Файл: Баланс и отчетность (Бухгалтерский баланс: понятие, структура и классификация).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Бухгалтерский баланс: понятие, структура и классификация
2.2. Порядок и правила заполнения бухгалтерского баланса
ГЛАВА 3. ОБЩИЙ АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ ООО «СК «ВЕСТ».
3.1. Роль бухгалтерского баланса в оценке финансового состояния предприятия
3.2. Горизонтальный анализ активов и пассивов баланса ООО «СК «Вест».
3.3. Вертикальный анализ активов и пассивов баланса ООО «СК «Вест».
ВВЕДЕНИЕ
Такой важный элемент бухгалтерской отчетности, как баланс в разное время изучался различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. Бухгалтерский баланс отличается многогранностью и емкостью содержания. Эта тема привлекает внимание в связи с тем, что бухгалтерский баланс в современном учете занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Это представляет дополнительный интерес для разработки данной темы.
Целями работы являются изучение структуры финансовой отчетности предприятия, выявление места бухгалтерского баланса в ней, рассмотрение правил и порядка составления бухгалтерского баланса.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
- ознакомится с понятием бухгалтерского баланса, с правилами и порядком его составления;
- рассмотреть классификацию бухгалтерских балансов по различным признакам;
- выявить значение бухгалтерского баланса в оценке финансового состояния предприятия;
- рассмотреть на примере общий анализ бухгалтерского баланса.
Объектом исследования является бухгалтерский баланс как основная форма отчетности для раскрытия информации о предприятии и оценки его финансового состояния. Для иллюстрации изложенного материала взяты данные Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вест» (ООО «СК «Вест»).
Теоретической и методической основой для исследования послужили Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету, постановления Министерства финансов РФ, труды российских авторов в области анализа финансовой отчетности предприятия.
Особенную ценность при написании работы представили труды таких российских ученых как Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Домбровская Е.Н. и др. В их работах рассмотрена не только финансовая отчетность предприятия, но также указаны методы оценки финансового состояния по данным отчетности, а также рассмотрены практические рекомендации по его укреплению.
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Типовые формы бухгалтерской отчетности, правила составления, сроки представления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов регламентируются Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а также инструкциями и указаниями Минфина Российской Федерации о составлении квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из бухгалтерского баланса (ф. №1), отчета о прибылях и убытках (ф. №2), отчета об изменениях капитала (ф. №.3), отчета о движении денежных средств (ф. №4), приложений к бухгалтерскому балансу (ф. №5), пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту (1, с. 9).
Образцы типовых форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности утверждаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и ПБУ 4/99 (2, с.12).
Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно (3, с.48).
Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
- участникам или собственникам их имущества;
- территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
- другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности (8, с. 590).
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней — дата ее почтового отправления.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, подтверждаемые лицами, подписавшими бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, и достоверность представленной бухгалтерской отчетности, как это установлено в Федеральном законе о бухгалтерском учете, в первую очередь удостоверяет руководитель предприятия, а не главный бухгалтер (3, с.50)
В соответствии с требованиями ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (13, с. 234-246).
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Бухгалтерский баланс: понятие, структура и классификация
Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды и lanx – чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин применяется в экономической науке для обозначения интервальных показателей, характеризующих источники образования каких либо ресурсов и направление их использования за определенный период времени. Метод построения баланса как совокупность данных в виде двусторонней таблицы широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:
1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;
2) самая важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату (5, с.74).
Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности – показать собственнику, чем он владеет, или какой капитал находится под его контролем, позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также, дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации (8, с.604).
Наиболее важные в бухгалтерском учете классификационные признаки хозяйственных средств:
1)состав (вид);
2)источники формирования.
Хозяйственные средства по составу подразделяются на внеоборотные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам (9, с. 29).
Бухгалтерский баланс состоит из 2 основных частей - актива и пассива. В активе представлены ресурсы организации, а в пассиве - источники их формирования. Отличительная особенность бухгалтерского баланса - равенство итогов актива и пассива. Это обусловлено принципом двойной записи, применяемым в бухгалтерском учете.
Актив баланса содержит 2 раздела: I. Внеоборотные активы, II. Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из 3 разделов: III. Капитал и резервы, IV. Долгосрочные обязательства, V. Краткосрочные обязательства.
Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса (5, с. 76).
В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов.
Таблица 1.
Классификация бухгалтерских балансов.
Классификационный признак |
Виды балансов |
По времени составления |
Вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные |
По источникам составления |
Инвентарные, книжные, генеральные |
По объему информации |
Единичные, сводные, консолидированные |
По характеру деятельности |
Балансы основной деятельности, балансы не основной деятельности |
По видам деятельности |
Баланс организации, баланс инвестиционного фонда, баланс банка, баланс страховой организации, баланс бюджетной организации |
По формам собственности |
Баланс государственного предприятия, баланс частного предприятия |
По объекту отражения |
Самостоятельный баланс, отдельный баланс |
По способу аннулирования |
Баланс-брутто, баланс-нетто |
По времени составления балансы классифицируются как: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные (8, с. 615).
Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. В нем определяется та сумма ценностей, с которой организация начинает свою деятельность. Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они делятся на начальные, промежуточные и заключительные. Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Они отличаются от заключительных балансов тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, и тем, что промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета. А перед составлением заключительного баланса должна проводиться полная инвентаризация всех статей баланса. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Они составляются в течение всего периода ликвидации и делятся на вступительные, промежуточные и заключительные ликвидационные балансы. Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц. Объединительный баланс формируется при объединении нескольких организаций в одну, либо при присоединении неких структурных единиц (12, с. 15).
По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основе описи средств. «Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы…» Книжный баланс составляется на основе книжных записей без предварительной проверки их при помощи инвентаризации. Генеральный баланс составляется при помощи анализа учетных записей и данных инвентаризации.
По объему информации балансы делятся на единичные и сводные. Единичный баланс отражает деятельность одной организации. Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных организаций, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех организаций в целом. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы (9, с. 159).