Файл: Стандарты управления проектами (Специализация и детализация).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения по созданию стандартов
1.1. Специализация и детализация
1.3. План управления проектом и рамочные стандарты
2.1. Проектные отклонения: риски, проблемы, изменения.
2.2. Управление проблемами и изменениями
3. Организационные структуры в проектах
3.1. Тактика и стратегия внедрения стандарта управления проектами
Классификация по предметным областям и по продуктам в рамках этих областей позволяет специализировать разделы Содержание и границы, Ключевые вехи, Требования и стандарты. Эту классификацию как раз можно выстроить по иерархическому принципу. Например, "информационные технологии" - "проекты системной интеграции" - "создание интегрированных систем управления проектами".
Классификация по масштабности проекта позволяет специализировать разделы Организационная структура, Управление отклонениями, Обеспечение качества. Для построения этой классификации могут использоваться различные основания - территориальная разбросанность, как это принято в Enron Corp., или стоимость проекта (IBM), может быть, какие-то другие основания и их комбинации.
Классификация по форме оплаты и, следовательно, учета работ позволяет специализировать Контроль и отчетность, Управление проектной документацией на основании таких форм контрактов как "Время и материалы" и "Фиксированная цена".
Таким образом, можно вести речь, например, о шаблоне "План управления проектом создания концепции (продукт) информационной системы (предметная область) стоимостью свыше $ 100 тыс. (масштабность) с контрактом в форме "время и материалы" (форма оплаты и учета работ)", как о макрошаблоне, получаемом простой сборкой из нескольких более мелких (микро) шаблонов отдельных разделов Плана. Кроме того, в макрошаблон должны быть включены и некоторые дополнительные разделы, которые не могут быть определены на микроуровне. Микрошаблоны могут быть глубоко специализированными - насколько это позволяет соответствующая классификация и накопленный на предприятии опыт.[8]
Рассмотренные выше примеры классификаций проектов специально подобраны нами для иллюстрации возможности сборки шаблона из относительно независимых стандартных фрагментов. Однако в реальной жизни встречаются и другие ситуации. Например, в IBM принята классификация проектов по сложности. В соответствии с этой классификацией проекты делятся на обычный бизнес (Business as Usual - BaU), стандартные проекты системной интеграции и сложные проекты системной интеграции. Причем именно эта классификация является определяющей для структуры и содержания Плана управления проектом. При этом другие классификации сохраняют свое значение для формирования отдельных разделов Плана. [9]
1.3. План управления проектом и рамочные стандарты
Кому-то может показаться, что создать шаблон плана управления проектом достаточно просто, надо только иметь под рукой "рамочные" стандарты, например PMBoK и ISO 10006 и разбираться в предметной области. В большинстве случаев рамочный стандарт дает лишь понятийный аппарат и общие методологические принципы. Более того, дело осложняется еще и тем, что необходимая информация в самих рамочных стандартах "рассыпана" по разным разделам и ее не так-то просто "собрать, выстроить, и привести к общему знаменателю".
Проиллюстрируем это на примере не самого сложного раздела плана "Организационная структура проекта". В PMBoK необходимая информация разбросана по нескольким разделам, а так же в ISO 10006:1997. Но и в том и в другом случае для создания специализированного шаблона этой информации не достаточно.
Рис. 3. Декомпозиция работ по различным основаниям
Таким образом, на основе "рамочной" методологии должна быть создана методология "корпоративная", в которой основные положения, требования, принципы и практики управления проектами конкретизированы и систематизированы применительно к управлению проектами на данном предприятии на основе анализа конкретной специфики выполняемых предприятием проектов.[10]
Эта корпоративная методология и специализированные шаблоны документов и составляют существо стандарта управления проектами уровня предприятия. А процесс создания стандарта напоминает спираль, на каждом новом витке которой методики становятся все более специализированными, а шаблоны - все более детализированными.
2. Проектные отклонения
2.1. Проектные отклонения: риски, проблемы, изменения.
Прежде всего, поясним термин "отклонения", это необходимо, поскольку в литературе по управлению проектами он трактуется неоднозначно.
В первой главе было рассказано о Плане управления проектом - основополагающем документе, содержащем согласованное всеми участниками документально зафиксированное представление о проекте. Другими словами, План управления проектом является "точкой опоры" или исходной базой для всего последующего развития проекта.[11]
как утверждают многие авторы,
как описывается в научной литературе,
Однако, уже планируя проект, предполагается, что не все получится именно так, как запланировано. И реальное исполнение проекта, как правило, подтверждает эти опасения. Возникающие несовпадения первоначального согласованного и зафиксированного представления о проекте и того, что получается в действительности, и называются обычно отклонениями. Понимаемый в этом смысле термин "отклонения" эквивалентен термину "deviations", используемому в англоязычной литературе.
