Файл: Бухгалтерский учет основных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начисляется НДС в бюджет: Д-т 91 К-т 68

Поступает арендная плата: Д-т 51 К-т 76

Начисляется арендная плата авансом за будущие периоды: Д-т 76 К-т 98

Начисляется амортизация по сданным в аренду основным средствам: Д-т 91 К-т 02

Увеличение первоначальной стоимости основных средств по возвращенным арендатором основным средствам на стоимость произведенных им капиталовложений: Д-т 01 К-т 83.

Проводки у арендатора:

Получены в текущую аренду основные средства: Д-т 001 К-т –

Начисляется арендная плата за отчетный период: Д-т 25, 26, 44 К-т 76

Начисляется арендная плата авансом: Д-т 97 К-т 76

Перечисляется арендная плата: Д-т 76 К-т 51

Капитальные вложения в основные средства, выполненные за счет арендатора: Д-т 01 К-т 08

Стоимость капитальных вложений, переданных арендодателю списывается на убыток: Д-т 91 К-т 01.

Лизинг является одной из разновидностей финансовой аренды. Его особенность в том, что по договору аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизинг также дает возможность арендодателю (лизингодателю) реализовать дорогостоящее оборудование на условиях фирменного кредита. В свою очередь арендатор (лизингополучатель) без больших капитальных затрат в течение длительного времени постепенно оплачивает стоимость оборудования в виде арендных платежей.

Лизингодатель является собственником приобретенного имущества в течение срока договора лизинга, т. е. до момента выкупа его лизингополучателем. Полученное имущество для передачи в лизинг лизингодатель учитывает на активном счете 03 субсчет 1 «Имущество для сдачи в аренду», и отражает следующими проводками:

1) на покупную стоимость: Д-т 08 К-т 60;

2) на сумму НДС: Д-т 19 К-т 60;

3) на первоначальную стоимость при постановке на учет: Д-т 03/1 К-т 08.

При лизинговых операциях возможны два варианта:

1) переданное в лизинг имущество продолжает числиться на балансе лизингодателя;

2) сданное в лизинг имущество числится на балансе лизингополучателя.

Учет затрат на ремонт, переоценка и инвентаризация основных средств

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они различаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Источник финансирования у них один – это затраты производства.

В качестве документов, подтверждающих обоснованность ремонта основных средств, могут выступать:


Приказ руководителя организации на проведение ремонта;

Дефектная ведомость, которая содержит обоснование необходимости проведения ремонта. Унифицированной формы дефектной ведомости нет, поэтому она составляется по форме разработанной и утвержденной организацией самостоятельно.

Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т. е. силами самой организации, или подрядным способом - силами сторонних организаций.

При хозяйственном способе ремонт выполняется ремонтной службой предприятия. Расходы по ремонту относят на затраты того периода, в котором они возникли и отражают проводкой: Д-т 25, 26 К-т 10, 70, 60.

При подрядном способе организации заключают договор с подрядчиком. На стоимость законченных ремонтных работ подрядчик предъявляет счет, акцепт которого отражается проводками: Д-т 25,26 К-т 60. На сумму НДС: Д-т 19 К-т 60.

С 1 января 2011 года в бухгалтерском учете резерв на ремонт основных средств не создается. Дело в том, что из ПБУ исключен п.72, которым была предусмотрена возможность формирования подобного резерва.

К реконструкции относится перестройка и капитальная модернизация оборудования. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» затраты на реконструкцию увеличивают первоначальную стоимость объекта. 10% от стоимости произведенной реконструкции разрешается сразу списать на себестоимость, а остальные 90% - за счет амортизационных отчислений.

Переоценка - периодическое уточнение восстановительной стоимости объектов основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.

Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности организаций, их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа.

Согласно нормативным документам, организациям предоставлено право не чаще одного раза в год на начало отчетного года переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости.

При переоценке основных средств, осуществляемой в первый раз, сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации: Д-т 01 К-т 83.

Сумма уценки объекта основных средств относится на дебет счета 84 и кредит счета 01.

Увеличение суммы амортизации при дооценке основных средств отражают по кредиту счета 02 и дебету счета 83, а уменьшение суммы амортизации при уценке основных средств — по дебету счета 02 и кредиту счета 84.

При вторичной и последующих переоценках сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве прибыли. В этом случае сумму дооценки отражают: Д-т 01 К-т 84.


Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды: Д-т 83 К-т 01. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков: Д-т 84 К-т 01.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации: Д-т 83 К-т 84.

Результаты переоценки основных средств, проведенной организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения. Для целей налогообложения сумма добавочного капитала, списанного при выбытии основных средств, учитываться не будет.

Инвентаризация – проверка соответствия фактического наличия имущества в натуральном виде данным бухгалтерского учета.

