быту, бизнесе, в межгосударственных отношениях.

Одновременно с этим он стремится к объединению с себя подобными индивидами для решения социальных, экономических и иных задач. Для решения этих задач люди создавали различного рода объединения. На первых стадиях человеческого развития такие объединения, (роды, общины) были принудительными, так как человек не мог противостоять силам природы в одиночку и без объединения с себе подобными просто не выжил бы. Человек не мог ни вступать, ни выходить из них добровольно, так как сам характер таких объединений изначально предполагал членство в них любого индивида. Со временем объединения граждан меняли свои цели и формы и прошли путь от принудительных до добровольных объединений.


И вот эти две противоположные тенденции к индивидуализации и объединению оказывают существенное воздействие на развитие мировой экономики в целом. С одной стороны, без наличия частной предпринимательской инициативы невозможно комплексное решение любых экономических задач. С другой стороны, глобальный характер мировой экономики предполагает концентрацию финансовых, производственных, трудовых ресурсов. Такая концентрация различных ресурсов является неизбежным следствием всего экономического развития в целом.

Иногда также используются и иные названия указанных экономических форм или их совокупности: мета корпорации, альянсы, интегрированные структуры, группы компаний. Каждая из экономических форм имеет свои характерные особенности, позволяющие отличить одну от другой. В целом же все они отражают экономическую тенденцию к концентрации ресурсов для решения глобальных задач мировой экономики.

В картель объединяются предприятия одной отрасли производства. В целях поддержания монопольно-высоких цен картельные соглашения предусматривают определенные размеры производства и сбыта товаров как для всех участников картеля в целом, так и квоты (определенные доли) для каждого отдельного его участника. В случае нарушения участником картеля квоты последний обязан выплачивать штраф в общую кассу картеля. Нередко картельные соглашения содержат положения, направленные против забастовочного движения рабочих, их профсоюзов.

На любом олигополистическом рынке у небольшого количества фирм может появиться стимул координировать свою производственную деятельность и политику образования цен. Такое стратегическое поведение фирм осуществляется в виде взаимодействии, когда они заранее договариваются о совместных действиях, с целью увеличения индивидуальной и совокупной прибыли через сокращение рыночного объема выпуска и повышение рыночной цены.

Совокупность фирм, которые заключают тайное или явное соглашение о согласованности своей деятельности, называется картелем, который может появиться как в результате официального договора, так и молчаливого согласия фирм. Если заключается формальный договор, то все параметры рынка такие как цена, объемы выпуска четко фиксируются.

Молчаливое соглашение предполагает "взаимопонимание без слов": принятие одинаковых решений в независимости друг от друга. На рынке имеется ряд "удобных" параметров (ценовые линии розничной торговли, определенный уровень качества продукции), которые приводят к возможности согласования поведения нескольких фирм без непосредственных контактов.


На рынке конкуренции каждая фирма решает, какое сокращение ее собственного выпуска приносит ей выгоды, не принимая во внимание при этом доходы других фирм, которые выигрывают от сокращения общего объема выпуска на рынке. В отличие от этого картель принимает в расчет выигрыш всех своих участников от сокращения объема выпуска каждой фирмы. Это и является стимулом объединения в картель школа.

На графике представлены кривые совокупного рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек картеля. Кривая предельных издержек картеля представляет собой сумму (по горизонтали) индивидуальных кривых предельных издержек фирм. Возникает вопрос: почему картелю выгодно сокращать выпуск ниже конкурентного уровня?

1.2 Стимулы к нарушению и способы поддержания картельного соглашения

На практике многие картели существуют в течение десятков лет. Следовательно, должны быть причины, которые объясняют стабильность картелей. К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, относятся следующие:

Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него.

Выполнение этого условия существенно зависит от эластичности рыночного спроса и от доли фирм в отрасли, которые входят в картель. Чем менее эластичен спрос в отрасли, тем легче предпринимать действия по увеличению цены, тем выше может быть уровень картельной цены и совокупной выручки фирм. С другой стороны, если картель контролирует только незначительную долю отраслевого рынка, фирмы-аутсайдеры могут воспрепятствовать значительному увеличению рыночной цены.

Издержки по организации картеля включают в себя, прежде всего, затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Факторами, от которых зависит величина этих издержек являются:

1) число фирм в отрасли. Чем больше и менее устойчиво число фирм, тем труднее договориться.

2) концентрация производителей. Если несколько крупных фирм определяют основной объем выпуска отрасли, эти фирмы могут легко договориться между собой, не привлекая к ведению переговоров другие (мелкие) фирмы.

3) однородность продукта отрасли. Чем выше степень дифференциации продукта, тем труднее фирмам договориться о поддержании одного уровня цен на рынке.