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур экономики и на образование и функционирование естественных монополий. Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению этого вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области экономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в своих трудах. Современные ученые также заинтересованы этим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такие ученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в современной экономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия». Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в этом виде монополии. Результаты исследования. В современной экономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими услугами (товарами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти услуги (товары), чем спрос на другие услуги (товары). [1]. Таким образом, исходя из понятия, которое приведено в экономической энциклопедии, естественная монополия - это отрасль, в которой ярко выражена экономия от роста масштабов производства, а конкуренция не осуществлена, затруднена либо не применяемая; отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны при условии, что одна фирма обслуживает весь рынок. [2, с. 483]. В, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями в обмен на право правительства регулировать их действия с целью недопущения злоупотребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия: коммунального обслуживания - электро-, газо-, водоснабжения; связи; кабельного телевидения; отдельных отраслей транспорта (например: метро) и т.д.. [3, с. 88]. Надо обратить внимание, что естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства и его материально-технической базы, особое внимание следует обратить на развитие прогресса. В современной экономике рынки являются динамичными. Поэтому, с развитием научно-технического прогресса, например, с изменением рыночных условий, технологические изменения обусловливают другую характеристику расходов, высокие цены способствуют появлению заменителей. Условия для существования естественной монополии могут исчезать. Это касается некоторых временных естественных монополий, к которым можно отнести теплоснабжения и городской транспорт. Однако существуют монополии, которые на обзорную перспективу считаются постоянными монополиями - водоснабжения, водоотведения. Можно выделить две основные причины существования естественной монополии: ? законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности; ? экономическая эффективность концентрации производства. Но как отмечают С. Никитин, Е. Глазова и М. Степанова, монополия все реже ассоциируется с ростом концентрации; во многих случаях ее начали оправдывать, особенно когда достигнута с ее помощью эффективность покрывает расходы, связанные с уменьшением конкуренции [4, с . 93]. При этом законодательное предоставление исключительных прав и отнесения хозяйственной деятельности к естественной монополии касается только тех ее видов, в которых наблюдается экономическая эффек
тивность концентрации производства. Хотя последняя наблюдается в значительной части производств, необходимость предоставления исключительных прав, т.е. естественной монополии, декларируется, с экономически обоснованной позиции, только в тех случаях, когда конкуренция будет нежелательной для общества. [5, с. 67]. Выводы. Естественная монополия является структурой рыночной среды, существование которой экономически целесообразно. Она возникает вследствие технологических особенностей производства и его материальной базы. Основными причинами существования естественных монополий является законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности и экономическая эффективность концентрации производства. Естественные монополии возникают лишь в тех отраслях экономики, где конкуренция была бы экономически неэффективной. Для обеспечения положительного эффекта от деятельности естественных монополий необходимо, прежде всего, правильно определить критерии отнесения определенных видов хозяйственной деятельности в тех или иных местах территории к естественной монополии и сформировать действенную стратегию государственного регулирования их деятельности. ?Закон конкуренции - один из важнейших общих законов товарного производства, выражающий постоянную зависимость между собой участников процесса производства и потребления товаров, их постоянную борьбу, которая заставляет совершенствовать процесс производства, применять достижения научно-технического прогресса, внедрять новые формы организации производства, прогрессивные системы заработной платы, то есть осуществлять все, что позволяет завоевать рынок. Постоянное давление конкуренции - важная движущая сила общественного развития. Она также является важным регулятором пропорций производства и потребления. Конкуренция направляет действия всех участников рынков в интересах общества, способствует установлению на рынке определенного порядка, балансирует спрос и предложение товаров, обеспечивает реализацию закона пропорционального развития общественного производства. На основе действия закона конкуренции приводятся в движение все другие объективные экономические законы, обеспечивающие экономическое развитие. Однако конкуренция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Да, она часто вызывает банкротство слабых конкурентов, халатное отношение к природным ресурсам, способствует концентрации производства и созданию монополий, заставляет скрывать научно-технические открытия, сдерживать распространение достижений науки и техники на широкий круг производителей и т.д.. Поэтому с целью устранения негативных последствий конкурентной борьбы и усиления ее положительных воздействий и результатов в цивилизованных рыночных государствах сформирована государственная конкурентная политика. Цивилизованная добросовестная конкуренция не является естественным атрибутом рыночной стихии, она не развивается сама собой, а требует соответствующих государственных мероприятий, определенного вмешательства государства в процессы конкурентной борьбы. При этом, необходимо не только регулировать процессы, которые формируются в различных сферах производства, но и создавать условия для обеспечения оптимального соотношения рыночных сил с потребностями эффективного общественного развития. Государство должно поддерживать добросовестные проявления конкуренции и предупреждать ее негативные последствия. Определение масштабов монополизма - сложная методологическая проблема, поэтому сегодня фактически неизвестный реальная степень монополизма в национальной экономике. Если раньше высокий уровень монополизма в значительной степени характеризовался наличием большого количества монопольных структур в производственной сфере, то теперь они быстро возникают в сфере реализации и даже в сфере предоставления административных услуг. Конкуренция дает возможность выбора наилучшего товара и порождает среду состязательности предпринимателей, что, в конце концов, способствует экономическому и технологическому прогрессу общества. Именно поэтому государство должно использовать все предоставленной ей административные рычаги воздействия для предупреждения создания монополий, а
там, где монополии уже существуют (например, в сферах естественных монополий) - должен предупреждать злоупотребления монопольным положением и, по возможности, осуществлять демонополизацию. В экономике любого государства существуют естественные монополии - отдельные случаи и сферы хозяйствования, в которых монополистическая организация экономически неизбежной и обоснованной. В этих сферах общество выработало совсем другую тактику поведения: не конкурентную борьбу, а жесткий государственный контроль. Если в отраслях, где возможна конкуренция, государство направляет усилия на ее защиту, а она уже сама регулирует цены, качество товаров, объемы их производства, то в сфере естественных монополий эти показатели непосредственно регулируются специальными государственными органами. Естественная монополия - это особое состояние рынков, которые имеют два характерных признака. Первая связана с технологией и транспортировкой товаров, для которых создание и деятельность параллельных структур неэффективное: удовлетворение спроса в условиях монополии эффективнее, чем в условиях конкуренции. Второй признак связан с особенностями спроса. Продукция естественных монополий удовлетворяет жизненно необходимые потребности населения и предпринимателей и, как правило, не может быть заменена товарами других отраслей экономики. Естественная монополия существует там, где эффект масштаба производства настолько велик, что одно предприятие может обеспечивать рынок, имея при этом более низкие затраты на производство, чем если бы здесь работало несколько конкурирующих предприятий. Это происходит, в частности, в области электро-, водо-, тепло-, газоснабжения, отдельных сферах транспорта и связи. Наличие в этих сферах более одного предприятия, как правило, приводит к снижению эффективности общественного производства, то есть в этих сферах конкуренция оказывается нерентабельной. Однако, стоит отметить, что в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, только часть видов хозяйственной деятельности на самом деле относится к естественной монополии. Некоторые виды хозяйственной деятельности в этих сферах могут эффективно функционировать и в условиях конкуренции. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородняя и международная телефонная связь, в принципе, также не должны рассматриваться как естественные монополии. Но пока в во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне зачисляются к естественным монополиям. Так же и на железнодорожном транспорте существует целый ряд вспомогательных видов деятельности (ресторанные услуги, стирка белья, ремонт, строительство, машиностроение и т.д. ), которые хотя и имеют определенную специализированную направленность, но успешно могут осуществляться на конкурентных началах. Во многих случаях сущность и особенности функционирования естественных монополий связаны с сетевой организацией производства. Целостная сеть, которая охватывает большие территории и к тому же имеет диспетчерские службы, которые владеют ситуацией и управляют оперативным устранением недостатков в работе, стоит слишком дорого. Поэтому содержание параллельных сетей ведет к неоправданному росту затрат на единицу продукции. Тем более проблематичным является создание новых сетей. Высокая капиталоемкость строительства трубопроводов, железнодорожных путей, портов, линий связи в сочетании с достаточно длительным сроком окупаемости понесенных затрат, создает непреодолимые барьеры для осуществления новых капитальных вложений. Поэтому эти сферы общественного производства не очень привлекательны для отдельных инвесторов. Более того, для отдельных предпринимателей они просто не под силу. Здесь требуется сочетание капиталов многих субъектов хозяйствования, а поскольку желающих на такие малоприбыльны действия, как правило, нет, то эту функцию берет на себя государство. Она вынуждена это делать потому, что естественные монополии являются преимущественно стратегическими объектами, от которых зависят