Положением о бухгалтерском учете и отчетности установлено, что инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в год перед составлением годового отчета.

Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов организации, проверить техническую документацию, уточнить данные бухгалтерского учета.

При инвентаризации основных средств комиссия, назначаемая руководителем, производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись ф. № ИНВ-1 в одном экземпляре по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственным лицом и передается в бухгалтерию. В бухгалтерии данные описи сличают с данными учета и составляют сличительную ведомость, в которой определяют недостачи или излишки.


Излишки приходуют подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации: Д-т 01 К-т 91, субсчет «Прочие доходы» (по первоначальной стоимости).

При недостаче, порче основные средства списывают с баланса

проводками:

1) списание первоначальной стоимости объекта: Д-т 01/5 К-т 01;

2) списание суммы начисленной амортизации: Д-т 02 К-т 01/5;

3) отражена недостача в сумме остаточной стоимости: Д-т 94 К-т 01/5.

На виновное лицо недостачу относят по рыночной стоимости:

— на сумму остаточной стоимости: Д-т 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 94;

— на разницу между рыночной и остаточной стоимостью: Д-т 73/2 К-т 98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

По мере погашения недостачи виновным лицом в бухгалтерском учете делают записи:

— Д-т 50 К-т 73/2 — внесена в кассу сумма недостачи;

— Д-т 70 К-т 73/2 — удержана из заработной платы сумма недостачи;

— Д-т 98/4 К-т 91/1 — доля доходов будущих периодов списывается на прочие доходы отчетного периода.

Если конкретный виновник недостачи не установлен, тогда остаточную стоимость списывают на прочие расходы организации: Д-т 91/2 К-т 94.

Учет основных средств на ПК

Программа «1С: Бухгалтерия» предназначена для автоматизации бухгалтерских операций. Учет основных средств не является исключением и реализован в программе с помощью соответствующих документов, проведение которых формирует необходимые бухгалтерские записи и печатные формы.

Любая номенклатурная единица организации имеет свой жизненный цикл. Для основных средств можно выделить следующие стадии жизненного цикла:

Поступление объекта основных средств;

Принятие объекта основных средств к учету;

Начисление амортизации;

Снятие с учета объекта основных средств.

Каждый из вышеприведенных этапов находит свое отражение в соответствующих бухгалтерских операциях.

Поступление объекта основных средств - данная хозяйственная операция помогает определить первоначальную стоимость объекта основных средств, которая представляет собой сумму денежных средств, потраченных предприятием на покупку или создание объекта основных средств.

Первой учетной операцией будет являться отражение факта покупки объекта основного средства способом создания соответствующей номенклатурной единицы в справочнике «Номенклатура».

Для того чтобы отразить факт покупки объекта основного средства, необходимо использовать документ «Поступление товаров и услуг» с видом операции. После его заполнения, необходимо внести дополнительную информацию для проведения данной бухгалтерской операции на вкладках «Счета расчетов», «Дополнительно» и «Счет-фактура». На вкладке «Счета расчетов» отражается информация о счетах расчетов с поставщиком. На вкладке «Дополнительно» вносятся сведения о грузоотправителе и грузополучателе товарно-материальных ценностей. Они необходимы для корректного формирования печатных форм. На вкладке «Счет-фактура» указываются данные о предъявленном счете-фактуре. Они используются для автоматического формирования книги покупок. После того, как вся нужная информация разнесена по соответствующим позициям, следует провести документ.


После того, как приобретение объекта основных средств было проведено по регистрам бухгалтерии, следует приступать к следующей стадии учета.

Чтобы правильно оформить принятие к учету объекта основных средств, необходимо выполнить следующие этапы:

1) Создание соответствующего элемента в справочнике «Основные средства».

2) Создание документа «Принятие к учету основного средства». Данный документ предназначен для принятия к учету объекта основного средства.

После проведения документа «Принятие к учету ОС» сформируется соответствующая запись в журнале.

Начисление амортизации выполняется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта основных средств. Для начисления амортизации используется регламентная операция документа «Закрытие месяца».

Все регламентные операции выполняются автоматически.

Снятие с учета объекта основных средств - данный этап жизненного цикла объекта основных средств является заключительным. Для снятия с учета основного средства используется документ «Списание ОС».

В результате списания основного средства соответствующий объект выбывает из организации, и амортизация на него больше не начисляется.

Вышеперечисленные операции представляют собой базовые действия с объектами основных средств, которые выполняет программа «1С: Бухгалтерия». Другими хозяйственными операциями, которые могут потребоваться в процессе учета основных средств на предприятии, могут быть перемещение объектов основных средств, модернизация ОС и т. д., которые также автоматизированы в программе.

Заключение

Данная курсовая работа отражает особенности ведения бухгалтерского учета основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы и предложения:

- Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода.

- Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.

- Основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования.